Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2010 - Турин (Италия)
СЛЕЗЫ И АМБИЦИИ
Юко Кавагути и Александр Смирнов
Фото © Александр Вильф
Юко Кавагути и Александр Смирнов

26 марта 2010

В первом финале чемпионата мира в Турине Россия завоевала бронзовую награду. Ее обладателями стали Юко Кавагути и Александр Смирнов. Титул чемпионов у пар во второй раз достался китайцам Пан Цин/Тун Цзянь. Алена Савченко и Робин Шолковы, побеждавшие на двух предыдущих мировых первенствах, на этот раз завоевали серебро.

Принято считать, что бронзовая медаль радует ее обладателей больше, чем серебряная. Ведь серебро - это зачастую куда более болезненный в психологическом отношении проигрыш. А бронза, как ни крути, успешная попытка взять медаль и удержаться на пьедестале.

Вот только глядя на лица Юко Кавагути и Александра Смирнова после выступления, было совершенно невозможно поверить, что эта медаль - уже вторая в карьере - способна радовать спортсменов: партнер вымученно улыбался, взяв на себя нелегкий труд отвечать на вопросы журналистов, партнерша же с трудом сдерживала слезы.

Выступление сильнейшей российской пары в Турине в очередной раз подняло избитый в общем-то вопрос: насколько оправдан риск, когда спортсмен стремится к совершенно реальному результату и может достичь его «малой кровью»? Ведь если бы не неудачный выброс в четыре оборота, на который пошли Кавагути и Смирнов в начале своей произвольной программы, пара могла бы уверенно быть второй. Как минимум - второй.

Вопрос на самом деле риторический. Человечество всегда с удовольствием рассуждает на тему здравого смысла и при этом беззаветно любит тех, кто рискует. Вспомните недавние дискуссии вокруг четверных прыжков в мужской программе: речь ведь шла именно об этом. Наверняка и в Турине в зале присутствовало множество людей, которым отчаянный и совершенно неоправданный (как выяснилось) риск Кавагути и Смирнова был милее, нежели победа китайского дуэта с набором элементов, имевшим место в парном катании еще лет 20 назад.

Когда обязательная часть пресс-конференции была завершена и спортсмены вышли в коридор, я спросила у Александра Смирнова: «Зачем?»

- Ну... - замялся он. - Удовлетворили собственные амбиции. Хотя и поступились мнением тренера. Тамара Николаевна хотела, чтобы мы показали чистый прокат. Убеждала нас, что в этом случае будет либо серебро, либо даже золото. Но мы... В тренировках мы совершенно спокойно выполняем четверной выброс по два-три раза. В день финала удачно сделали его на тренировке в 8 утра, а ведь это такое время, в которое многие вообще не могут кататься. Просто сделать сложный элемент на соревнованиях - это совсем другое. Тем не менее решили попробовать. Когда-то ж надо? Тем более мы постоянно думаем об этом. Собирались включать выброс в программу на чемпионате Европы, но Москвина нас переубедила. Потом - на Олимпиаде. И ведь готовы были к этому. Но... Тамара Николаевна, конечно, сильно расстроилась...

- Не жалеете, что пошли на риск?

- Нет. Когда-то нужно начинать. Если думать только о том, чтобы кататься чисто, можно ведь и до двойных прыжков скатиться. А мы хотим идти вперед. И парное катание двигать вперед.

- Не страшно идти на такие элементы, зная, что у партнерши серьезные проблемы с плечом?

- Страшно. Я все время начеку. Постоянно контролирую, в каком состоянии Юко. Стараюсь, чтобы не было резких рывков за травмированную руку. В наших ближайших планах эту травму вылечить. Это, правда, произойдет не сразу после чемпионата: у нас запланированы показательные выступления, тренировки. Но как только сезон завершится, немедленно займемся здоровьем.

Несколько лет назад Москвина в разговоре со мной заметила, что никогда ничего не запрещает своим спортсменам. А, напротив, предоставляет им право совершить ошибку и задним числом прийти к выводу, что тренер был прав. Ее точка зрения на то, как следовало выступать Кавагути и Смирнову, в Турине казалась куда более обоснованной. Чистый прокат и, как следствие, гарантированное более высокое место были нужны спортсменам для того, чтобы как минимум обрести уверенность в том, что все жертвы, включая отказ Юко от японского гражданства ради российского, были принесены не зря. Чтобы вернуть спортсменам психологическое равновесие, наконец. Подняться на ступенечку выше того уровня, который уже был достигнут.

Тем более что пару, если лечение потребует операции, ждет нелегкий период. Привычный вывих плеча - одна из самых неприятных в спорте травм. Не только потому, что устранить его можно только хирургическим путем, но и потому, что период реабилитации после такого вмешательства - это несколько месяцев, которые требуются для того, чтобы вернуть суставу прежнюю подвижность и способность переносить нагрузки. Поэтому безусловно лучше прожить это время, не мучаясь мыслью о пережитой неудаче.

Была ли бронза Кавагути и Смирнова справедливой? Из тех, кто наблюдал за соревнованиями с трибун, так посчитали не все: два падения на лед - сначала с четверного выброса, а затем с тройного - сильно испортили впечатление о прокате в целом. Но тут как раз проявилась невидимая большинству суть нынешних правил: даже несмотря на то, что фигуристы потеряли три балла на первом выбросе, 1,88 - на втором и еще два были сняты с результата за факт падений, они сумели набрать за техническую часть своей программы 65,39. Лишь на сотые меньше, чем чемпионы и серебряные призеры. Кстати, если бы Кавагути устояла на ногах после второго выброса, итоговые баллы россиян оказались бы выше тех, что получили двукратные чемпионы мира Алена Савченко и Робин Шолковы.

Оказаться на третьей ступени пьедестала в среду могли и Мария Мухортова/Максим Траньков. Все шансы для этого были в руках спортсменов. Но подвели нервы: Маша сделала одинарный прыжок вместо двойного в каскаде, а потом случилась ошибка, которую смело можно включать в перечень курьезов на льду. Максим так старался идеально выполнить свою часть работы, запуская партнершу в тройной выброс, что не удержался на ногах и упал, заработав балл штрафа на ровном месте.

Информация о том, что дуэт, возможно, выступает в своем нынешнем составе в последний раз, которая очень быстро стала достоянием общественности после Игр в Ванкувере, сыграла, безусловно, не лучшую роль. В самой по себе смене партнеров, когда речь идет о дуэтных видах фигурного катания, давно уже нет ничего экстраординарного. Просто в случае с Мухортовой и Траньковым факт возможных изменений воспринимался неоднозначно: слишком уж абсурдной казалась идея разбить команду столь высокого уровня.

Парное катание - тяжелая работа. Независимо от того, что происходит между спортсменами, нужно уметь исправно выдавать на публику весь набор эмоций, которые создают ту самую «химию» отношений, которая всегда в той или иной степени находит отражение во второй оценке. Такая «химия» возникает далеко не всегда, даже когда фигуристы выступают вместе десятилетиями. В катании Мухортовой и Транькова она по-настоящему проявилась лишь в этом сезоне. Маша раскрылась, расцвела, к тому же дождалась программы, о которой мечтала всю жизнь, - «Истории любви». Но какая уж тут история, когда все только и делают, что обсуждают, с кем и когда начнет кататься твой партнер, а сама ты выходишь на лед в роли женщины, которая больше не нужна?

В среду фигуристы честно сделали все, что в их силах. Но как же печально было на них смотреть...

Финал вообще получился грустным. Алена Савченко и Робин Шолковы хоть и не объявляли официально о том, что уходят из спорта, но к такому развитию событий их болельщики относились как к делу решенному. А ведь в истории фигурного катания они не просто пара. Когда после Игр в Турине лед оставили Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, казалось абсолютно логично, что в парном катании вот-вот воцарится китайская гегемония, противостоять которой будет не просто трудно, но невозможно. Именно Савченко и Шолковы доказали, что это не так. За них, собственно, и болели всегда не только как за конкретных спортсменов, но отчасти как за «последнюю надежду белых» - есть такой термин, пришедший в спорт много лет назад из легкоатлетического мужского спринта. Именно их еще не так давно мечтали опередить подрастающие и набирающие силу Мухортова и Траньков, Кавагути и Смирнов. Ликовали, когда это получалось. Потому что было понятно: если ты можешь соперничать с немецким дуэтом, то сумеешь победить и остальных. Кого угодно.

Другое дело, что олимпийский сезон у Савченко и Шолковы тоже не задался. Словно в какой-то момент из спортсменов выпустили воздух. Олимпийская бронза, завоеванная в Ванкувере, - вовсе не тот результат, о котором могли мечтать двукратные чемпионы мира. Как и нынешнее серебро Турина, кстати. Но грустно было даже не из-за поражения. А потому, что вместе с Савченко и Шолковы из парного катания на глазах тех, кто сидел на трибунах, уходила очередная эпоха.

Уходила она и с китайцами. Удивительно даже: за всеми совсем еще недавними разговорами о непобедимости фигуристов Поднебесной как-то ушло на второй план, что речь из года в год идет всего о трех дуэтах. Сюэ Шень/Хунбо Чжао, Пан Цин/Тун Цзянь и Чжан Дань/Чжан Хао. Безусловно, те 15 медалей, которые за 12 лет своих выступлений эта парная троица завоевала на чемпионатах мира, способны вызвать благоговение у любой страны. Но Сюэ Шень/Хунбо Чжао оставили любительский спорт сразу после Игр в Ванкувере, добившись вожделенного золота. По окончании этого сезона собирались уйти и две другие пары, но, скорее всего, этого не позволит им китайская федерация фигурного катания. Потому что если не станет ветеранов, то что в остатке? Призеры юниорского мирового первенства-2008 Дун Хуйбо/У Имин, которых китайская федерация привезла третьим номером своей команды в Турин и которые заняли 17-е место, не пробившись в финал?

P.S. Поздно вечером на пресс-конференции Инго Штойер, тренер Савченко и Шолковы, объявил, что его спортсмены приняли решение остаться в спорте еще на четыре года - до Игр в Сочи.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru