|
Фото © Александр Вильф
Санкт-Петербург. Мария Петрова и Алексей Тихонов |
Победителями финала «Гран при»-2006 стали Брайан Жубер (Франция), Ю-На Ким (Корея), Албена Денкова/Максим Ставиский (Болгария) и Шэнь Сюэ/Чжао Хунбо (Китай). В активе России одна бронзовая медаль, завоеванная в танцах Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ
Этот вид программы, в котором у российской сборной было максимальное представительство (Яна Хохлова и Сергей Новицкий прекрасно дебютировали в подобном турнире и заняли пятое место) стал для болельщиков единственным светлым пятном. Оба российских дуэта совершили менее чем за год сумасшедший рывок. По результату произвольного танца Домнина и Шабалин проиграли только действующим чемпионам мира. И это дало повод тренеру фигуристов Александру Горшкову сказать, что уже на чемпионате Европы его спортсмены будут бороться с болгарским дуэтом за золотую медаль на равных.
По словам Шабалина, прокат в Питере оказался лучшим из всех предыдущих в этом сезоне. Оксана же уклончиво заметила, что не готова с этим согласиться:
- Надо сначала посмотреть танец в записи. Хотя в целом мы довольны.
Вице-чемпионы мира Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон облегчили россиянам задачу максимально к себе приблизиться – получили в произвольном танце балл штрафа. А вот Денкова и Ставиский победили более чем уверенно.
- Что вам не позволяет пока выигрывать у болгарского дуэта? - напрямую спросили Домнину и Шабалина в микст-зоне.
- Даже затрудняюсь ответить, - сказал Максим. – Наверное, у нас не хватает стажа катания. Все таки судьи это учитывают.
- Но мы не расстраиваемся, - тут же добавила Оксана. - Даже по тому поводу, что проиграли канадцам всего 0,20…
Первая пара России всегда привлекает к себе львиную долю внимания. Те, кто идет следом, как правило – статисты. Однако финал «Гран-при» стал исключением: комплиментов в адрес Хохловой и Новицкого в Питере было высказано с лихвой.
Дебютантам пришлось изрядно понервничать: в программе турнира по регламенту отсутствовал обязательный танец, который обычно в какой-то степени снимает излишний стресс, дает возможность адаптироваться в соревновательной обстановке до начала наиболее жесткой борьбы. Однако на этот раз начинать пришлось с места в карьер. К тому же – под первым стартовым номером. То есть – открывать всю программу турнира.
Хохлова и Новицкий справились блестяще.
- Мы были бы счастливы, даже если бы остались на шестом месте – сказали было танцоры. – Готовились к этим соревнованиям очень серьезно. Уже после заключительного этапа «Гран-при» поползли слухи, что одна из пар-финалистов возможно откажется от участия. Поэтому все наши тренировки строились с тем расчетом, чтобы выступить в Питере. Сам факт, что столь крупный турнир проходит в России, сильно воодушевил. Российская публика поддерживает нас всегда.
На самом деле шестое место вряд ли устроило бы вторую российскую пару. Обыграть в Питере Мелиссу Грегори и Дениса Петухова было для Хохловой и Новицкого делом чести. На турнире NHK Trophy в Японии российские танцоры опередили американцев, и известие о том, что в финал, тем не менее, отобрались не они, а соперники, стало неприятной неожиданностью. По словам Сергея, он был уверен, что при равном количестве зачетных очков преимущество имеет пара, победившая в личной встрече. Но оказалось, что во внимание в этом сезоне принимается личный результат, который у Грегори и Петухова за их выступление на первом этапе «Гран-при» в США оказался чуть выше того, чем Хохлова и Новицкий показали в Китае и Японии. Одно-единственное неосторожное высказывание американцев насчет того, что, несмотря на поражение в Японии, они считают себя парой несравнимо более высокого порядка, тут же разошлось массовым тиражом. Так что когда Хохлова и Новицкий по счастливому стечению обстоятельств все-таки оказались в числе финалистов, интрига в «нижней» части турнира была закручена едва ли не сильнее, нежели в «верхней».
В Питере россиянам удалось доказать, что японский успех не был случайным. Почти пять баллов отрыва – аргумент серьезный. Более того, за технический набор элементов, исполненных в произвольной программе дебютантам удалось набрать даже более высокую сумму, нежели куда более титулованным французам Изабель Делобель и Оливье Шонфельдеру.
БЕССЛАВНОЕ НАЧАЛО
Потрясение, которое пришлось пережить чемпионам мира-2000 в парном катании Марии Петровой и Алексею Тихонову, оказалось болезненным. Вплоть до пятницы хотелось верить, что в Питере все таки сбудутся уверения Алексея, что для достижения формы им хватит тех двух недель, которые разделили московский этап «Гран-при» и финал. Но вышло совсем иначе. Петрова перед турниром приболела, часть тренировок оказалась сорванной и стало окончательно очевидным, что чуда не будет: и в короткой и в произвольной программах фигуристы ошибались так много и часто, что нет нужды эти ошибки перечислять.
Жалеть сейчас о том, что первая пара страны сама вырыла себе эту яму, потратив слишком много времени на участие в коммерческом шоу – бессмысленно. В конце концов Петрова и Тихонов имели полное право выбирать, делать ставку на конкретный телевизионный заработок, или на спортивный результат. Трудно было не думать о другом: стоило ли вообще заявлять пару в финале, зная, в каком она состоянии? Ведь парное катание – это не просто один из видов программы. Но некое государственное достояние, престиж и ценность которого складывались десятилетиями и усилиями слишком многих поколений фигуристов. И которое в одночасье рассыпалось в прах.
Можно, конечно, сказать, что финал «Гран-при» - не повод настолько сгущать краски. Но совершенно не удивлюсь, если и в Варшаве на чемпионате Европы и в Токио на чемпионате мира перед глазами судей в момент определения ими сильнейшего будет невольно стоять именно та картинка, которую они лицезрели в Питере. Репутация – вещь в спорте серьезная. Недаром большинство фигуристов стремятся под любым предлогом уклониться от очной борьбы, если чувствуют свою собственную несостоятельность. Как это сделали в танцах американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, отказавшись приехать на финал.
Официальной версией считалась обострившаяся травма партнера, однако мне не удалось найти в Питере ни одного человека, кто бы в это поверил. Равно как и в травму двукратного чемпиона США Джонни Вейра из-за которой фигурист (опять таки, по официальной версии) снялся с турнира после ошеломительной неудачи в короткой программе.
Самое обидное, что победили в парном катании спортсмены, которых при всем желании не отнесешь к новому поколению – китайцы Шэнь Сюе/Хунбо Чжао, собиравшиеся уходить из спорта еще пять лет назад. И нет, наверное, ничего удивительного в том, что сослагательная интонация, в которой после Игр в Турине неоднократно звучала фраза, мол, хорошо бы вернуть в любительский спорт Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, в Питере сменилась утвердительной: надо возвращать. Срочно. И одновременно бросить все тренерские силы на подготовку новых пар. Иначе – беда.
ВМЕСТО ВЫБЫВШЕГО ИЗ ИГРЫ
Мужской турнир, где число участников к субботе сократилось до четырех, свел интерес к «королевскому» виду программы до минимального. Налицо был просчет Международного союза конькобежцев (ISU): уж если соревнованиям придается серьезный статус, продаются телевизионные права и выплачиваются солидные призовые, следовало, видимо, озаботиться тем, чтобы запасные участники все-таки имелись в наличии. Не такие уж большие расходы – оплатить приезд и проживание еще нескольких спортсменов. Ну, а поскольку их в Питере не оказалось, пришлось мириться с изначально усеченным ассортиментом. И одновременно искренне сожалеть, что ожидаемой дуэли между Брайаном Жубером и Вейром так и не получилось. Как было объявлено официально, падение американца в короткой программе привело к обострению старой травмы, поэтому он не посчитал возможным продолжать выступления.
Неудачным прокатом американца больше других была расстроена олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Марина Анисина. У нее не было ни малейшего повода считать себя виновницей столь невразумительного выступления – с Вейром Анисина успела поработать в качестве постановшика совсем непродолжительное время, к тому же от «оригинала» короткой программы фигурист оставил, что называется, «рожки да ножки». Тем не менее, Анисина выглядела подавленной.
- Я очень хотела помочь Джонни. Он – замечательный человек, очень талантливый, но сейчас ему элементарно не хватает физической подготовки. Мы начали работать вместе, когда катались в туре у Коллинза. Я, честно говоря не собиралась заниматься чем-то подобным, но Джонни очень просил поставить ему программы. Тогда, кстати, я очень четко поняла, в чем заключается разница – катаешься ты сам, или тренируешь кого-то другого. Придумать и поставить я могу что угодно. Но выступать-то - ему. Когда человек не готов к работе физически, «выкатать» программу, отработать ее до автоматизма невозможно. Поэтому он выбрасывает шаги, элементы – все выбрасывает. Но я все еще надеюсь поработать с Вейром поплотнее, «погонять» его. Время для этого пока есть. Джонни согласился принять участие в двух шоу в Москве – там же мы будем тренироваться. Хотя не знаем пока на каком катке.
- Насколько он поддается давлению со стороны тренера?
- Я постоянно пыталась внушать ему еще в Туре, что нужно заставлять себя работать иначе, чем это делает он. Что одного таланта недостаточно. Конечно, во время гастролей тренироваться очень тяжело – постоянные переезды, выступления. Но даже там я при каждом удобном случае тащила Вейра на каток: понимала, что это нужно. Если сравнить, что творилось у Джонни в голове в начале лета и в конце – разница заметна. То есть какие-то мои доводы легли в его сознание.
- Как вы думаете, Вейр чувствует, насколько быстро уходит время?
- Джонни очень умный мальчик, постоянно анализирует свою работу, у него большие амбиции, есть характер, умение концентрироваться, но, подозреваю, что такие мысли пока не приходят ему в голову. У него куча поклонников по всему миру, куда бы он не приехал, его замечательно принимают. Все это замечательно, но время-то действительно уходит очень быстро. К тому же Вейру было отпущено много кредитов. И пока он не оправдывает этих ожиданий.
СУЕВЕРНЫЙ ЧЕМПИОН
«Как вы думаете, почему так неудачно начал сезон двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель?» - спросили Жубера на пресс-конференции. Удивление француза выглядело настолько неподдельным, что стало понятно: ему даже не приходит в голову размышлять о том, что и как делают его потенциальные соперники.
Выступление в Питере у фигуриста получилось не таким впечатляющим, как двумя неделями ранее – в Москве. Жубер прыгнул в производбной программе два четверных прыжка, оба – не очень чисто, но оставался спокоен. И честно признался:
- Было очень тяжело. За прошедшие пять недель у меня получилось четыре старта и все - ответственные. Этапы «Гран-при» в Париже, Москве, затем меньше чем через неделю – чемпионат Франции. Прокат в Москве вынул из меня столько эмоций, что несколько дней подряд я чувствовал себя полностью опустошенным. Еле-еле сумел заставить себя собраться. Да и потом времени на отдых перед финалом оставалось совсем мало. Тем не менее выбрасывать из программы четверные прыжки не входило в мои планы. Выполнить их в Питере было очень важно.
- Почему?
- Психологически этот прыжок не представляет для меня проблемы. Но в состоянии сильной усталости катать программу с полным набором элементов мне пока не доводилось. Совершенно не исключаю, что подобная ситуация – необходимость справляться с большим количеством выступлений и сохранять при этом качество катания – возникнет еще не раз. Поэтому я рад, что получил такой опыт. Почувствовал, на что обращать внимание, как готовиться, как сделать так, чтобы сэкономить силы. А главное, окончательно понял простую, в общем-то, вещь. Я должен фокусироваться только на своем катании. Если все сделаю, меня не обыграют.
- Даже Ламбьель?
- Даже Ламбьель.
Чемпион Европы-2004 на самом деле очень изменился за год. Не внешне, хотя новая произвольная программа, ставить коротую помогал четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг, получилась очень удачной, подходящей Жуберу по стилю и настроению. Скорее, сказалось то, что прошедший и крайне неудачный для француза (с его-то амбициями!) сезон заставил фигуриста очень много думать.
Короткую программу – «007» - он оставил старую. Жубер и раньше так поступал, справедливо полагая, что, если одна из программ хорошо накатана, это позволяет гораздо лучше сосредоточиться на отработке новой постановки. Но в этот раз в разговоре с французской журналисткой Селин Лонгевр из L'Equipe вдруг заметил:
- Вообще-то я все чаще задумываюсь о том, что оставлять прежние программы на новый сезон не совсем правильно. Просто в этот раз получилось так, что еще одну постановку я не мог позволить себе по финансовым причинам. Показательных выступлений у меня было не так много, я и не стремился к ним, поскольку нужно было тренироваться, а новая программа – это всегда большие расходы. На музыку, костюмы, постановку, работу с хореографом… Другое дело, что даже для старой программы я нашел совершенно новую мотивацию. Очень хочу набрать в ней больше 84-х баллов. Думаю, это реально уже на чемпионате Европы.
Я очень доволен тем, как начался сезон. В апреле и мае я какое-то время катался во французском шоу, потом съездил на показательные в Торонто и, вернувшись, две недели отдыхал. Летнюю подготовку провел вместе с Аленом Пробером и Анник Дюмон, а, как только в Пуатье после летнего перерыва открылся каток, начал работать там с Жан-Кристофом Симоном. Это был т оже совершенно новый для меня опыт. Я всегда тренировался много. Был приучен к большим нагрузкам. Но лишь сейчас впервые в жизни почувствовал, что я сам жажду этой работы. И получаю от нее удовольствие. Это чувство не уходило даже на протяжении последних недель, несмотря на то, что устал от выступлений, от перелетов, от того, что ни разу не смог нормально выспаться в Питере…
Насколько на самом деле измотан фигурист для французских журналистов, по словам Селин, стало очевидно за неделю до финала «Гран-при» - во время национального чемпионата. Накануне cоревнований Жуберу неожиданно позвонил Ален Жилетти. В самом звонке ничего необычного не было: великий экс-фигурист, пять раз становившийся чемпионом Европы в середине 50-х, вот уже несколько лет готовит и точит Брайану коньки. Но на катке во время соревнований принципиально не появлялся ни разу с тех самых пор, как много лет назад кратковременно работал тренером с Сюрией Бонали.
А тут вдруг спросил, не будет ли Жубер возражать против его присутствия на трибуне. И действительно пришел.
Когда Жубер увидел великого экс-фигуриста в зале, он заплакал – измотанные нервы не сумели выдержать дополнительного потрясения.
Интервью с фигуристом в Питере завершилось комично. После Игр в Турине Жубер дал себе зарок: никогда больше не говорить вслух о том, что его цель – стать чемпионом. Говорил ведь об этом перед Олимпиадой целых два года – и, мол, ничего хорошего не вышло. Разве что разочарование оказалось во сто крат болезненнее.
Это вовсе не помешало журналистам задать стандартный вопрос: на что рассчитывает спортсмен в этом сезоне?
- Не скажу! – насупился Брайан. – И не просите даже, все равно не буду отвечать. Вы же сами знаете ответ. А тем, кто не знает, могу разве что сказать, что цифры 2, 3 или 4 не нравятся мне в принципе…
ЗАСАДА ДЛЯ АСАДЫ
Победительницу прошлогоднего финала «Гран-при» Мао Асаду подвел тройной аксель. В произвольной программе он стоял первым прыжком и когда не получился, фигуристка заметно сникла. Если бы не это, не думаю, что Асаду так легко сумела бы обойти в общем зачете кореянка Ю-На Ким. В прошлом сезоне она хоть и выиграла у японки юниорское первенство мира, но в Питере оставляла впечатление талантливого, но все-таки ребенка. В то время, как в катании Асады успела появиться некая внутренняя «взрослость». Тем более ценным было то, что подросшая спортсменка не побоялась включить в программу ультра-сложный прыжок, совершенно несвойственный пока женскому катанию (несмотря на отдельные, в том числе и успешные попытки отдельных фигуристок его выполнять).
Хотя несложно предположить, что в этом виде программы уже очень скоро может сложиться ситуация, вполне сравнимая с той, что имела место у мужчин-одиночников, когда выступали и дрались между собой Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Допустить, что в дуэль Асада-Ким, если они не будут ошибаться сами, сумеет в ближайшем будущем вмешаться кто-то третий, пока не так много оснований.
Финал «Гран-при». Санкт-Петербург. Ледовый дворец. 16 декабря. Танцы. 1. Денкова/Ставиский (Болгария) – 161,24. 2. Дюбрей/Лозон (Канада) – 156,34. 3. Домнина/Шабалин (Россия) – 156,14. 4. Делобель/Шонфельдер (Франция) – 149,00. 5. Хохлова/Новицкий (Россия) – 141,34. 6. Грегори/Петухов (США) – 135,94. Мужчины. 1. Жубер (Франция) – 233,46. 2. Такахаши (Япония) – 224,83. 3. Ода (Япония) – 216,86. 4. Пробер (Франция) – 201,32. Женщины. 1. Ю-На Ким (Корея) – 184,20. 2. Асада (Япония) – 172,52. 3. Майер (Швейцария) – 170,28. 4. Сугури (Япония) – 158,78. 5. Андо (Япония) – 157,32. 6. Себестьян (Венгрия) – 142,69. Пары. 1. Шэнь Сюе/Чжао Хунбо (Китай) – 203,19. 2. Савченко/Шелковы (Германия) – 180,67. 3. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) – 175,93. 4. Ину/Болдуин (США) – 166,83. 5. Марку/Бантен (Канада) – 165,83. 6. Петрова/Тихонов (Россия) – 154,59.
.
|