|
Фото © Reuters
Берн. Артур Гачинский |
31 января 2011
Чемпионат Европы завершился в субботу двумя победами, каждая из которых стала по-своему особенной. У мужчин выиграл 20-летний француз Флоран Амодио, у женщин - 26-летняя швейцарка Сара Майер. Российские фигуристы остались в одиночном катании без наград, но выполнили задачу глобального порядка: на чемпионате Европы-2012 наша страна будет представлена максимальным числом спортсменов - по трое в каждом виде программы.
Давняя традиция фигурного катания - заканчивать любой старт, включая Олимпийские игры, показательными выступлениями - позволяет всем действующим лицам, включая прессу, как бы отойти от стресса соревнований и в то же самое время взглянуть на них более широким взглядом. Попробую сделать это и я.
ГРУСТНАЯ СКАЗКА СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ
Сара Майер плакала после проката. Она шла к этому золоту с 2007-го. На чемпионате Европы в Варшаве швейцарка была настолько хороша, что фаворитом соревнований называли именно ее. Но выиграла Каролина Костнер. Итальянка тогда была переполнена азартным желанием отыграться за не очень удачное выступление в олимпийском Турине, тренировалась как проклятая и летом 2006-го даже приезжала на испанский сбор к Алексею Мишину - подправить прыжки.
За счет сложности она тогда и выиграла, оставив Сару с серебром.
Через год этот сценарий был воспроизведен по второму разу - в Загребе. А потом Сару стали мучить травмы.
Тот период стал настоящей трагедией для семьи фигуристки, где спорт всегда был не просто развлечением, но скорее образом жизни. Мать Сары выступала в свое время в синхронном катании, отец, дядька и два двоюродных брата профессионально играли в хоккей, сестра-фигуристка дважды становилась в синхронном катании чемпионкой страны, а родная тетя Ева Фер тренировала Сару с самого детства, и отчасти благодаря именно этой спортсменке стала одним из ведущих тренеров страны.
Травмы, с которыми Сара столкнулась в 2008-м, были из разряда несовместимых со спортом. Сначала у нее сильно сместились позвоночные диски. Соответственно, любая нагрузка то и дело вызывала обострение. Потом начались проблемы с ахиллом, из-за чего фигуристка была вынуждена почти полностью прекратить тренировки. Олимпийский сезон завершился для Майер 15-м местом в Ванкувере, 26-м - на чемпионате мира в Турине и стойким желанием закончить кататься.
На Берн ее практически уломали. Убедили в том, что независимо от результата спортсменка сделает счастливыми тысячи швейцарцев, если согласится выступить перед ними дома. В самый последний раз.
- Мне много раз снилось, как я катаюсь в Берне, - сказала Сара уже после выступления. - Эти сны были очень яркими, с большим количеством деталей. Я словно со стороны видела, как катаюсь, прыгаю, потом еду вдоль борта к пьедесталу, а люди бросают на лед цветы и плачут от счастья.
Когда я просыпалась, то сама готова была заплакать оттого, что это был всего лишь сон. Это случалось так много раз... А сейчас мне очень трудно поверить, что все, что со мной происходит, - явь.
При том, что победа Майер пробирала пронзительностью человеческой драмы, рассматривать женский турнир со спортивной точки зрения не хотелось вообще. Потому что было достаточно очевидно: нынешний европейский уровень совершенно неконкурентен применительно к мировому. Одновременно с чемпионатом Европы, кстати, в Северной Каролине проходил чемпионат США на котором Майер со своим результатом 170,60 могла бы стать лишь пятой. А ведь не американки ныне задают тон в женском одиночном катании.
По той же самой причине считать успешным выступление Алены Леоновой и Ксении Макаровой можно лишь условно.
МАЛЬЧИК ИЗ ТРУЩОБ
Когда осенью прошлого года Николай Морозов сказал мне, что произвольная программа, которую он поставил Флорану Амодио, - это лучшее, на его взгляд, что вообще когда-либо было в мужском катании, я, признаться, восприняла слова тренера слегка скептически. Долго вспоминала: ну да, танцевальный такой мальчик, уровня второй мировой десятки.
