|
Фото © Александр Вильф
на снимке Мария Мухортова и Максим Траньков |
26 ноября 2007
Год назад, когда российские фигуристы вернулись с чемпионата мира, оставшись там без единой медали впервые за 47 лет, один из моих знакомых горестно вздохнул: «Ну вот, фигурное катание теперь ничем не отличается от российского футбола». И долго рассуждал на тему: мол, кончилась славная череда побед. Навсегда кончилась. Пропал калабуховский дом...
Тогда я постаралась переубедить собеседника. Потому что сама была уверена: длительный кризис в виде спорта, где по-прежнему есть и таланты и, главное, тренерские технологии, не может оказаться затяжным. И уж тем более не сравним с футболом. Там ведь не раз было очевидно: попадают лучшие клубные тренеры страны в главные тренеры – и совершенно откровенно не понимают, что и как на столь высоком уровне нужно делать. Более того, сами в многочисленных интервью подчеркивают: мол, сборная – это не клуб. А совсем другое. Но что именно другое – объяснить не в состоянии. Подозреваю, что именно по этой причине добиться со сборной мало-мальски достойного результата не получалось ни у Олега Романцева, ни у Валерия Газзаева, ни у Георгия Ярцева, ни у Юрия Семина.
В фигурном же катании секрет успеха в свое время объяснила мне Тамара Москвина: «Когда хотя бы раз прошел дорогу до золота, то, начиная работать с новыми группами, делаешь выводы: куда идти, как добиваться цели. Ведь опыт - это не что иное, как некий комплекс действий, необходимый для достижения результата. Уже можешь себе позволить срезать углы, чтобы найти наиболее короткий путь».
Подтверждение этому наступило быстро. Наиболее ярко это прослеживается сейчас в парном катании, где у России появились сразу две сильные пары. Что, например, с того, что Мария Мухортова и Максим Траньков не попали в финал «Гран-при»? Два подряд выступления этих фигуристов – на этапе в Париже и в минувшую субботу – в Москве, прекрасно позволили увидеть, что пара состоялась. И уже сейчас по элегантности и чистоте катания обращает на себя внимание. Более того, способна уже в этом сезоне претендовать на призовое место в соревнованиях любого уровня.
Шокировало меня другое. В недавнем нашем разговоре Москвина обмолвилась, что ее фигуристам Юко Кавагути и Александру Смирнову стали финансово помогать сразу две компании, благодаря чему спортсмены, наконец, получили возможность готовиться к сезону, ни в чем себе не отказывая. Хотя официально Смирнов имеет стипендию в 2500 рублей, а Юко не получает ничего. Чуть позже, объясняя не очень удачное выступление в Москве Мухортовой и Транькова, их тренер Олег Васильев как-то очень эмоционально вдруг сказал журналистам: «А что вы хотите? Чтобы я за 11 месяцев сделал продукт экстра-класса из того, что было? Большую часть этого времени ребята получали стипендию в 2300 рублей в месяц. Сейчас эта сумма выросла до уровня фантастической – 5400. Рублей, разумеется».
Лично мне стало в этот момент не по себе. Я четко поняла, что у меня вряд ли когда повернется язык высказать в адрес кого-либо из российских фигуристов претензии, что и одеты они не самым элегантным образом, и причесаны не ахти как, да и макияж порой оставляет желать лучшего. С одной стороны, это – не мелочи: внешний вид пары или спортсмена – тот самый «товар-лицом», который следует демонстрировать, еще не начав кататься. Но возникает ведь банальный вопрос: а на какие деньги шиковать? На сэкономленные от завтраков?
Вот и получается, что даже лучшие из лучших, попав в компанию иностранных звезд, выглядят там зачастую бедными родственниками.
Остается восторгаться, как волшебно преображаются знакомые фигуристы в телевизионных шоу, не задумываясь при этом, что бюджет одного съемочного дня там наверняка выше, нежели деньги, потраченные за месяц спортсменами и тренерами всей российской сборной.
Наверное, я все-таки чего-то не понимаю. Ну не может же быть столь очевидного наплевательства и пофигизма в виде спорта, государственный престиж которого нарабатывался многими поколениями совершенно выдающихся, в том числе уже ушедших из жизни людей? Или за счет нынешнего поколения пока не состоявшихся, но очень близких к этому звезд, мы копим на Сочи?..
|