Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2006-2007 - Москва (Россия)
СУДЬБА РОССИЙСКОЙ ПАРЫ
ЗАВИСИТ ОТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ЯПОНИИ
Юко Кавагучи и Александр Смирнов
Фото © Александр Вильф
Юко Кавагучи и Александр Смирнов

26 ноября 2006

Пятый, московский этап «Гран-при» завершился разочарованием: в родных стенах нашим фигуристам не удалось добиться ни одной победы.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Даже по самым скромным прогнозам страна - хозяйка этапа должна была забрать как минимум два золота - в парном катании, где выступали чемпионы мира-2000 и победители предыдущего этапа «Гран-при» Мария Петрова и Алексей Тихонов, и в танцах. Победа Оксаны Домниной и Максима Шабалина на этапе в Китае, а главное - их лидерство со значительным отрывом от американцев Танит Белбин/Бенджамина Агосто и французов Изабель Делобель/Оливье Шонфельдера после обязательного танца убедили нас в том, что превосходство россиян над соперниками действительно велико и остается лишь дождаться окончания турнира и получить высшие награды.

Но тут произошел несчастный случай: в оригинальном танце Шабалин упал.

Падение далеко не всегда сильно влияет на результат, но ошибка Шабалина произошла в принципиально важном месте программы - в начале серии твиззлов. Поэтому и кара оказалась жестокой. Техническая сумма российских фигуристов за оригинальное танго была восьмой, общий результат - третьим, но разница между нашим дуэтом и лидерами - американцами и французами - после двух танцев составила почти 5 баллов. Естественно, спортсмены были в шоке. В воскресенье Домнина и Шабалин сделали почти невозможное - отыграли у американцев более 3 баллов, но в общем зачете остались вторыми.

Ничего страшного по большому счету не произошло: нелепые ошибки допускают даже самые великие. Но было тем не менее обидно. Слишком близким казался успех.

СНОВА СУДЬИ?

Вторая российская осечка произошла в парном катании, где выиграли представители Германии Алена Савченко и Робин Шелковы. Петрову и Тихонова они опередили на балл с небольшим благодаря запасу, полученному в короткой программе (произвольную программу выиграли россияне, но с крошечным перевесом в 0,26).

Результат, по мнению вице-чемпионов, несправедливый. Тихонов высказался в субботу на этот счет довольно категорично: «Скажите спасибо судьям! Мы считаем, что должны были быть первыми и вчера, и сегодня».

Согласиться с фигуристом мешал тот факт, что ни россияне, ни их соперники не сумели избежать ошибок. В этом случае сетовать на арбитров вряд ли стоит. Савченко, кстати, заметила на пресс-конференции: «Катались мы плохо и не хотели побеждать таким образом». Но тут же уточнила: «Я не хочу сказать, что нам помогли судьи. Имелось в виду, что мы с Робином можем выступать гораздо увереннее, чем получилось в Москве».

Подписавшись на участие в телевизионном проекте «Звезды на льду», Петрова и Тихонов заведомо пошли на то, что любительский сезон станет для них экстремальным: с огромным фронтом работы и в то же время почти без тренировок. По крайней мере без таких, к каким они привыкли за многие годы работы. И нет ничего удивительного в том, что к началу серии «Гран-при» фигуристы подошли несколько измотанными.

Проявлялось это в мелочах. В чуть менее слаженных, чем обычно, прыжках, совместных элементах. А на последней минуте произвольного катания Петрова и Тихонов заметно «подсели», потеряли скорость. Возможно, то, что Савченко и Шелковы выглядели свежее, и решило исход соревнований в их пользу.

Немецкая пара тоже не могла похвастаться гладкостью предсезонного пути: ее тренер Инго Штойер все лето и начало осени продолжал выяснять отношения с национальной федерацией фигурного катания. Напомню, что перед Играми в Турине Олимпийский комитет Германии отказал Штойеру в аккредитации на них в связи с тем, что тот во времена ГДР активно сотрудничал со спецслужбами. Тренер подал в суд, выиграл дело и все-таки поехал на Олимпиаду, где его подопечные заняли шестое место, а затем - на чемпионат мира. Ни то ни другое выступление нельзя было назвать успешным. В начале олимпийского сезона, когда Савченко и Шелковы стали серебряными призерами чемпионата Европы в Лионе, их называли чуть ли не самым большим открытием в парном катании, и спортсмены действительно заслужили эти комплименты. Но нервотрепка и визиты вместо катка в суд не прошли для них даром.