Программу француза я тем не менее посмотрела на ближайших же соревнованиях. И прекрасно поняла, что именно имел в виду тренер.
Как когда-то в знаменитой ягудинской «Зиме», каждый шаг программы Амодио совершенно идеально ложился на музыку. Впечатление многократно усиливалось выбором этой самой музыки (Майкл Джексон) в сочетании с невероятной пластичностью и танцевальностью фигуриста - бразильца по рождению.
Единственным минусом произвольной программы чемпиона можно было бы считать отсутствие в ней четверного прыжка, но это, подозреваю, всего лишь вопрос времени.
До прошлого года Флоран катался у Бернара Глессера, который в свое время приметил крошечного и юркого, как обезьянка, парнишку на массовом сеансе катания и стал с ним работать. В 12 лет Амодио стал неудержимо вытягиваться, в связи с чем ему на 18 месяцев пришлось вообще прекратить кататься - слишком сильно стали болеть неокрепшие голени и коленные суставы. Потом он снова вернулся в фигурное катание. А год назад стал тренироваться у Морозова.
Когда мы разговаривали с тренером о постановках программ, Николай заметил, что успех тут никогда не удается предсказать заранее. Он рождается сам - из каких-то мелких деталей, из того, насколько удачно в программу вписывается характер спортсмена.
В катании Амодио в Берне было столько ритма, страсти и по-настоящему мужского начала, что потом, когда призеры пришли на пресс-конференцию, было трудно поверить: неужели именно этот невысокий, достаточно хрупкий и скромный мальчик только что заставил биться в экстазе весь зал, включая судейскую лавку?
Оценки Амодио были тоже в какой-то степени уникальны. Не имея в спортивном багаже ни одной по-настоящему значимой победы, француз получил абсолютно лучшую сумму баллов за компоненты, подразумевающие помимо общего впечатления хореографичность, владение коньком и связность катания между прыжками и вращениями.
А вот в части технической оценки Флоран уступил сразу четверым (Брайану Жуберу, Томашу Вернеру, Кевину ван дер Перрену и Константину Меньшову). И это было совершенно справедливо: все четверо выполняли программы с четверными прыжками, до которых Амодио пока немного не дорос.
ГЕНИЙ И... ЗЛОДЕЙСТВО?
«Морозов - гений!» - эту коротенькую фразу совершенно безапелляционным тоном сказала мне в пресс-центре английская журналистка Сандра Стивенсон, и я даже не пыталась возражать. Не потому, что Сандра ездит на мировые и европейские первенства с 1968 года и много чего в своей жизни видела. Гениев - в том числе. А по той причине, что в отношении Николая Морозова я и сама придерживаюсь схожей точки зрения.
Только гению свойственно без сожаления расставаться с талантом любой величины, зная, что замену ему он подготовит безо всякого труда. Только гений может позволить себе взять незатейливую музычку из мультфильма и поставить на нее одну из лучших программ. Только гений может без всякого смущения поставить двум прямым соперникам программы на одну и ту же музыку и быть уверенным, что эти программы никому не придет в голову сравнивать - настолько разными они будут. Только гению может быть абсолютно безразлично, под флагом какой страны его творение стоит на пьедестале.
Морозову неоднократно за глаза инкриминировали, что, являясь, по сути, российским тренером и работая в России, он одновременно с этим готовит российским фигуристам прямых конкурентов, причем готовит их более чем успешно. Подозреваю, что Николаю это действительно безразлично. Хотя... лукавлю, конечно. Не подозреваю, а абсолютно в этом уверена.
Как истинный гений Морозов готов работать 24 часа в сутки и работает немногим меньше на самом деле, прекрасно знает себе цену (когда однажды в Японии руководители местной федерации фигурного катания попытались «поучаствовать» в тренировочном процессе, Морозов просто выгнал их с катка), ну а в том, что тренер и одновременно хореограф такого дарования никогда и ни в одной стране мира не останется без работы, сомневаться не приходится в принципе.
