|
Фото © Анна Кондакова
Яна Хохлова и Сергей Новицкий |
28 ноября 2008
С самого начала существования ледовых шоу на российском ТВ мне приходила в голову одна и та же мысль: кто из тренеров по фигурному катанию первым задумается о том, чтобы подойти к облику своих спортсменов так, как подошли стилисты и визажисты телевизионных проектов? Можно сколько угодно ругать «ширпотребность» этих зрелищ, жаловаться, что они набили оскомину еще в прошлом году (я в этом отношении, кстати, не исключение), но трудно отрицать: группа профессиональных имиджмейкеров, не имеющих, подозреваю, никакого отношения к спорту вообще, «увидела» звезд фигурного катания так, как на протяжении многих лет вообще не приходило в голову увидеть их тем, кто работал со спортсменами на «большом» льду. И фантастически выигрышно преподнесла этих звезд публике.
Для меня, например, открытием первого телевизионного ледового сезона однозначно стала Мария Петрова. Даже ее постоянный по спортивным временам партнер Алексей Тихонов тогда признался: «Если бы не наше участие в проекте, люди никогда не увидели бы, насколько яркой и совершенно другой может быть Маша. Мы бы и сами, наверное, никогда этого не узнали».
На самом деле я тогда сильно расстроилась. Потому что одновременно с восхищением меня не оставляло отчаянное сожаление: ну почему за столько лет совместных выступлений ни сами фигуристы, ни их тренеры не сумели сделать то, что было блистательно реализовано весьма далекими от парного катания людьми за считаные недели работы? Почему совершенно замечательная и разноплановая фигуристка неизменно представала перед публикой на протяжении всей своей карьеры в образе «серой мышки»?
Из воспоминаний того же периода - разговор с Александром Свининым и Ириной Жук после одного из шоу, куда их танцоров Яну Хохлову и Сергея Новицкого пригласили в разовом порядке для исполнения показательного номера.
«Как же классно Яну там причесали, - восторгалась Ирина. - Я старалась потом воспроизвести нечто подобное, но у меня ничего не получилось. Так, жалкое подобие. Вроде бы похоже, но ведь в голове именно та картинка стоит...»
Мы долго говорили с тренерами и о том, что им, как и многим другим, кто работает в спорте, просто не по карману регулярно обращаться к стилистам и визажистам. Но парадокс: именно дуэт Свинина и Жук в этом сезоне идею воплотил. Костюмы - от Вячеслава Зайцева, персональный стилист, продуманный макияж. Не хочу сказать, что победа Хохловой и Новицкого на этапе «Гран-при» в Москве стала прямым следствием, но то, что все перечисленное привлекло к фигуристам повышенный интерес, - это факт.
Их даже снимали куда больше обычного. Когда же я поинтересовалась у коллег-фотожурналистов, почему именно эта пара приглянулась им больше, чем другие, то услышала: «Костюмы получились очень удачными по форме - хорошо смотрятся в движении, независимо от того, какие позы принимают спортсмены в процессе катания, цвета выбраны не просто яркие, но и «чистые» - хорошо передаются посредством фотографии, наконец, платья просто красивы сами по себе. Их хочется рассматривать. Плюс интересен сам факт сотрудничества со спортсменами одного из наиболее известных модельеров мира».
Не согласиться трудно. Кому-то взгляды Зайцева на моду могут вообще не нравиться, но даже в этом случае цель достигнута: о его работах говорят, и говорят много.
Конечно же, внешний вид в спорте - далеко не самое главное и тем более не самоцель. Однако сколько раз случалось, что совершенно блистательные выступления оказывались подпорченными из-за каких-то незначительных на первый взгляд деталей: не вовремя сползающего платья, неудачной прически или стрижки, манеры поправлять нижнюю часть купальника под платьем, уже выйдя на лед, или же привычки усаживаться перед камерами, словно на тебе не бальный наряд, а строительный комбинезон.
К тому же фигурное катание и особенно танцы - это не просто спорт. Но и искусство сделать так, чтобы при огромном количестве самых разнообразных дуэтов, классных, стильных и красивых, зритель обратил чуть больше внимания именно на тебя. И запомнил прежде всего тебя. Связь-то прямая: чем пристальнее смотрят на спортсмена, ожидая от него чего-то нового, тем больше стремится сам спортсмен эти ожидания оправдать. Пусть даже для этого приходится прыгать выше головы.
С этой точки зрения Хохлова и Новицкий сделали первый шаг в совершенно правильном направлении.
|