СТАРАЯ-НОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ |
|
Фото © AFP
Берн. Стефан Ламбьель |
23 января 2011
Семнадцать, страшно сказать. Семнадцать чемпионатов Европы по фигурному катанию в «анамнезе», как сказали бы врачи. Чемпионат в Берне для меня 18-й, и впервые я прокололась, как юнкор, – поехала на соревнования, не посмотрев предварительно их расписание по дням.
Более того, мне даже в голову не пришло смотреть расписание. Зачем, если предыдущие восемнадцать лет все было, как по нотам: первый вид - во вторник, первый финал, соответственно, в среду. В понедельник – открытие, а приехать к месту событий, соответственно, лучше на день раньше, чтобы посмотреть официальные тренировки.
И только в Берне выяснилось, что все будет совсем не так. Ибо на нынешнем чемпионате Международный союз конькобежцев (ISU) решил возродить практику квалификационных турниров, растянув их вплоть до среды.
Что же такое квалификация и для чего она нужна? Прежде всего это попытка отсечь совсем слабых участников от основного турнира: по нынешнему регламенту в квалификационных соревнованиях участвуют фигуристы, занявшие на прошлом европейском первенстве места ниже 18-го, и те, кто в прошлом чемпионате не участвовал.
Другими словами, 18 сильнейших единиц в каждом виде программы квалификация не коснется, а десять лучших фигуристов в одиночных видах и восемь дуэтов в танцах получат возможность, прокатав свои произвольные программы, присоединиться к основной обойме.
В парном катании квалификации нет, но только по той причине, что это традиционно малолюдный вид программы. В Берн, например, заявились всего 17 спортивных пар. При том что танцевальных дуэтов в квалификационном турнире 15 (в общей сложности, соответственно, 33), а мужчин-одиночников – 21.
С квалификацией, кстати, у России связана достаточно трагичная история: на чемпионате мира-1993 в Праге, когда квалификационные соревнования было решено провести впервые, единственная наша участница Мария Бутырская не прошла в основной турнир. В связи с чем не только сама Мария лишилась возможности продолжать соревнования, но и вся страна осталась без олимпийской квоты.
В те годы квалификационный прокат произвольной программы проводился для всех без исключения участников. Но в итоге он был признан бессмысленным: ISU согласилось, что совершенно незачем мучить всех спортсменов ради того, чтобы отсеять одного-двух, не попавших (по тому регламенту) в тридцатку.
Судя по тому, что в воскресенье пресс-центр чемпионата был заполнен на добрую половину, большинство моих коллег, приехавших в Берн заранее, прокололись, как и я, на собственном многолетнем опыте. На лицах читался один-единственный вопрос: «Чем мы будем заниматься до среды?»
Оказалось, что не так страшен черт. В полдень на свою первую жеребьевку заявились танцевальные дуэты, и конференц-зал заполнился знакомыми тренерскими лицами. Двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов привез две пары англичан и грузинский дуэт. Известный в прошлом советский танцор, а впоследствии тренер Ростислав Синицын приехал в Берн с очень интересным немецким дуэтом Нелли Жиганшина/Александр Гажи, Олег Эпштейн, работавший когда-то в Москве с танцорами в «Олимпийском», затем в США – с Эваном Лайсачеком и танцорами группы Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, привез Изабеллу Тобиас и Дэйвидаса Стагнюнаса (с этим партнером, напомню, в апреле пробовала кататься Яна Хохлова).
В холле отеля я встретила утром знаменитого российского тренера Виктора Кудрявцева, приехавшего на чемпионат Европы (редкий случай) без собственных учеников. Мэтр фигурного катания был в Цюрихе по делам и решил использовать эту поездку с максимумом эффективности – посмотреть соревнования. Кудрявцев, кстати, регулярно проводит в Швейцарии свои летние тренировочные лагеря, несколько раз к этим занятиям присоединялся двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель. Правда, нынешний сезон для Ламбьеля уже не «спортивный» - фигурист по-прежнему много выступает во всевозможных шоу, но с соревнованиями закончил. Год назад Стефан принял предложение швейцарского телевидения приехать в Берн в качестве сокомментатора. Этот факт, похоже, вызвал у телевизионщиков безудержный экстаз. Во всяком случае все подступы к дворцу увешаны изображениями самого титулованного швейцарского фигуриста, и эти плакаты сопровождаются словами: «У вас есть уникальная возможность посмотреть чемпионат вместе с Ламбьелем!»
Такую же рекламу периодически запускают и по местному ТВ.
Еще на катке дико холодно – он неотапливаемый. Фигуристы – народ к холоду привычный, но тем не менее Платов первым делом сказал именно об этом. Мол, соберетесь на каток, одевайте на себя все теплое, что только есть, включая шерстяные носки, шапочки и варежки. Иначе останется бегать кросс вдоль бортов.
Носков у меня нет, но есть вязальные спицы и несколько мотков шерсти. Будет чем заняться в ожидании квалификационных стартов.
|