По окончании сезона конфликт продолжился. Новое руководство федерации фигурного катания страны уведомило тренера о том, что в его услугах не нуждается, Штойера лишили зарплаты, и работать с Савченко и Шелковы он продолжал бесплатно.

Осенью Штойер получил еще одно уведомление - о том, что представлять Германию на турнирах он больше не может, и снова обратился в суд. И снова выиграл.

Завершится история на этом или нет, неизвестно. Но совершенно очевидно, что еще один сезон может оказаться у пары скомканным. В том смысле, что при всей талантливости фигуристов им (пусть и в силу объективных причин) пока не удалось сделать ни малейшего шажка вперед по сравнению с самими собой прошлогодними. А в спорте это равнозначно шагу назад. Для спортсменов, которые имеют все данные, для того чтобы стать лидерами олимпийского четырехлетия, потерять год работы - недопустимая роскошь.

Рассматривать Петрову и Тихонова как возможных лидеров команды не позволяет тот факт, что оставаться в любительском спорте до Игр в Ванкувере питерский дуэт не собирается. Запаса опыта и мастерства еще на один сезон им должно хватить. Но если все-таки фигуристы останутся (время в спорте летит настолько быстро, что можно и передумать), им придется намного сложнее, чем остальным: чтобы продолжать соответствовать нынешним стандартам и уж тем более прогрессировать, возрастным спортсменам приходится прилагать гораздо больше усилий, нежели тем, кто моложе.

Самое обидное, что только сейчас, на закате карьеры, у этой пары начало появляться то, чего им не всегда хватало в предыдущие годы, - настоящая стильность. Катализатором стало уже упомянутое телевизионное шоу. Никогда прежде у фигуристов не было возможности проводить столько времени в руках стилистов. На протяжении многих лет они придерживались единожды выбранного облика, к которому не только привыкли сами, но и приучили зрителей. Наверное, поэтому дебют Петровой и Тихонова в развлекательной и ничего не значащей с точки зрения фигурного катания программе потряс даже самых давних поклонников пары, обнаруживших в своих любимцах, и прежде всего в партнерше, поистине бездонные запасы артистизма, шарма и разнообразия.

Реализовать все это на московском этапе не совсем получилось. Куража, отличавшего лучшие выступления питерской пары, на этот раз не было. Тихонов сам признал: «Нам бы передохнуть, перевести дух. Очень надеюсь, что к финалу «Гран-при» мы с Машей будем выглядеть по-другому».

НОВЫЕ ГЕРОИ

Разочарованием обернулось и выступление второй российской пары - Марии Мухортовой и Максима Транькова. Год назад говорили, что после ухода из любительского спорта олимпийских чемпионов Турина Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина эти молодые и, безусловно, талантливые спортсмены имеют все шансы стать лидерами нового четырехлетия хотя бы внутри России. Но уже сейчас очевидно, что подготовку к сезону, который мог бы стать для фигуристов определяющим, они провели довольно бездарно - преимущественно в конфликтах друг с другом.

Вот и получилось, что в главные герои выдвинулась сложившаяся всего полгода назад пара Москвиной - Юко Кавагучи и Александр Смирнов. В связи с отсутствием какого бы то ни было международного рейтинга фигуристы вообще не должны были попасть в число участников «Гран-при» и вышли на лед в Лужниках лишь потому, что страна-хозяйка имеет право выставить одного участника в каждом виде программы по собственному усмотрению. Шанс, как выяснилось, был предоставлен дебютантам не зря. Выступление Кавагучи и Смирнова без всяких преувеличений стало самым ярким в парном турнире.

Все имеющиеся в арсенале фигуристов элементы были выполнены предельно чисто и аккуратно, с единственной помаркой в произвольной программе - партнерша коснулась льда рукой на приземлении с тройного выброса. В целом же пара произвела впечатление сверхскоростного самолета, еще не набравшего высоту, но неудержимо рвущегося в небо. А ее третий результат в протоколе объяснялся скорее тем, что судьи попридержали оценки за компоненты катания: по негласному правилу, эту составляющую результата дебютанты должны не только «выкатать», но и заработать послужным списком.

- Вы сделали все, что умеете, или не рискнули включить в произвольную программу более сложные элементы? - спросила я фигуристов после выступления.

- Мы сделали все, что умеем на этой неделе, - очень серьезно и на хорошем русском языке ответила Юко. - На следующей неделе будем уметь больше.

Что ж, свято место пусто не бывает. Летом от Москвиной ушли Юлия Обертас и Сергей Славнов. Они вернулись к прежним наставникам Николаю и Людмиле Великовым, не выдержав непомерных для себя требований. От работы с Мухортовой и Траньковым Москвина в каком-то смысле отказалась сама: оставила в группе, но передала в руки ассистента - двукратного олимпийского чемпиона Артура Дмитриева. Рассудила просто: ни к чему тратить силы и нервы на то, чтобы продолжать добиваться результата, к которому судя по постоянным конфликтам между собой, не очень стремятся спортсмены. И нет, наверное, ничего удивительного в том, что усилия выдающегося специалиста оказались направленными на пару, считающую время, которое предстоит вместе провести на льду, не месяцами и, подозреваю, даже не неделями, а днями и часами. На вопрос о нагрузках, которые предлагает своим спортсменам Москвина, бронзовые призеры «Гран-при» синхронно пожали плечами: «Нам нравится...»

До выступления в Лужниках было принято считать, что Кавагучи и Смирнов - пара с весьма лимитированной перспективой. Смешанная национальная принадлежность в соответствии с нынешними правилами позволяет спортсменам выступать на любых соревнованиях вплоть до чемпионатов мира, но не на Олимпийских играх. И что Юко никогда не откажется от японского подданства. Однако в Москве фигуристка заметила:

- В Японии действительно не разрешено иметь два паспорта. Но я намерена встретиться с премьер-министром страны и попросить его сделать для меня исключение. В случае отказа буду думать, как жить дальше. Я очень хочу выступить на Олимпийских играх.

ВИВАТ, КОРОЛЬ!

Чемпион Европы-2004 Брайан Жубер упал на лед и стал исступленно его целовать. Чтобы выиграть турнир, спортсмену было совершенно не обязательно исполнять даже два прыжка в четыре оборота: Жубер катался последним и не мог не понимать, что и малой кровью без труда добьется победы. Он прыгнул три. Причем третий четверной был выполнен за полторы минуты до конца выступления.

Формально это не могло считаться рекордом. Три таких прыжка первым включил в программу американец Тимоти Гейбл еще до Игр в Солт-Лейк-Сити. Но тогда требования к фигуристам были иными. Можно было сосредоточиться только на прыжках (что Гейбл, собственно, и делал), не думая ни о чем другом. Жубер же своим прокатом установил для мужского катания принципиально иной уровень, нежели тот, что был еще год назад. Это вообще было не соревнованием - моральным убийством даже тех соперников, которые не участвовали в российском турнире. Этаким приветом им из Москвы.

- Я хотел прыгнуть три четверных именно на этом этапе «Гран-при», - признался чемпион. - Потому что целый год вспоминал Москву, как город, где меня постигла одна из самых обидных неудач (на чемпионате мира-2005 француз занял лишь шестое место. - Е.В.). И когда прыгнул третий, испытал такой восторг, что с большим трудом заставил себя докатать программу до конца.

Новый тренер фигуриста Жан-Кристоф Симон был, напротив, совершенно спокоен.

- Дело не в количестве четверных, - сказал он. - Меня гораздо больше порадовало то, как Брайан выполнил программу в целом. Он сделал все, что мы планировали на этом этапе подготовки. Хотя должен заметить, что все это он был способен делать еще два года назад.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru