Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2008 - Загреб (Хорватия)
ЧЕЙ ЧЕМПИОН ЛУЧШЕ?
Яна Хохлова и Сергей Новицкий
Фото © Иван Секретарев (AP)
Загреб. Яна Хохлова и Сергей Новицкий

27 января 2008

Два заключительных финала чемпионата Европы принесли России золото и бронзу, завоеванные в танцах на льду и две вакансии на следующий сезон в женском одиночном катании. Всего российские фигуристы завоевали в Загребе четыре медали – вдвое больше, чем год назад и больше, чем любая другая страна.

Женский турнир, которым завершилась программа загребского чемпионата, большого интереса для России не представлял: перед Ксенией Дорониной и Ниной Петушковой ставилась одна-единственная задача: постараться сохранить два места на следующий чемпионат. Тем не менее девятое место Ксении Дорониной вместо совершенно жуткого прошлогоднего 28-го стало большим прогрессом.В конце августа фигуристка ушла из группы Алексея Мишина, с октября стала работать с Аллой Пятовой и тренер сама призналась, что все планы сводились к тому, чтобы попасть в «десятку».

Короткую программу Доронина прокатала очень хорошо и объективно, будь у спортсменки более раскрученное «имя», ее место было бы заметно выше. Но даже это не стало поводом для расстройства. Шаг вперед был налицо и, как сказала по этому поводу сама Ксения, «К своей карьере я отношусь серьезно и намерена сделать все возможное для того, чтобы она шла вверх».

А вот танцевальный турнир получился по-настоящему ударным.

Когда тройка призеров заканчивает произвольную программу со столь незначительным отрывом друг от друга, как это произошло в финале, неизбежно возникают разговоры о справедливости распределения наград. В танцах вообще любят порассуждать о справедливости, но загребский чемпионат многократно это стремление подстегнул. Тем более, что финальные состязания танцоров стали единственным видом программы, где три первых дуэта не допустили в своих прокатах никаких ошибок.

Реакция зрителей была однозначной: чемпионами их сердец стала вторая российская пара – Яна Хохлова и Сергей Новицкий. После их проката зал аплодировал стоя. Подобного отклика на свое катание не удалось добиться от публики больше никому.

ЭМОЦИИ

Чемпионов Европы-2007 Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера второй российский дуэт в этом сезоне уже обыгрывал. И как раз в произвольном танце – на этапе «Гран-при» в Париже. В Загребе Хохлова и Новицкий катались лучше. Они стартовали сразу после французов и казалось вполне логичным, что столь яркий танец, каким стала композиция «Ночь на Лысой горе» при безошибочном исполнении по всем показателям перебьет скромно-лиричное, на полутонах, «Пианино» Делобель-Шонфельдера. Но на этот раз российский дуэт остался позади. Дорожкам в его исполнении арбитры дважды дали третий уровень сложности вместо четвертого, на который рассчитывали фигуристы и их тренеры, и это тут же снизило базовую сложность программы.

Несправедливо заниженной казалась и вторая оценка. Хохлова и Новицкий получили за презентацию танца 48,2, в то время, как Делобель и Шонфельдер – 50,26.

Тренеры пары Александр Свинин и Ирина Жук по этому поводу расстроились незначительно.

- Мы так счастливы, что Яна с Сергеем откатались настолько здорово, что было совершенно безразлично, какие им поставят оценки, - призналась Ирина. – Нужно ведь понимать ситуацию: на сегодняшний день ребята не имели шансов оказаться выше. Все-таки, они – вторая пара страны. Хотя … С таким исполнением они могли бы быть и выше…

- Хохлова и Новицкий всего третий раз выступают в чемпионате Европы, - добавил Свинин. – Добраться за три выступления до третьего места – хороший прогресс. К тому же большинство оценок за компоненты оказалось выше восьми баллов. Это дорогого стоит.

Прогресс второго российского дуэта был очевиден. На ноябрьском этапе «Гран-при» танцоры получили за презентацию программы 46,17. В Загребе, как я уже написала, – 48,2. Даже при одинаково качественных прокатах вторая оценка имеет обыкновение только увеличиваться по мере того, как фигуристы набирают послужной список. Поэтому, собственно, при технически равном выступлении с французами Хохлова и Новицкий были им не ровня. Да и Домниной с Шабалиным – тоже. В карьере Оксаны и Максима чемпионат в Загребе стал шестым. Делобель и Шонфельдер впервые выступили на европейском первенстве и того раньше – семь лет назад. А значит имели в глазах арбитров гораздо больший вес, чем Яна с Сергеем.

Популярное в танцах слово «очередь» звучит применительно к спорту цинично, но, возможно, в этом есть определенный и достаточно глубокий смысл: придерживая новичков в начале большой карьеры судьи словно страхуют сами себя от бабочек-однодневок, справедливо полагая, что если дуэт заслуживает высоких наград, то никуда эти награды от него не уйдут. Лишь станут более выстраданными. Именно поэтому первая медаль в танцах – всегда большое событие, независимо от того, какого она цвета.

Сами фигуристы выглядели счастливыми.

- Я испытывала невероятный эмоциональный подъем, а в середине программы вдруг ощутила, что силы стали заканчиваться, - призналась Хохлова. - Если бы не зал, который вдруг начал аплодировать в такт шаговой дорожки, мы бы наверное не доехали бы до конца так ярко. Технически это самый сложный танец из тех, что у нас когда-либо был. А над второй оценкой мы будем работать.

Новицкий тоже не сдерживал эмоций.

- После всех этих оваций в голове полный винегрет. Нам и вправду очень хотелось получить первые медали в карьере, поэтому нервничали перед выходом на лед больше, чем обычно. Конечно, недотянуть в произвольной программе 0,44 до ста баллов  обидно. Но судя по реакции зрителей, нам все удалось. А оценки со временем придут.

Получить профессиональный комментарий в отношении второй российской пары мне удалось на следующий день от известного в прошлом танцора, а ныне тренера Ростислава Синицына.

- Мне очень понравилась программа Хохловой и Новицкого, - сказал он. - В ней очень много того, что американцы называют словом Highlights – моментов, которые обращают на себя внимание. Интересных поддержек, вращений. Но мы, тренеры, всегда смотрим на то, что между элементами. Например, в свое время я видел очень интересные отдельные шаги у Джейн Торвилл и Кристофера Дина и даже спрашивал, как они их делают. Когда перед Играми в Турине у меня временно тренировались Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, я специально попросил их показать мне некоторые шаги из их старых программ, чтобы я мог научить этому своих молодых спортсменов. У Хохловой и Новицкого я пока не увидел той работы ног, которую хотелось бы позаимствовать. Не исключено, что именно поэтому оценка в компонентах программы за владение коньком и связующие шаги была не столь высокой, как у первых двух пар. С другой стороны, танец Делобель и Шонфельдера меня не впечатлил. Я сразу понял и оценил идею, хотя не смотрел фильм, с интересом наблюдал, как французы будут этот замысел развивать, но в середине программы мне стало скучно…

ПРЕСТИЖ

Свою выстраданно-заслуженную чемпионскую медаль Делобель и Шонфельдер впервые получили год назад – на чемпионате Европы в Варшаве. Для того, чтобы ее не потерять в Загребе, французам нужно было исключить из программы любой риск и любые ошибки. Тем более, что после поражения в декабрьском финале «Гран-при» они не могли не чувствовать некоторой уязвимости своих позиций по сравнению с первой российской парой – Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным. Даже в ранге действующих чемпионов Европы. Изабель и Оливье поменяли костюмы, сделав их более выразительными, оставили в программе самые надежные, многократно отшлифованные элементы, словом, предстали перед публикой в своем лучшем изысканно-интеллигентном виде, который всегда отличал этот дуэт.

Когда силы равны, перевес в ту или иную сторону зачастую обеспечивает удачность постановки. Однако сам выбор темы для произвольного танца стал у Делобель и Шонфельдера невыигрышным.

«Это кино – не для всех», - заметила в адрес французского «Пианино» выдающийся тренер Елена Чайковская. Она была права. Но дело в том, что в танцах мало у кого получалось побеждать с программой, рассчитанной исключительно на узкую аудиторию тонких ценителей. В основу композиции поставленной на музыку Майкла Наймана легла история драматической любви немой пианистки. Снятый по этому сюжету фильм получил три «Оскара» и стал явлением в мире киноискусства. Однако при всей технической блистательности Делобель и Шонфельдера, они лишь перенесли на лед раскрытый и исполненный другими сюжет. Сделали кальку, которая оказалась вторичной для тех, кто фильм видел, и малопонятной, для тех, кто его не смотрел.

Алексей Горшков, тренирующий Домнину и Шабалина, заметил, что заранее настраивался на то, что Делобель и Шонфельдеру свойственно сильно добавлять в классе и выразительности к концу сезона. Однако в обязательном танце было заметно, что танцоры все-таки далеки от лучшего состояния: второй круг заданного рисунка они откатали по заметно меньшему диаметру, нежели первый – не сумели удержать скорость. В оригинальной программе остались первыми лишь благодаря тому, что Шабалин ошибся в серии твиззлов - поворотов на одной ноге. Финальное выступление французов оказались более «сыгранным», нежели на предыдущих двух турнирах в Париже и Турине. Они показали максимальный для себя результат, незначительно улучшив и первую и вторую оценки. Но в общей сложности уступили сильнейшей российской паре 1,22.

Cами фигуристы закончив выступления признали:  «Естественно, расстроены тем, что не смогли выиграть. Но это – спорт. Честная игра».

СПОРТ

Вальс «Маскарад» Домниной и Шабалина был исполнен на одном дыхании. Каким образом это удалось – другой вопрос. Но так, как Оксана и Максим катались в пятницу, они не катались еще никогда. При базовой сложности своей программы в 45,20 итоговая техническая оценка с учетом всех надбавок за качество исполнения элементов составила 53,78. И это при том, что вне льда Шабалин едва мог передвигаться – до такой степени болело прооперированное месяц назад колено.

Позже, когда все закончилось, Максим рассказывал:

- Операцию мне сделали очень хорошо. Я это почувствовал, когда в самый первый раз вышел на лед, поскольку было с чем сравнивать: после первой операции, которую мне делали на правом колене в мае прошлого года, пришлось восстанавливаться намного дольше. Тем не менее я поначалу вообще не верил, что успею подготовиться к чемпионату Европы. Да и врачи говорили, что не рекомендуют выходить на лед раньше времени. Советовали три недели поплавать, две недели покрутить велосипед и посмотреть чемпионат Европы по телевизору. Но процесс восстановления пошел довольно быстро и мы на радостях видимо переборщили с нагрузками – колено стало болеть. Чем дальше – тем сильнее. Я успокаивал себя тем, что за время перелета и кратковременного отдыха перед отъездом боль утихнет. Но получилось иначе.

- Вы допускали вариант, что придется сняться с соревнований?

- Нет. Решающий голос был у меня, хотя все вокруг постоянно давали мне понять, что я не прав. Нога болела, анестезирующие уколы не помогали, даже двойные дозы. Я просил врачей, чтобы вкололи что-нибудь более сильнодействующее, а мне объясняли, что сильнее – только наркотики. Возможно сказалось то, что в декабрьском финале «Гран-при» я тоже катался на уколах. И организм чересчур к ним привык, перестал реагировать.

Естественно был большой соблазн себя пожалеть. Я даже старался избегать всех тех, кто может спросить, как я себя чувствую. Чтобы не видеть эти сочувствующие взгляды. Тяжелее всего было выходить на тренировки и делать вид, что все в порядке. Гораздо легче собраться на одно выступление – как в финале.

- Вы выступали сразу после Хохловой и Новицкого. Каково кататься после соперников, которых так принимает зал?

- Так ведь об этом не думаешь. Как спортивная лошадь: заслонки на глаза – и поскакал…

Споры о том, правильно ли поступил фигурист, решившись на выступление в Загребе спустя месяц после операции, велись на протяжении всего чемпионата. Большинство мнений, высказанных до финала, сводилось к тому, что этот героизм никому не нужен. Потому что последствия могут оказаться тяжелыми и не факт, что после таких нагрузок спортсмену удастся полностью оправиться от травмы к мартовскому чемпионату мира.

Однако когда в беседе с Синицыным я спросила, что об этом думает он, бывший танцор ответил однозначно:

- В нашей профессии разбрасываться шансами не принято. Конечно надо было выступать. Допустим, Домнина и Шабалин пропустили бы этот чемпионат. Но где гарантия, что пропустив один, выиграешь другой? А так, что бы не случилось в дальнейшем, они уже чемпионы Европы…

Чемпионат Европы. Загреб. Дом Спортовы. 24-25 января. Танцы. Финал. 1. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (Россия) – 207,14. 2. Делобель/Шонфельдер (Франция) – 205,92. 3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) – 197,06… 13. РУБЛЕВА/ШЕФЕР (Россия) – 156,59.

Женщины. 1. Костнер (Италия) – 171,28. 2. Майер (Швейцария) - 169,44. 3. Леписто (Финляндия) – 165,65… 9. ДОРОНИНА (Россия) – 144,20… 17. ПЕТУШКОВА (Россия) – 122,97.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru