|
Фото © Александр Вильф
Москва. Оксана Домнина и Максим Шабалин |
24 ноября 2008
В заключительный день пятого этапа «Гран-при», случилась сенсация. Яна Хохлова и Сергей Новицкий, имеющие статус второй российской танцевальной пары, стали победителями турнира. Они впервые опередили на соревнованиях чемпионов Европы Оксану Домнину и Максима Шабалина в произвольном танце, а днем ранее впервые сделали это в оригинальном.
Поражение фаворитов можно объяснить элементарным техническим языком: Домнина и Шабалин сорвали заключительное вращение (с кем не бывает?), и это немедленно отразилось на технической оценке. Но, на мой взгляд, подоплека рокировки первых двух дуэтов страны была гораздо более глубокой. Предпосылки к ней начали зарождаться еще в прошлом сезоне, когда Домнина и Шабалин были вынуждены отказаться от выступления в чемпионате мира из-за тяжелой травмы ноги у партнера.
А может быть, все произошло еще раньше - на чемпионате Европы, где стало очевидно, что вторая пара практически не уступает первой. Оксана и Максим сделали все, чтобы победить, но их золото тем не менее оставило тревогу в душах очень многих людей: мол, стоило ли ради той победы заведомо «убивать» свежепрооперированную ногу?
Если бы не европейский форс-мажор, Шабалину могла бы и не потребоваться еще одна операция. Соответственно, иначе могло бы пройти лето. Но вышло так, что пришлось вновь обращаться к хирургу, а потом долго восстанавливаться. В результате готовить новые программы к серии «Гран-при» фигуристам пришлось в дикой спешке и снова - на пределе сил.
Теоретически Домнина и Шабалин могли вообще отказаться от участия в «Гран-при». В Москве, правда, они заметили, что такой вариант даже не рассматривался ни ими, ни тренерами. И сказали почти в унисон: «Соревнования - это лучшая тренировка».
Это, безусловно, так. Но не в танцах. Потому что этот вид программы - как минное поле. Один неверный шаг, и вполне можешь оказаться вне игры. Не важно при этом, по какой системе тебя судят. Другими словами, важна продуманная до мельчайших деталей тактика. Чемпионы Европы просто не могли, как мне кажется, не учитывать тот факт, что соревноваться придется с соперниками, у которых по стечению обстоятельств оказалось гораздо больше времени на подготовку к очной битве. Тем более что волею жребия оба дуэта попали на одни и те же этапы турнира. Как выяснилось, подготовка к этой битве со стороны Хохловой и Новицкого была серьезной. Им, безусловно, удались постановки и оригинального, и особенно - произвольного танца. А это само по себе представлялось крайне непростой задачей после выдающейся во всех отношениях прошлогодней композиции «Ночь на Лысой горе».
Дополнительным плюсом стало участие в подготовке пары выдающегося модельера Вячеслава Зайцева. Бессмысленно оценивать созданные им костюмы с позиции «нравится - не нравится». Сам факт подобного сотрудничества привлек к фигуристам дополнительный интерес, заставил сторонних наблюдателей оценивать и обсуждать, а самим спортсменам дал возможность в очередной раз почувствовать себя в центре внимания. К этому приложились персональная работа со стилистами, рекламное сотрудничество с другими модельерами, грамотная раскрутка на внеспортивных мероприятиях.
А главное - сами спортсмены были здоровы. Поэтому каждая минута предсезонного периода, едва завершился чемпионат мира, оказалась направленной исключительно на достижение уже нового результата.
Первый старт танцорам Александра Свинина и Ирины Жук на этапе «Гран-при» в Пекине, безусловно, не удался. Слишком волновались. Но допущенные ими ошибки были конкретны, не очень свойственны спортсменам и потому легкоустраняемы. А вот в Москве картина оказалась несколько иной. Хохлова и Новицкий предстали в полном блеске, и стало очевидно, что на фоне набирающих ход соперников Домниной и Шабалину катастрофически не хватило времени. Они, безусловно, выиграли, поменяв тренеров и уехав из Одинцова в США. Стали более стильными, угадали с выбором программ. Но и оригинальный, и произвольный прокат резали глаз недостаточными (в сравнении с Хохловой и Новицким) скоростями и оттого - тяжеловесностью исполнения.
В какой-то степени чемпионов Европы спас судейский реверанс в виде традиционно высоких оценок за компоненты программы. Но это был именно реверанс - дань предыдущим титулам. В целом Оксана и Максим проиграли по всем статьям. Техническая оценка дуэта в оригинальном танце составила 29,10. У Хохловой и Новицкого - 31,00. В произвольном техническая разница вышла еще более впечатляющей: 41,50 против 46,40.
Естественно, «домашнее» поражение стало для Домниной и Шабалина шоком. Вряд ли они вообще допускали такой поворот событий. Но он случился.
- Во вторник мы отправляемся обратно в США и будем готовиться к финалу «Гран-при», - сказал Максим. - И, несмотря ни на что, не жалеем о том, что решили выступать в Москве.
Можно только пожелать фигуристам удачи. С одной стороны, единичное поражение фаворитов не говорит ровным счетом ни о чем. Как и единичная пока победа Хохловой и Новицкого. И тем не менее чемпионам Европы сейчас значительно сложнее, чем кому-либо другому: понятно ведь, что при отсутствии фундаментальной, заложенной летом базы, и травме, которая до сих пор дает себя знать, за оставшееся до финала время крайне проблематично что-либо наработать или поправить. Остальные ведь тоже не стоят на месте.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПОБЕДА
Итог парного турнира был вполне предсказуем. Особенно после того как Юко Кавагути и Александр Смирнов откровенно провалили короткую программу, отпустив своих основных соперников китайцев Дан Чжан и Хао Чжан на «неберущееся» расстояние в 8,3 балла. Но в субботу сенсация ученикам Тамары Москвиной все-таки удалась: произвольная программа пары «Паяцы» принесла им 110,51 - на 0,15 больше, чем набрали китайцы.
Эта промежуточная победа стала основанием задуматься: насколько конкурентоспособна российская пара, если рассматривать ее шансы через призму чемпионата мира, который пройдет в марте в Лос-Анджелесе.
Берусь утверждать: конкурентоспособна вполне. Стилевое решение программы, безусловно, себя оправдало. По сравнению с российскими дуэтами, которым удавалось добиваться крупных побед, у Кавагути и Смирнова, наверное, изначально имелось больше минусов, нежели плюсов. Здесь можно упомянуть не самый юный возраст партнерши, не самый большой опыт у партнера, изначальную разницу как в технике, так и в менталитете. Именно поэтому Москвина как никогда ранее оказалась вынуждена стремиться к тому, чтобы программы Кавагути и Смирнова стали не просто набором экстрасложных элементов, но и выдающимися драматическими произведениями.
Интерьер «Паяцев» позволил спортсменам преподнести себя судьям в максимально выигрышном ключе.
Идея произвольной программы родилась ровно год назад - во время московского этапа «Гран-при». Знаменитая в прошлом гимнастка, чемпионка мира-1985 Татьяна Дручинина, которая уже несколько лет работает вместе с Москвиной, рассказывала:
- Мы как-то сразу решили, что в программе надо идти от пантомимы. Остальные идеи рождались в процессе постановки. Этой частью работы занимался Игорь Бобрин, которому, естественно, помогала и Наталья Бестемьянова. «Паяцы» - одновременно и легкая программа, и сложная. Легкая, потому что все понятно: мим пытается оживить куклу и абсолютно уверен, что, став живой, она его полюбит так же сильно, как любит ее он. Она же любит только себя: чувства других людей ей совершенно безразличны. В этом-то и трагедия. Поэтому заканчивается все тем, что он ее...
Татьяна сделала руками жест, красноречиво свидетельствующий о печальной кончине куклы от рук мима, и продолжила:
- Довести же исполнение программы до уровня, абсолютно понятного любому зрителю, непросто. Мы очень много работали с ребятами над актерским мастерством. Отдельно - с Юко, отдельно - с Сашей. Добиться взаимодействия - и есть самое сложное в такой работе. Программы подобного плана вообще отнимают много эмоций. Поэтому одна из наших главных задач - довести артистизм до такого уровня, чтобы ребята, выходя на лед, думали только об элементах, а все остальное делали бы на автоматизме. В целом же мы довольны тем, что видим в исполнении ребят уже сейчас.
Выдающегося исполнения в Москве у Кавагути и Смирнова все-таки не получилось. Безусловным достижением технического плана стал уникальный четверной выброс. Спортсмены не просто выполнили его безошибочно, но, по сравнению с прошлым сезоном, когда выброс как бы «открывал» программу, сместили этот элемент ближе к середине композиции. Сил тем не менее «четверной» отнял немало. Смирнов и сам признался:
- Мы так хотели, чтобы выброс получился, что, когда это удалось, словно камень с плеч упал. И вместо того чтобы продолжать столь же концентрированно настраиваться на каждый очередной элемент, немного потеряли контроль над собственными действиями. Самое сложное сделали, а на простом, получается, погорели.
Одиночное катание не принесло российским болельщикам особых эмоций. Лучший из мужчин Сергей Воронов остался седьмым. Алена Леонова - пятой. Хотя в целом московский этап «Гран-при» вполне можно считать успешным: в финале «Гран-при», который в декабре пройдет в Корее, нашу страну уже гарантированно будут представлять один спортивный и два танцевальных дуэта.
Пятый этап «Гран-при» Cup of Russia. Мужчины. 1. Жубер (Франция) - 230,78. 2. Вернер (Чехия) - 222,94. 3. Пробер (Франция) - 219,08. 4. Эботт (США) - 217,48. 5. Риппон (США) - 207,93. 6. Ван дер Перрен (Бельгия) - 199,13. 7. ВОРОНОВ - 190,31... 9. БОРОДУЛИН - 180,04. 10. УСПЕНСКИЙ - 174,24.
Женщины. 1. Костнер (Италия) - 170,72. 2. Флатт (США) - 166,06. 3. Сугури (Япония) - 162,04. 4. Чизни (США) - 151,03. 5. ЛЕОНОВА - 145,93. 6. Глебова (Эстония) - 140,67... 10. ПЕТУШКОВА - 125,61.
Танцы. 1. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ - 187,62. 2. ДОМНИНА/ШАБАЛИН - 184,66. 3. Дэвис/Уайт (США) - 170,61. 4. Капеллини/Ланотт (Италия) - 169,76. 5. Зарецки/Зарецки (Израиль) - 151,43. 6. Копели/Стагнюнас (Литва) - 151,19.7. ПЛАТОНОВА/ГРАЧЕВ - 151,14.
Пары. 1. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 177,42. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 169,27. 3. Волосожар/Морозов (Украина) - 167,86. 4. ИЛЮШЕЧКИНА/МАЙСУРАДЗЕ - 150.79. 5. ОЗЕРОВА/ЭНБЕРТ - 147,88. 6. Писотта/Стюарт (Канада) - 129,33.
|