|
Фото © Reuters
Загреб. Сергей Воронов |
23 января 2008
После короткой программы лидерство в чемпионате Европы у мужчин, как и год назад, захватил чех Томаш Вернер, набравший за выступление высшую сумму сезона. Лучший из россиян Сергей Воронов занимает шестое место: спортсмену не засчитали выполненный тройной аксель.
Первый день чемпионата, под занавес которого пары разыгрывали первенство в короткой программе, завершился вполне предсказуемо по распределению мест и странно на первый взгляд по результату: чистого катания не удалось показать даже лидерам – немецкому дуэту Алена Савченко/Робин Шелковы. Тем не менее они оторвались от Марии Мухортовой и Максима Транькова почти на восемь баллов.
У действующих чемпионов Европы было заведомое преимущество: так называемые «компоненты» программы, за которые выставляется вторая оценка. Любой завоеванный титул сильно поднимает престиж пары в глазах судей и это всегда отражается на итоговом результате. За каждый из пяти компонентов Алена и Робин получили свыше семи с половиной баллов и стали единственными, кому это удалось. Соответственно львиная доля общего преимущества была заработана ими во второй оценке.
Преимущество немцев над россиянами в технике составило 2,98 – при том, что Мухортова и Траньков грубо ошиблись в параллельном вращении. Они начали его слишком близко друг к другу и Максим был вынужден почти остановиться, чтобы не нанести травму партнерше.
Второму российскому дуэту повезло еще меньше. Юко Кавагути и Александр Смирнов внешне выглядели чище, чем соперники, однако «скрытых» от неподготовленных глаз погрешностей у них оказалось больше: ошибка в подкрутке, недокрученный «тодес», и, наконец, дорожка шагов, за которую на всех предыдущих соревнованиях фигуристам начисляли третий уровень сложности, во вторник была оценена «единичкой». Поэтому итоговый результат оказался лишь четвертым: Кавагути и Смирнов уступили 1,48 соотечественникам и всего 0,04 украинскому дуэту в составе Татьяны Волосожар и Станислава Морозова.
В принципе первого проката было достаточно, чтобы понять, что чемпион в парном катании практически определен. Савченко и Шелковы совершенно справедливо считаются одной из сильнейших пар мира и однозначно сильнейшей – на европейском уровне. Не очень впечатляющий первый выход на лед в Загребе Алена объяснила тем, что после своей ошибки в параллельном прыжке слишком расстроилась. И докатывалась безо всякого настроения.
В каждой из двух российских пар тоже были свои «помехи». Мухортовой и Транькову выпал в короткой программе первый стартовый номер, а это всегда сильно сковывает спортсменов. Кавагути и Смирнов были вынуждены несколько снизить интенсивность тренировок после чемпионата России (в частности, временно прекратить выполнять «тодес» из-за того, что Юко получила травму плечевого сустава той самой руки, которая в этом элементе у нее является рабочей.
Правда в микст-зоне после вторничного проката японка подтвердила, что они с партнером не собираются облегчать произвольную программу. И что в очередной раз будут пробовать выполнить четверной выброс - достаточно редкий для парного катания элемент.
Этот выброс не удавался Кавагути и Смирнову в этом сезоне пока ни разу. Более того, было очевидно, что элемент ломает всю программу: отнимает слишком много сил (поэтому никуда, кроме как в начало композиции поставить его нельзя), а когда случается ошибка, фигуристы слишком расстраиваются, чтобы немедленно выбросить неудачу из головы и продолжать кататься, как ни в чем не бывало. Не случалось, пожалуй, ни одного турнира, чтобы в журналистских кругах не возникала дискуссия: а нужен ли вообще этот четверной выброс в программе? И не слишком ли форсирует подготовку своей пары ее тренер – Тамара Москвина?