Другой вопрос, что с тех самых пор, как Николай работал «на подхвате» у Татьяны Тарасовой и делал постановки всем, кто об этом попросит, он, как мне кажется, сильно изменился. Помню, его рассказы о том, как перед Играми в Турине в числе спортсменов, обратившихся с просьбой поставить им программы, был Евгений Плющенко. Морозов с восхищением говорил тогда об уникальном двигательном таланте Евгения, о его способности воспринимать новое, но был, как мне показалось, слегка расстроен тем, что в итоге от той постановки остались «рожки да ножки». Ибо Алексей Мишин, тренер Плющенко, привык адаптировать работу любого хореографа под свое собственное понимание фигурного катания.
Представить нынешнего Морозова, позволяющего кому бы то ни было бесцеремонно влезать в свой тренерско-творческий процесс, просто не могу. Остается радоваться, что он быстро нашел общий язык со своим однофамильцем Стасом Морозовым и Ниной Мозер, у которых тренируется наиболее обещающая из российских спортивных пар - Татьяна Волосожар и Максим Траньков (именно Николай поставил фигуристам программы этого сезона). Что же касается работы Морозова с российским одиночником Сергеем Вороновым, то тренировочный процесс был изначально сильно осложнен количеством перенесенных Вороновым травм, свалившихся на одну и ту же многострадальную ногу. Но именно Российская федерация фигурного катания, как мне кажется (если иметь в виду стратегические планы), должна озадачиться тем, чтобы российских учеников у Морозова было как минимум несколько.
В похожей ситуации - между своими и чужими - находится сейчас еще один незаурядный российский тренер - Александр Жулин. Его российская пара - победители прошлогоднего юниорского первенства Елена Ильиных и Никита Кацалапов - стали в Берне четвертыми. Французский дуэт Жулина - Натали Пешала/Фабьен Бурза - выиграли золото. Тренируются эти две пары на одном льду, причем Лена с Никитой открыто говорят во всех интервью, что их цель - золото Олимпийских игр в Сочи.
В этом противостоянии на самом деле нет никакой проблемы. Если кто и помешает юным жулинским воспитанникам стать в 2014 году олимпийскими чемпионами, так точно не французский дуэт - при всем уважении к Натали и Фабьену. Изо дня в день выдерживать конкуренцию со стороны стремительно прогрессирующих Ильиных/Кацалапова - сложное испытание. Вопрос лишь в том, как долго Натали и Фабьен будут способны это переносить. А вот для юных россиян в этом ежедневном соперничестве одни плюсы: чемпионы Европы, практически достигшие своего потолка, - прекрасный оселок, чтобы точить зубы.
ТАЛАНТ БЕЗ ЛИЦА
27-летний Константин Меньшов, ставший в Берне четвертым по результату произвольной программы, стал в какой-то степени заложником неопытности своего тренера Евгения Рукавицына. Те, кто видел тренировки Меньшова в Швейцарии, отмечали, что спортсмен просто «звенит» от набранной формы. Видел это и Рукавицын. И в предвкушении звездного мига своего ученика на чемпионате Европы потащил Меньшова для пущей уверенности на дополнительную вечернюю тренировку накануне первого соревновательного дня.
Тренировка прошла блистательно. А утром выяснилось, что вся психическая энергия оказалась полностью растраченной на том вечерне-тренировочном льду: в короткой программе дебютант остался 14-м.
Это был настолько классический несчастный случай, что его вообще следовало немедленно выбросить из головы, сделав выводы, и не придавать выступлению никакого значения. Меньшов прекрасно зарекомендовал себя на чемпионате страны, уверенно выиграв золотую медаль, причем выполнил в произвольной программе сразу два четверных прыжка. В Берне он тоже сделал в произвольной два четверных, получил за них солидные надбавки за качество, да и вообще в «минус» у Меньшова не ушел ни один элемент.
Проблема тем не менее заключается в том, что на чемпионате мира, который пройдет в конце марта в Токио, Россия имеет лишь одну вакансию в мужском одиночном катании. Формально Меньшов, как чемпион страны, должен был бы получить безоговорочное право выступить и на европейском, и на мировом первенствах. Но фактически совершенно не исключено, что решение будет принято в пользу 17-летнего Артура Гачинского. В Берне ученик Алексея Мишина стал в произвольной программе шестым, а в общем зачете пятым - на две позиции выше Меньшова.
На стороне Гачинского куда более весомый авторитет тренера, а также собственный возраст: понятно ведь, что в глазах любого руководителя 17 лет намного предпочтительнее, нежели 27.
А вот что касается спортивной стороны, я выбрала бы Меньшова. Не только чтобы дать этому парню честно заработанный шанс, который к тому же в его жизни, возможно, не повторится. А потому, что в программах этого фигуриста четко прослеживается свое, очень узнаваемое и, я бы сказала, очень «мужское» лицо. Другими словами, есть то, что в мировом одиночном катании всегда считалось самым большим дефицитом.
У Гачинского же есть многое: бьющий в глаза прыжковый талант, легкость, фантастическое скольжение, природная, хоть пока еще не до конца развитая пластика, юношеский азарт... Но «лица» я в Берне так и не увидела. Его просто не было.
Был крайне размытый образ - то ли девичий, то ли подростковый, невнятная «ни о чем» хореография произвольной программы со множеством странных, но исправно заученных фигуристом движений. Что касается темы постановки, то еще осенью на московском этапе «Гран-при» выяснилось, что сам Гачинский и его тренер трактуют суть программы совершенно по-разному. Отсюда, видимо, неспособность спортсмена вложить в свое катание мало-мальски интересный, а главное - запоминающийся характер.
Комментируя выступление своего ученика перед журналистами, Мишин не жалел превосходных степеней.
- Артур продемонстрировал изумительное катание, - сказал тренер. - Никто из мужчин так никогда не катался! Не в моих правилах обсуждать судейство. Однако я думаю, что в короткой программе Гачинскому несправедливо не засчитали волчок. А в произвольной - не слишком высоко оценили Артура по компонентам, поскольку он был интересней, я бы даже сказал, авангардней остальных. Ничего страшного! Вот увидите, еще год-другой - и Артур «сделает» всех соперников, которым проиграл в Берне. У него большой потенциал.
С заключительной фразой, безусловно, нужно соглашаться не раздумывая. А вот все остальное позволю себе поставить под сомнение. Гачинский все-таки не справился в финале с нервами: упал на тройном акселе, сделал «бабочку» вместо двойного ... «Ноль», полученный в короткой программе за вращение в волчке, тоже был справедлив: нынешние правила предписывают фигуристам крайне тщательно относиться к позициям во время вращений. Как и к дорожкам шагов, кстати: чуть проявил небрежность, недовернул конек до положенной оси - и вот уже у тебя не четвертый уровень сложности, а только второй.
Для дебюта результат Гачинского действительно можно считать выдающимся: далеко не каждый юниор заявляется во взрослую компанию с четверными прыжками в короткой и произвольной композициях и получает малую бронзу в одной из этих программ. Но если смотреть с олимпийских позиций, с которых, собственно, Мишин всегда смотрел на катание своих учеников в своей прошлой тренерской жизни, то уже сейчас имеет смысл руководствоваться совершенно другими мерками.
ЕЩЕ ОДНО ВОЗВРАЩЕНИЕ
Да-да, я вновь о Евгении Плющенко. Накануне чемпионата Европы олимпийский чемпион Турина через своего тренера передал в Российскую федерацию фигурного катания письмо с просьбой восстановить его в любительском статусе. Это вовсе не означает, что Евгений собирается в ближайшее время вернуться на лед (участие в каких-либо турнирах в этом сезоне в его планы, естественно, не входит), но если его просьба будет удовлетворена Международным союзом конькобежцев, то теоретически есть шанс увидеть Плющенко на соревнованиях уже через год.
|