|
Фото © Александр Вильф
Таллин. Евгений Плющенко |
23 января 2010
Мужской пьедестал в Таллине оказался именно таким, каким был четыре года назад на европейском первенстве в Лионе: чемпионом стал Евгений Плющенко, серебряная медаль досталась швейцарцу Стефану Ламбьелю, бронза ушла во Францию - в руки Брайана Жубера .
Зачем они вернулись?
Этот вопрос наверняка будут обсуждать еще очень долго. Что дало мужскому фигурному катанию возвращение в спорт олимпийского чемпиона Турина Плющенко и двукратного чемпиона мира Ламбьеля? Пьедестал четырехлетней давности? Катание, которое «старожилы» наблюдали уже много раз, причем в более мощном и свежем исполнении? Лучшим ответом, наверное, был позавчерашний зал. Забитый под завязку, визжащий и топающий. В последние четыре года мужскому европейскому катанию больше всего недоставало именно этого. И вряд ли стоит переводить стрелки в сторону рассуждений о том, что за четыре года в европейском фигурном катании (как и в российском, кстати) не родилось и не выросло ничего более интересного. Это - совсем другая тема.
Плющенко был зол. Это просматривалось невооруженным глазом в его реакциях после проката. Недовыплеснутая на льду агрессивность хлестала из каждого жеста. Было несложно понять, кому именно она адресована. Брайану Жуберу. Француз не просто собирался победить. Он был намерен взять реванш за все сразу. И без конца репетировал триумф на тренировках.
А в нужный момент ничего не получилось. Пожалуй, лишь тогда всем стало очевидно, что учиться заново соревноваться нужно отнюдь не Плющенко. А всем остальным - с Плющенко.
До такой степени откровенным, как в Таллине, чемпион еще не был никогда. Сказал:
- В какие-то моменты мне было сложно понимать судей. Порой они ставили откровенно завышенные оценки. Не хочу конкретизировать, хотя, ладно, скажу. Брайану Жуберу за короткую программу поставили 88 баллов. Наверное, для его проката это слишком много. Его дорожки и вращения не соответствуют таким оценкам. У нас с ним одинаковые transitions, связующие элементы. То есть их просто нет - ни у него, ни у меня. Это вполне объяснимо. Мы оба просто идем на прыжки, которые нужно сделать во чтобы то ни стало. Ставить мне за transitions 8,25, а Жуберу - 8,60... За что? Жубер лучше меня делает перебежку? Ее все делают одинаково. Может быть, судьи хотели таким образом создать интригу? Что ж, они ее получили…
Двукратные чемпионы мира в танцах на льду Албена Денкова и Максим Ставиский, которые помогали Жуберу работать над произвольной программой этого сезона, были расстроены, как и сам Брайан, хотя Албена, с которой мы ненадолго пересеклись на катке, постаралась объяснить:
- Вы же знаете про травму? Сейчас она не то чтобы беспокоит Брайана, но он о ней помнит. Поэтому катается несколько более сдержанно, чем может. Наверное, те две недели, которые он пропустил, залечивая ногу, сказались теперь именно таким образом...
Не думаю, что причиной сокрушительного поражения стала травма. Француз именно перегорел, выложив на разминке все классические, сопутствующие этому явлению признаки: граничащую с паникой неуверенность во взгляде, ускользающее равновесие в приземлениях, нервность в каждом жесте... На пресс-конференции он аж дернулся, услышав вопрос про лионский пьедестал. Ответил:
- Очень надеюсь, что на этом все сходство с тем сезоном закончится и результаты Олимпиады не повторятся: не хочу опять стать шестым. Для этого нужно просто сосредоточиться на своей цели, нужно работать. В Ванкувере я постараюсь сделать все возможное, чтобы выступить иначе.
По словам Алексея Мишина, который радовался победе ничуть не меньше, чем его знаменитый ученик, тренировочный настрой Жубера ни для кого не был секретом. В интервью после короткой программы, где Плющенко говорил о том, что у него есть определенная стратегия выступлений, француз заметил: «У меня нет стратегии, но есть два четверных».
Если бы Жубер сумел выполнить все заявленные элементы (а он катался в финале как раз перед Плющенко), не исключено, что российский спортсмен тоже пошел бы на то, чтобы сделать два прыжка в четыре оборота. Он и сам это подтвердил на импровизированном брифинге для российских журналистов. Сказал, что второй такой прыжок в программе нужен прежде всего ему самому - чтобы повторить прокат времен Игр в Солт-Лейк-Сити. По этой же причине - ради самоуважения и желания понять предел собственных возможностей - на тренировках в Санкт-Петербурге Плющенко пробовал выполнить два четверных прыжка в каскаде. Закончилось это неважно: спортсмен слегка надорвал мышцу. Зато после подобных тренировок одиночный четверной (как и тройной аксель) стал даваться значительно проще и стабильнее.
