«ЯНКИ-ПОЛЬКА» С ОПЕРАЦИОННОГО СТОЛА |
|
Фото © Иван Секретарев (AP)
Загреб. Оксана Домнина и Максим Шабалин |
22 января 2008
Главной сенсацией танцевального турнира стало, конечно же, присутствие в Загребе вице-чемпионов Европы-2007 Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Месяц с небольшим назад, когда первый российский дуэт одержал первую в жизни победу в финале «Гран-при» в Турине, это означало, что фаворитами нового сезона предстоит стать именно им. Но почти сразу после того турнира Шабалину пришлось лечь на операцию по поводу мениска. Летом фигурист уже перенес подобное вмешательство, но на другой ноге. В таких случаях врачи рекомендуют отказаться от каких бы то ни было нагрузок хотя бы на полтора месяца, чтобы свести к минимуму опасность рецидива. Однако во «внутреннем» кругу, куда, помимо танцоров, входят их тренеры (Алексей Горшков и хореограф Сергей Петухов) было решено, что Домнина и Шабалин будут готовиться к чемпионату Европы. И Максим вышел на лед спустя две недели после операции.
Не думаю, что кто-нибудь имеет право судить человека, принявшего такое решение. Тем более что в этой ситуации ответственность за результат ложится прежде всего на спортсменов. Могу лишь попробовать поразмышлять о причинах, сподвигнувших Шабалина на дополнительный риск.
Год назад Оксана и Максим чуть было не стали чемпионами континента. Они выиграли произвольный танец у французов Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера в Варшаве и уступили им лишь по сумме всех трех танцев. Но там же в танцевальных кругах вовсю курсировали разговоры, что второй российский танцевальный дуэт в составе Яны Хохловой и Сергея Новицкого по классу катания уже вплотную приблизился к первому, хотя в Варшаве даже не попал на пьедестал.
В этом сезоне Хохлова и Новицкий повторили достижение соотечественников: на этапе «Гран-при» в Париже обошли в произвольном танце Делобель и Шонфельдера действующих чемпионов Европы. В финале «Гран-при» подопечные Ирины Жук и Александра Свинина остались пятыми, но это скорее было связано не с качеством их проката, а с некими негласными правилами, принятыми в танцах: если первая пара страны претендует на победу, все «скрытые» силы (то, что в любом субъективном виде спорта называется словами «работа с судьями» ) бывают брошены только на ее интересы. Вторую же не поддерживает никто.
Зато на чемпионате России в Санкт-Петербурге, когда еще было неясно, сумеет ли Шабалин восстановиться и поехать в Загреб, Хохлова и Новицкий показали в какой-то степени уникальный результат: во всех трех видах танцевальной программы они зафиксировали лучшую сумму баллов сезона в мире. Другими словами, в Питере было сделано все, чтобы показать: вторая российская пара совершенно обоснованно способна претендовать в Загребе на золото.
Но именно в вероятности этой гипотетической победы и крылась главная опасность для Домниной и Шабалина. Потому что совершенно не факт, что Российская федерация фигурного катания в случае удачного выступления Хохловой и Новицкого в Загребе не захотела бы поменять эти два дуэта местами в своем «внутреннем» рейтинге. И соответственно повезти «первой парой» на чемпионат мира в Гетеборг Хохлову и Новицкого и делать ставку уже на них. Тут, согласитесь, не только коленом пожертвуешь!
Все вышесказанное вовсе не означает, что судьба наград в фигурном катании поголовно определяется запрещенными методами. Но когда на победу претендуют сразу несколько равных по силе пар (а то, что в танцах сейчас сложилась именно такая ситуация, очевидно), значение имеет и каждая отдельно взятая судейская оценка и «подледные» течения. Это - в правилах игры. Не только танцевальной, кстати: истории известно немало случаев, когда и в парном катании и в одиночном вторые номера оставались вне пьедестала только потому, что того требовал политеc по отношению к уважаемым в этом виде спорта странам.
Сейчас, впрочем, рано рассуждать, как сложится в этом отношении чемпионат Европы. Очевидно, что он станет жестоким: во всех четырех видах программы в Загребе выступают действующие чемпионы Европы: Делобель и Шонфельдер - в танцах, Алена Савченко и Робин Шелковы - в парном катании, Брайан Жубер и Каролина Костнер - в одиночном. И далеко не факт, что всем им без труда удастся сохранить титулы в очередной раз, хотя тот же Жубер уже успел заявить в Загребе, что чувствует себя вполне способным это сделать, несмотря на пропущенную из-за вирусного заболевания первую половину сезона.
Кстати, еще один интересный факт, которым любезно поделилась со мной старейшина ледового журналистского цеха Сандра Стивенсон: 29 лет назад, на последнем из проходивших в Загребе европейских первенств, нынешний тренер француза Жан-Кристоф Симон стал виновником главной сенсации тех соревнований. В произвольной программе мужского одиночного катания он выступал последним, когда уже, казалось бы, было очевидно, что чемпионом стал Владимир Ковалев, а серебряным и бронзовым призерами - немец Ян Хоффман и англичанин Робин Казинс. Итоговый результат тогда определялся не по сумме баллов, а по так называемой «сумме мест» . Но соперничество в первой тройке было настолько равным, что пяти первых мест, которые давали бы право на безоговорочную победу, не оказалось ни у кого из названных фигуристов. По существовавшим правилам счет в этом случае следовало вести по совокупности первых и вторых позиций (причем все они считались как «вторые» ).
У Ковалева их набралось 7, у Хоффмана - 6, у Казинса - 5. А после неожиданно успешного выступления Симона картина поменялась: французский судья, до этого оценивший произвольное катание Ковалева вторым результатом, поставил соотечественника чуть выше. Соответственно российский фигурист автоматически потерял преимущество перед Хоффманом: число «вторых» мест у них сравнялось, а вот чистых «первых» (по которому в случае равного расклада отдается преимущество) у немца оказалось больше. Еще смешнее выглядела таблица набранных фигуристами баллов: 184,04 - у чемпиона, 183,98 - у второго призера и 184,54 - у третьего.
Подобных «перевертышей» в истории фигурного катания случалось достаточно много. В Загребе же Стивенсон сказала:
- Каждый раз, когда я слышу, как ругают новую систему судейства, не могу не думать о том, что у этой системы, какой бы «сырой» она ни была, есть одно неоспоримое преимущество: 184,04 в ней никогда не будет больше, чем 184,54.
Но мы отвлеклись. Янки-польку Домнина и Шабалин исполнили выше всяких похвал: показали лучший для себя результат (40,25), хотя Максим явно осторожничал в каждом движении. Покидая лед, он заметно прихрамывал. Так что несложно было догадаться, каких усилий и внутреннего мужества стоил ему этот первый выход на европейский лед.
В парном катании, где вчера поздно ночью фигуристы разыгрывали первенство в короткой программе, жеребьевка сложилась довольно неожиданно: все три дуэта, которым по прогнозам отводилась роль фаворитов (Савченко/Шелковы, Мария Мухортова/Максим Траньков и Юко Кавагути/Александр Смирнов) оказались в первой разминке. В отличие от меня результаты этого противостояния вам уже известны.
Чемпионат Европы. Загреб (Хорватия). Дом Спортовы. 22 января. Обязательный танец. 1. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 41,25. 2. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (Россия) - 40,25. 3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) - 37,37. 4. Файелла/Скали (Италия) - 36,87. 5. Пешало/Бурза (Франция) - 34,58. 6. Керр/Керр (Великобритания) 33,55... 12. РУБЛЕВА/ШЕФЕР (Россия) - 29,18.
|