Ответ на самом деле лежит на поверхности: когда в руки столь сильному тренеру попадаются столь нацеленные на результат спортсмены (а о целеустремленности русской японки и ее волевых качествах просто-таки ходят легенды), целью совместной работы может быть только золото. И не какое-нибудь, а олимпийское. Уже в Загребе я слышала версию, что принять окончательное решение насчет смены японского гражданства на российское (а только такой вариант дает Кавагути право выступить в Ванкувере), спортсменка намерена принять лишь тогда, когда сама поверит, что сумеет бороться за медаль на Играх-2010. Для этого уже сейчас и нужна максимальная сложность программы. Тем более, что всем понятно, что следующего олимпийского цикла в жизни Кавагути-спортсменки скорее всего уже не будет. Это, пожалуй, основное, что отличает первую спортивную пару России от второй: позволить себе вести фигуристов к вершине плавно и неторопливо Москвина, в отличие от Олега Васильева, работающего с Мухортовой и Траньковым, просто не может.
Дебютанты соревнований Арина Ушакова и Сергей Карев, которых привезла в Загреб Наталья Павлова, заняли во вторник пятое место. Причем стали единственными (греческий дуэт, занявший последнее место, я при всем желании не могу принимать всерьез), кому судьи вообще не засчитали один элемент из обязательных восьми – комбинированное вращение в самом конце программы. Спортсмены до такой степени волновались, что Сергей, как признался сам после проката, просто забыл очередность своих действий: запутался в руках и ногах партнерши. Тем не менее, выступление новичков впечатлило и скоростью, и явным потенциалом и даже тем, что при отсутствии какого бы то ни было послужного списка и опыта в оценке за компоненты катания они уступили двум дуэтам-соотечественникам меньше трех баллов.
В мужском турнире жеребьевка разделила «сильных» и «слабых» таким образом, что первую половину соревнований можно было просто не смотреть. Хотя при желании и там можно было сделать интересные наблюдения. Обратить внимание, например, что Александр Казаков из Белоруссии, которого совсем недавно стал консультировать Алексей Урманов, прибавил к своему личному рекорду в короткой программе сразу 10 баллов. Впрочем, то, что олимпийский чемпион Лиллехаммера уже стал в мужском катании одним из наиболее грамотных тренеров, было очевидно еще осенью, когда Урманов привез на этап «Гран-при» в Париж Сергея Воронова, а тот, из-за травмы не имея возможности выполнять два сложных прыжка, стал вторым – блистательно компенсировал отсутствие тройных лутца и флипа другими элементами и безупречно составленными программами.
К чемпионату Европы Воронов так и не успел восстановить лутц, но тем не менее и тренер и ученик ставили перед собой довольно высокую задачу – бороться за попадание в тройку. Об этом же говорил второй российский участник Андрей Лутай, поэтому хотелось надеяться, что фигуристам удастся реализовать планы и принести стране возможность выставить на первенстве континента в следующем году трех участников.
Фаворитами в предстоящем золотом дележе считались, впрочем, другие. Двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель, двукратный чемпион Европы Брайан Жубер и чех Томаш Вернер, знаменитый тем, что год назад он выиграл у Жубера короткую программу на чемпионате континента в Варшаве.
Слишком длинный (из-за болезни) период без соревнований все-таки подвел француза: Жубер неважно приземлился после четверного прыжка в каскаде(перекрутил обороты и, как следствие, крутанулся вокруг себя перед вторым прыжком), упал на тройном акселе, незначительно потерял равновесие в одном из вращений и просрочил музыку.
Пример оказался заразительным: Ламбьель тоже не избежал падения в акселе, не рискнул пойти на четверной прыжок в каскаде и тоже потерял балл, не уложившись в заданное время. Так что Вернеру оставалось только справиться с нервами и взять свое.
Чемпионат Европы. Загреб. Дом Спортовы. 23 января. Мужчины (короткая программа) 1. Вернер (Чехия) 79,03. 2. Жубер (Франция) – 75,25. 3. Ламбьель (Швейцария) – 71,78… 6. ВОРОНОВ (Россия) – 64,26 … 9. ЛУТАЙ (Россия) – 63,04
|