На вопрос, заводил ли его настрой Жубера, Евгений ответил:
- Я, естественно, отмечал все, что происходило вокруг. Кроме последней тренировки перед финалом. Сам катался на ней лишь 12 минут, выполнил каскад 4+3+2 - и убежал отдыхать. Поэтому не знаю, что и как прыгал Брайан. А вот на разминке видел, как он два раза сорвал четверной тулуп, потом сорвал тройной аксель, а затем - четверной сальхов. И все понял. Но даже если бы в соревнованиях Жуберу удалось справиться с четверными прыжками, у меня все равно оставалось преимущество в виде остальных прыжков. Они были более сложными. Я нервничал, да. Но, видимо, еще не забыл, как нужно собираться на выступление. У меня были хорошие учителя в этом плане - Элвис Стойко, Тодд Элдридж, Виктор Петренко, Алексей Урманов... Считаю, что то поколение фигуристов было по-настоящему великим.
Стефан Ламбьель, которому Мишин сделал неожиданный комплимент, выделив его отдельной строкой из списка тех, кто «не просто нервничал, но рассыпался», вовсе не производил на льду впечатления человека, сражающегося за место на подиуме. Хотя его итоговое место заставляло вспомнить все тот же 2006 год, но не европейский чемпионат, а Олимпиаду - серебряную медаль. Люди с неустойчивой психикой на такую высоту не забираются.
Мишин, правда, не удержался от легкой колкости в адрес швейцарца, сказав:
- Хорошая техника как бы предопределяет уверенность в том, что ты все сделаешь без ошибок. А если есть пробелы... Тот же Ламбьель не может делать тройной аксель, например. О какой психологической уверенности тут можно говорить?
Впрочем, подгонять Ламбьеля под общепринятые спортивные стереотипы - дело неблагодарное. Стефан и в Таллине с удовольствием рассуждал об артистизме, о том, что именно художественная сторона привлекает его в фигурном катании сильнее всего, но одновременно с этим признался, что нынешний сезон стал для него прежде всего «дорогой в Ванкувер».
- Думаю, для любого спортсмена Олимпийские игры - это что-то особенное, - сказал Ламбьель на пресс-конференции. - Я смог побывать на двух Олимпиадах и очень хотел бы проверить себя в третий раз, в Ванкувере. После короткой программы (Ламбьель там остался пятым. - прим. Е.В.) я был готов бороться. Задавал себе вопрос: что могу сделать, чтоб исправить ситуацию? И когда вышел на лед в финале, сказал себе: «Просто следуй за музыкой».
Несмотря на то, что швейцарцу не удался первый из четверных прыжков в самом начале программы (элемент был засчитан, но оценку снизили за не очень удачный выезд), он решился на второй. Прекрасно выполнил его в каскаде, только вот после приземления потерял ориентацию в пространстве и из-за этого немного растерялся с заходом на тройной флип. Затем совершенно неожиданно упал в дорожке шагов, после чего считать выступление удачным стало совсем трудно, хотя оценки за компоненты программы оказались у Ламбьеля в итоге самыми высокими среди финалистов - 85,00.
Это и «вытащило» двукратного чемпиона мира на третье в карьере европейское серебро. За вязью хореографических кружев как-то ушел на второй план еще один интересный факт: базовая сложность произвольной программы швейцарца составила в сумме 72,25 против 70,33 у Евгения Плющенко. Другое дело, что надбавки за качество элементов принесли чемпиону более десяти баллов, а серебряному призеру - всего 4.
* * *
Женский турнир вывел в лидеры чемпионата двукратную чемпионку Европы Каролину Костнер и развеял интригу «четыре из четырех» (о том, что российские фигуристы способны увезти из Таллина все золотые медали, как это было в 2006-м, говорили во дворце достаточно активно). Алена Леонова, впервые в карьере заявившая в короткой программе каскад из двух тройных прыжков, на втором из них упала, заняв в итоге пятое место. Дебютантка российской сборной - русская «американка» Ксения Макарова, которая постоянно живет и тренируется в США у своих родителей - бронзовых олимпийских призеров в парном катании Ларисы Селезневой и Олега Макарова, «сдвоила» тройной лутц и пока занимает девятое место, отставая от лидера на 11,74.
Чемпионат Европы. Таллин. Мужчины. Произвольная программа. 1. ПЛЮЩЕНКО - 164,09 (техника 80,99 + компоненты 83,10). 2. Ламбьель (Швейцария) - 160,79 (76,79 + 85,00). 3. Жубер (Франция) - 147,90 (68,10 + 79,80). 4. Контести (Италия) - 145,43 (76,33 + 69,10). 5. Бржезина (Чехия) - 145,14 (72,54 + 72,60). 6. Фернандес (Испания) - 138,33 (73,43 + 64,90)... 12. ВОРОНОВ - 125,11 (65,61 + 59,50).
Сумма. 1. ПЛЮЩЕНКО - 255,39 (короткая 91,30 + произвольная 164,09). 2. Ламбьель - 238,54 (77,75 + 160,79). 3. Жубер - 236,45 (88,55 + 147,90). 4. Бржезина - 224,74 (77,90 + 145,14). 5. Контести - 221,33 (75,90 + 145,43). 6. Понсеро (Франция) - 219,52 (82,40 + 137,12)... 14. ВОРОНОВ - 185,38 (60,27 + 125,11).
|