Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2010 - Турин (Италия)
НЕСЧАСТЬЕ ВЕРОЯТНОСТЬЮ 1/10 000
Дайсуке Такахаси
Фото © Анна Кондакова
Турин. Дайсуке Такахаси

25 марта 2010

Короткую программу у мужчин выиграл японец Дайсуке Такахаси. Россиянин Артем Бородулин не смог закончить выступление из-за сломанного конька.

Есть все-таки что-то необъяснимое в феномене мужского катания. Сколько бы лидеров ни отказались от участия в том или ином турнире, зрелище все равно остается достойным. Естественно, я не имею в виду список участников, который в Турине в очередной раз побил все количественные рекорды. Но, глядя на вчерашний состав двух сильнейших разминок, совершенно не приходило в голову считать турнир хоть сколь-нибудь «ущербным».

Потери в мужском катании чемпионат мира, безусловно, понес. Сразу после Игр в Ванкувере стало известно, что окончательно завершает свою карьеру двукратный обладатель мировой короны Стефан Ламбьель. На своей последней Олимпиаде швейцарец был в очень неплохой форме, однако выступление в произвольной программе откровенно не удалось.

Постоянный хореограф фигуриста Саломе Брюннер сказала на этот счет: «Наверное, то был неудачный день. На разминке, и потом, за кулисами, я не видела в Стефане привычного света. Дело даже не в медали, которую не удалось выиграть. Самым главным для Стефана было показать все, на что он способен. В тот день он этого не смог сделать. Все было не так плохо: он выполнил много сложных элементов. Но в нем не было полета».

Сам Ламбьель после возвращения с Игр сосредоточился на подготовке к многочисленным шоу и сразу отмел вероятность возвращения в любительский спорт, пояснив: «Я рад, что смог пройти этот путь, но знаю, что для меня он закончен. Моей целью было получить золотую медаль в Ванкувере, я ее не выиграл. Нужно это принять и продолжать жить дальше. Может быть, позже я пересмотрю свой прокат и даже получу от него удовольствие, но сейчас нет никакого смысла к этому возвращаться. Единственное, что я могу сделать сейчас, - сосредоточиться на том, что делаю, и продолжать делать свою работу как можно лучше».

Примерно тогда же о своем неучастии в чемпионате мира объявил олимпийский чемпион Эван Лайсачек. Но если этот отказ ни для кого не стал сюрпризом (было заранее известно, что сразу после Игр американец отправляется в крупный рекламный тур, а помимо этого будет участвовать в телевизионном проекте «Танцев со звездами»), то аналогичное решение еще одного представителя США, Джонни Вейра, было неожиданным даже для его тренера Галины Змиевской.

Безусловно, для спортсмена стало большим ударом то, что при почти идеальном олимпийском прокате он оказался за чертой призеров. Катание такого уровня наверняка гарантировало бы Вейру призовое место в Турине, но после возвращения из Ванкувера Джонни, чтобы развеяться, дал согласие на участие в ряде светских мероприятий (в том числе - церемонии вручения «Оскара»), а когда вернулся, возобновлять тренировки уже не было смысла: ушла форма.

Отказ от участия в чемпионате мира Евгения Плющенко хотя и случился в последнюю минуту, был, пожалуй, самым логичным. В Ванкувере российскому спортсмену дали ясно понять, что судить, «как прежде», закрывая глаза на все недостатки, его никто не собирается. Значит, нужно снова зарабатывать себе былой авторитет. К тому же в свой трехгодичный отпуск после победы на Играх в Турине Евгений уходил королем, а вернулся - одним «из». Причем вернулся в компанию людей, которые все эти три года притирались к существующей системе судейства, учились использовать все преимущества, которые она предоставляет, компенсировать недостатки достоинствами, другими словами, устраивали себе ежедневный тест-драйв в постоянно меняющемся русле требований. Поэтому даже в отсутствие Лайсачека и Ламбьеля шансов проиграть туринский чемпионат у Плющенко было ничуть не меньше, чем выиграть. Ну и зачем нужно было рисковать репутацией?

* * *

В парном катании российские шансы на медали изначально рассматривались как весьма серьезные. Тем более что и Юко Кавагути/Александр Смирнов, и Мария Мухортова/Максим Траньков уже неоднократно доказывали, что в части короткой программы могут успешно соперничать с любым дуэтом мира. Номинально парный турнир можно было считать ослабленным - в Турин не приехали олимпийские чемпионы Ванкувера Сюэ Шэнь/Хунбо Чжао. Фактически отсутствие чемпионов совершенно не снизило конкуренции. Ведь вторая (по ванкуверским меркам) пара Китая - Пан Цин/Тун Цзянь по своим силам вовсе не была второй. Как минимум равной. Более того, выиграла произвольную программу и, с точки зрения многих специалистов, заслуживала олимпийского золота больше, нежели титулованные соотечественники.

Послеолимпийские чемпионаты мира уже давно повелось считать в некоторой степени утешительными соревнованиями. Прежде всего для тех, кого «обидели» на Играх. Пан Цин/Тун Цзянь, безусловно, попадали именно в эту категорию и имели полное право рассчитывать на определенную благосклонность судей. В том смысле, что ни один арбитр не станет чрезмерно придираться к паре, если они не упадут сами. А раз так, то и предсказать китайцам чемпионство не представлялось проблематичным.

Второе место, которое после исполнения короткой программы заняли Кавагути и Смирнов, тоже говорило о многом. Например, о том, что пару Тамары Москвиной признали окончательно. Это отражалось прежде всего в оценках за компоненты программы. Сумма российских фигуристов в этой части составила 33,44, в то время как лидеры набрали 34,00, а двукратные чемпионы мира Алена Савченко/Робин Шолковы - 33,40.

Кавагути/Смирнов набрали, помимо этого, самые высокие баллы за технику. Все перечисленное позволило им вместе с китайцами уйти вперед, имея довольно неплохое преимущество над всеми прочими. Мухортовой и Траньковым в том числе.

Вторую российскую пару подвел недостаток, с которым Маша и Максим уже вроде бы научились успешно справляться - слишком сильная «отстраненность» друг от друга, не позволяющая воспринимать дуэт единым целым. Ничего удивительного в этом не было: разговоры на тему прекращения совместных выступлений Мухортовой и Транькова сразу после чемпионата мира ведутся в Турине постоянно и не могут не сказываться на отношениях внутри пары. Правда, куда сильнее они повергают в траур представителей Украины. Как сказал вчера на этот счет олимпийский чемпион Альбервилля-1992 Виктор Петренко, с каким бы фигуристом ни начала кататься Татьяна Волосожар (а именно ее прочат в партнерши Транькову), понятно, что выступать она будет уже не за прежнюю страну.

Что касается Маши и Максима, на свое первое выступление в Турине во вторник они вышли с видом людей, пребывающих в бракоразводном процессе. Катание получилось почти безукоризненным (за исключением тодеса, за который Мухортовой и Транькову дали лишь второй уровень сложности), но заметно лишенным «живых» эмоций.

* * *

Выступление основной группы фигуристов-мужчин началось с крайне неприятного для россиян происшествия: на первых минутах программы у Артема Бородулина сломалось лезвие конька. По словам спортсмена, он еще на разминке почувствовал, что с коньком что-то не так. Но начал кататься. Прыгнул тройной аксель, и на этом, собственно, все закончилось: лезвие на правом ботинке лопнуло прямо посередине. Поменять конек за две минуты, которые в случае технических неполадок предоставляет регламент, было уже невозможно.

Это действительно было ЧП. Олимпийский чемпион Алексей Урманов заметил по этому поводу, что прекрасно знаком с проблемой: когда катался сам, однажды сломал конек на тренировке. Причиной может стать что угодно: деформация ботинка (а обувь имеет обыкновение сильно деформироваться от прыжков), «перетянутое» при креплении лезвие, или же просто дефект металла. Тем не менее на соревнованиях такое происходит в одном случае из десятка тысяч, если не реже.

Обидно было еще и потому, что после успешного для себя выступления на Играх в Ванкувере (там Бородулин занял 13-е место) Артем тренировался как одержимый и, по словам своего тренера Елены Буяновой, подошел к чемпионату мира в очень хорошей форме. Но все закончилось для фигуриста, так толком и не начавшись. А обязанность завоевывать для страны квоту участия на следующий сезон легла на Сергея Воронова: ему теперь нужно попасть в десятку, чтобы на следующем чемпионате мира Россию представляли двое фигуристов.

На большее замахиваться, увы, не приходится. Чемпионат в Турине, даже едва начавшись, показал, что шестилетний период действия новых правил создал на редкость питательную среду для появления особой породы фигуристов - маленьких, юрких, научившихся создавать прыжки как будто из ниоткуда, так же непринужденно выходить из них в непрерывную вязь шагов и элементов и главное - своими программами держать в безумном напряжении как зрителей, так и судей. На этом фоне даже еще катающиеся представители предыдущего поколения - с традиционными заездами на прыжки через весь каток - все чаще воспринимаются как нечто старомодное, на глазах отживающее свой век.

Не случись вчера безумного куража у чемпиона мира-2007 Брайана Жубера, он вряд ли вообще подобрался бы к первой тройке. Но Брайан оказался в ударе.

Наиболее пострадавшим стал японец Нобунари Ода: три предписанных тройных прыжка, включая каскад, он по непонятной даже для себя причине превратил в одинарные «бабочки» и занял лишь 28-е место, потеряв возможность продолжать выступления.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru