Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2008 - Загреб (Хорватия)
ОЦЕНКИ ЗАБУДУТСЯ, РЕЗУЛЬТАТ ОСТАНЕТСЯ
Мария Мухортова и Максим Траньков
Фото © Reuters
Загреб. Мария Мухортова и Максим Траньков

24 января 2008

Финал чемпионата Европы в соревнованиях пар завершился победой Алены Савченко и Робина Шелковы, выступающих за Германию. Российские дуэты Мария Мухортова/Максим Траньков и Юко Кавагути/Александр Смирнов завоевали серебряные и бронзовые награды.

НА САВЧЕНКО С ШЕЛКОВЫ СУДЬИ НЕ ЭКОНОМИЛИ

«Оценки забудутся, результат останется», - прокомментировала выступление российских спортсменов Тамара Москвина.

По сравнению с прошлым сезоном российское парное катание, безусловно, сделало шаг вперед: на чемпионате Европы-2007 в активе России была серебряная медаль, завоеванная Марией Петровой и Алексеем Тихоновым - спортсменами, завершившими этой медалью свою долгую карьеру. Радоваться мешало другое: разрыв между немецким золотом и российским серебром составил 32,98 - чрезвычайно много, чтобы назвать то, что происходило в среду на льду Дома Спортовы, словом «соперничество».

На самом же деле в этой пропасти не было ничего страшного. Высокий результат Савченко и Шелковы (фигуристы набрали за свое выступление абсолютно лучшую сумму сезона в мире) отчасти объяснялся следующим: когда судьи понимают, что лидеру не угрожают уже никакие соперники, а сам он не делает ошибок, то баллы за компоненты программы (исполнение, музыкальность, хореографию и прочее) они отмеряют по максимуму, не очень задумываясь о том, объективно это или нет. Действительно, к чему экономить? Оба российских дуэта ошибались (Мухортова и Траньков сорвали выбросы, а Кавагути и Смирнов - прыжки), но тем не менее каждый из них показал определенный прогресс. И это было особенно ценно, поскольку для всех выступающих в Загребе российских пар чемпионат Европы стал первым континентальным первенством в карьере.

«Для того чтобы стабильно выступать на высоком уровне, нужно пройти все этапы: чемпионат Европы, мира, финал «Гран-при», - говорил наставник серебряных призеров Олег Васильев.

«Проблема в том, что у ребят еще нет большого опыта выступлений на высоком уровне. Для них пока все внове. Поэтому и я не всегда могу предвидеть, как будут разворачиваться события», - поясняла тренер бронзовых медалистов Тамара Москвина.

Ее спортсменам в Загребе удалось впервые успешно выполнить суперсложный четверной выброс. Но, похоже, эта удача стала причиной дальнейшего разнобоя. Такое, кстати, нередко наблюдалось в мужском катании, когда десять с лишним лет назад там начался бум четверных прыжков: не было спортсмена, которому четверной поначалу не ломал бы всю программу, независимо от того, получался он успешно или нет.

Теоретически четверной выброс в парном катании - громадный козырь. Техническая стоимость этого элемента составляет 8 баллов, тогда как тройной стоит 4,95. Но риск не справиться велик. Этот элемент еще год назад «держали в уме» Савченко и Шелковы, но после того, как минувшим летом партнер перенес операцию, они были вынуждены временно отказаться от попыток включить выброс в программу. Скорее всего, до Игр в Ванкувере немцы уже не станут экспериментировать: лидерам гораздо сложнее заставить себя рисковать, когда программы уже устоялись и регулярно приносят высокий результат.

Возможно, по этой же причине от четверного выброса в свое время отказались двукратные чемпионы мира Шэнь Сюе и Чжао Хунбо: китайцы рискнули сделать выброс лишь однажды - на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити: партнерша выкрутила все обороты, удачно приземлилась, но простояла на льду лишь долю секунды и упала. Свое первое золото на чемпионате мира-2002 китайцы завоевали уже без этого элемента.

Еще менее удачной была попытка Дан Чжан и Хао Чжан повторить подобное в Турине: приземление фигуристки получилось чудовищным - она упала на лед с большой высоты и сильно травмировала ногу.

Тем не менее попытки продолжаются. Осенью на этапе «Гран-при» в Париже четверной блестяще исполнили американцы Тиффани Вайс и Дерек Трент. И, кстати, заняли в произвольной программе третье место, уступив лишь двум сильнейшим китайским парам. Там же на подобный риск решились канадцы Джессика Миллер и Йан Морам, но попытка закончилась неудачей. Нетрудно предположить, что к Играм-2010 количество тех, кто готов идти ва-банк в сложности программ, только возрастет. Впрочем, с четверным прыжком в мужском одиночном катании происходило все то же самое. Хотя разговоры о том, что иметь подобный элемент в арсенале в рамках новых правил совершенно не обязательно, периодически возникают до сих пор.

На пресс-конференции Мария Мухортова и Максим Траньков сказали: «Мы очень счастливы. Точно так же, как наш тренер».

Олег Васильев был более сдержан в оценках:

- Не могу сказать, что счастлив. Доволен - безусловно. Прежде всего тем, что ребята сделали прыжки. Над этим мы работали наиболее активно. Доволен занятым местом. И судейством, которое было таким, каким и должно, с моей точки зрения, быть.

- Вас не смущает, что разница в баллах между чемпионами и вашей парой на первый взгляд просто космическая?

- Она действительно большая, но не очень страшная. Потому что мы прекрасно понимаем, где и за счет чего можем прибавить. Для немецкой пары потолок их возможностей уже близок. Вряд ли они сумеют двигаться дальше такими же гигантскими шагами, как было раньше. Думаю, что до Олимпийских игр они будут держаться на этом же уровне. У нас есть куда двигаться и в техническом плане, и в исполнительском. Выполнив все задуманное, мы будем не так далеки от немцев. А может быть, выйдем на столь же высокий уровень.

- Можно немножко подробнее?

- Если посмотреть протоколы, то станет очевидным, что далеко не все элементы Мухортовой и Транькова оцениваются четвертым уровнем сложности. Частично это наши недоработки, частично уже имеющуюся сложность «не заметили» судьи. Это не упрек судьям. Нам самим нужно добиться, чтобы сложные элементы вырисовывались более отчетливо. Разумеется, все эти элементы должны быть сделаны хорошо или даже отлично. Вторая оценка, где оцениваются хореография и мастерство скольжения, у Мухортовой/Транькова тоже далека от совершенства (в компонентах программы серебряные призеры уступили немцам 10,1. - Прим. Е.В.). Тут нужно понимать, что Савченко и Шелковы боролись еще с Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым. И в этой борьбе наработали себе достаточно солидный «судейский» капитал. Сейчас в роли догоняющих оказались мы с Машей и Максимом. И точно так же должны наработать свой собственный авторитет. На это у нас есть почти два года.

- Об освоении вашими спортсменами более сложных прыжков и выбросов речи, как я понимаю, не идет?

- Не хотел бы говорить об этом сегодня. Выбросы мы, скорее всего, усложнять не будем. Но задумки в отношении других элементов у нас есть.

- Чем объяснить, что многие пары, и лидеры в том числе, не сумели получить от судей за дорожки шагов уровень сложности выше первого?

- Судейство было жестким. Для того чтобы получить за дорожки третий уровень сложности или хотя бы второй, спортсмены должны исполнить четыре различных типа поворотов в двух направлениях: крюки, выкрюки, скобки, петли... Причем сделать это обязан каждый из партнеров. Если кто-то один пропускает элемент, то уровня сложности выше первого быть просто не может. Обычно жесткость судейства зависит от того, какую позицию заняли арбитры с самого начала. Даже в старой судейской системе случалось подобное. Я сам, катаясь с Леной Валовой на Олимпийских играх в Калгари, попал в подобную ситуацию: в короткой программе мы катались вторыми, сделали все элементы идеально чисто, но получили за артистизм 5,5 - 5,4. Тогда вообще было принято придерживать более высокие оценки для тех, кто выступает в конце. Но в Калгари получилось так, что все, кто катался за нами, выступили неважно. И впереди нас в итоге оказались только Катя Гордеева и Сергей Гриньков. То же самое произошло в короткой программе и сейчас. Судейство оказалось очень жестким. Но при этом я не могу сказать, что оно было необъективным.

QUAD-РАТНЫЙ ЛЕД

Включить каскад с четверным в короткую программу рискнули всего три человека: двукратный чемпион Европы Брайан Жубер, бронзовый призер прошлогоднего европейского первенства Кевин ван дер Перрен и дебютант российской команды Сергей Воронов. Причем Воронов стал единственным, кто выполнил эту комбинацию безошибочно.

Четверной не помог никому: короткую программу, как и в прошлом сезоне, выиграл чех Томаш Вернер с каскадом из тройных флипа и тулупа. Но если год назад победа чеха над французом была воспринята как сенсация, то на этот раз похожих эмоций не было и в помине. Все-таки, когда речь идет о спортсмене, претендующем на самые высокие места, хочется видеть в его исполнении лучшее, что есть в мужском катании. Что бы там ни говорили о необязательности четверного прыжка, без него любой мужской прокат выглядит как минимум морально несостоятельным. И если в том же Ванкувере олимпийским чемпионом станет фигурист, не имеющий в арсенале четверного прыжка, это будет просто-таки плевком в душу всем тем, кто, работая с мужчинами, положил на фигурное катание всю жизнь.

Двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель тоже намеревался прыгать четверной в каскаде. Не получилось. У двух признанных лидеров вообще не получалось многое. Но им прощали. Например, отставание из-за ошибок от музыки и, как следствие, просроченное время. У Жубера это нарушение получилось незначительным. У Ламбьеля - конкретным. Но оба получили в итоге лишь один штраф - за падение в тройном акселе. Хотя, если судить по всей строгости фигурнокатательного закона, снять с итоговой оценки следовало не один, а два балла.

Воронову не простили ничего. Сильнее всего ударил по фигуристу незасчитанный тройной аксель: арбитры посчитали, что прыжок не был докручен, и оценили его как двойной - в 3,5. К тому же снизили эту оценку по причине жесткого приземления, и итоговая сумма за прыжок составила всего 1,9. Еще одна серьезная сбавка была оформлена за помарку на приземлении с тройного риттбергера.

Кстати, на своем единственном в карьере этапе взрослого «Гран-при», которое имело место в ноябре прошлого года в Париже, Воронов дважды (и в короткой программе, и в произвольной) получил за свой аксель 9,30.

Откататься в Загребе столь же чисто, как прежде, Сергею было проблематично по простой причине: четверной прыжок он включил в программу меньше месяца назад, и сам факт, что этот элемент удался, был большим достижением. Но нервничал спортсмен гораздо больше обычного. И это тут же сказалось на остальных прыжках.

Если бы аксель был засчитан, россиянин завершил бы короткую программу с четвертым результатом. Подозреваю, что и на произвольную Воронов в этом случае выходил бы с совершенно иным настроением.

Справедливости ради стоит признать, что бороться с сильнейшими без тройных лутца и флипа (от этих прыжков питерский фигурист был вынужден отказаться из-за травмы, хотя был полон решимости исполнить флип в Загребе) Воронову пока слишком сложно. Но важно другое: уже сейчас можно говорить о том, что в российском одиночном катании появился лидер, способный в ближайшем будущем соперничать со всеми, включая фаворитов.

ТЕРПИ, КАЗАК!

Последствия недавней операции колена Максима Шабалина все-таки дали себя знать в оригинальном танце. В серии твиззлов фигурист допустил довольно грубую ошибку: выполнил предписанные правилами обороты, не взявшись рукой за конек свободной ноги. Да и сама композиция «Запрягайте, хлопцы, коней», требующая от исполнителей абсолютной раскованности и казацкой удали, несмотря на героические усилия Шабалина, получилась скомканной. В итоге вице-чемпионы Европы были вынуждены довольствоваться довольно низким для себя результатом: судьи вывели паре за твиззлы второй уровень сложности вместо четвертого. От потери второго места фигуристов спас авторитет первой пары ведущей танцевальной державы: оценка Домниной и Шабалина за технику оказалась лишь четвертой, в то время как за компоненты они получили всего на 0,05 меньше, чем французы - чемпионы Европы, и заметно больше остальных.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru