Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2006-2007 - Санкт-Петербург (Россия)
К СЧАСТЬЮ, ВОСТОК ПОКА НЕ ТАНЦУЕТ
Ю-На Ким
Фото © Александр Вильф
на снимке Ю-На Ким

14 декабря 2006

После первого вида программы финала «Гран-при» - оригинального танца - россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин занимают третье место, менее балла уступая вице-чемпионам мира Мари-Франс Дюбрей и Патрису Лозону (Канада) и чемпионам мира Албене Денковой и Максиму Ставийскому (Болгария).

НАШ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

С начала 90-х, когда развалился СССР и оставшиеся почти без средств к существованию тренеры стали в массовом порядке уезжать в поисках работы на Запад, в репортажах было принято подсчитывать, сколько отечественных специалистов представляют на соревнованиях те или иные страны. То было своего рода демонстрацией величия советской школы: мол, мы не только продолжаем успешно завоевывать медали со своими спортсменами, но и щедро (хотя и вынужденно) делимся знаниями с соперниками.

Сейчас же, после того как с любительского льда ушли ведущие российские фигуристы, стало очевидно, что за несколько последних лет во многих странах мира наработана более чем солидная база, сохранить которую у себя в стране нам, увы, не удалось. Финал «Гран-при» в Санкт-Петербурге, где российское представительство имеет место лишь в двух видах программы из четырех, подчеркнул это как нельзя лучше.

Казалось бы, какое отношение к России имеют мужской и женский турниры, кроме того, что проводятся они на нашей территории? Увы, самое непосредственное. В числе бывших и настоящих тренеров и хореографов сильнейших спортсменов то и дело фигурируют знакомые фамилии. Виктор Кудрявцев - у американца Эвана Лайсачека, Татьяна Тарасова и Марина Анисина - у Джонни Вейра, Андрей Березинцев - у Брайана Жубера, Николай Морозов - у Дайсуке Такахаши. Победительницу прошлогоднего финала «Гран-при» японку Мао Асаду выводит на лед Рафаэль Арутюнян. Ее соотечественницу Мики Андо - Морозов. Чемпионку Европы-2004 Юлию Себестьян из Венгрии - Рурген Варданян и Нина Петренко. С Фуми Сугури в позапрошлом сезоне работал Олег Васильев, сейчас же одна из программ поставлена при непосредственном участии Александра Жулина. В постановке программ шестикратной чемпионки Швейцарии Сары Майер поучаствовала Татьяна Дручинина.

Российский профессиональный «след» столь же очевидно прослеживается и в парном катании, и в танцах. Но это не меняет сути: среди основных фаворитов турнира россиян практически нет. До начала соревнований можно было лишь надеяться, что в танцах Оксана Домнина и Максим Шабалин сумеют составить конкуренцию действующим чемпионам мира Албене Денковой и Максиму Ставийскому, а чемпионы мира-2000 в парном катании Мария Петрова и Алексей Тихонов окажутся в состоянии на равных сражаться с четырехкратными обладателями высшего мирового титула китайцами Шень Сюэ и Чжао Хунбо.

ВОСТОК ПРОТИВ ЗАПАДА

О «восточной» волне в этом сезоне заговорили наиболее активно. Повод тоже налицо: два японских финалиста в мужском турнире, трое японок и кореянка Ким Ю На - в женском. Плюс - две китайские пары. Но если к массовому китайскому представительству в парном катании мир уже успел привыкнуть, то массовый японский напор такой силы пока в новинку.

И вот здесь можно только снять шляпу перед федерацией фигурного катания Японии. К вопросу подготовки потенциальных чемпионов Страна восходящего солнца подошла со стратегией государственного масштаба, отчасти наступив на горло частнособственническим инстинктам своих тренеров. Еще пару лет назад и Васильев, работавший в позапрошлом сезоне с Сугури, и Тарасова, тренирующая Шизуку Аракаву, отмечали, что руководство фигурного катания Японии скорее мирится с отъездом ведущих спортсменов из страны, нежели поощряет его. И вот сейчас картина изменилась. По словам Арутюняна, в подготовку японских спортсменов вкладываются неограниченные деньги, позволяющие фигуристам выбирать для подготовки любую страну, любого специалиста и любое количество льда.

Некоторое время назад в беседе с одним из сильнейших тренеров мира Виктором Кудрявцевым я получила дополнительное подтверждение серьезности японских намерений.

- Не так давно я разговаривал с ведущим японским специалистом Нобио Сато, - сказал Кудрявцев. - Думал, он все-таки признает, что факт столь массового отъезда японских спортсменов в другие страны для него неприятен, а он вдруг заметил, что очень рад и всячески это сотрудничество приветствует. Потому что именно оно позволило фигуристам по-настоящему проявить себя и избавиться от исторической «закрытости», свойственной японской культуре в целом.

Когда-то закрытостью отличались и китайские спортсмены. Те же Шень Сюэ и Чжао Хунбо на заре своей карьеры выбирали для программ большей частью китайскую музыку и костюмы, выдержанные в китайской стилистике. Не помню уже, в каком из сезонов пара взяла для одной из частей произвольной программы знаменитую «Из-за острова на стрежень». Несоответствие музыки и внешнего вида исполнителей было настолько ошеломляющим, что трудно было вообще понять, как относиться к подобному симбиозу. А сейчас уже кажется совершенно естественным, что ведущие фигуристы Китая и Японии в подавляющем большинстве отдают предпочтение русским и европейским композиторам, классическим произведениям и хореографам.

С одной стороны, у них просто нет выхода. Пока судьбу наград в фигурном катании определяют преимущественно люди, воспитанные в европейской и американской культурах, Восток вынужден играть по чужим правилам. В то же время нельзя сказать, что этот процесс мучителен. Многие российские и американские тренеры, которым доводилось работать с представителями Японии или Китая, отмечают, что, несмотря на разницу менталитетов, о таких учениках можно только мечтать. Причем у японцев - в сравнении с представителями Поднебесной - есть даже определенное преимущество: они не зашорены государственной системой. Не просто автоматически беспрекословны и исполнительны, но стараются самым тщательным образом проникнуть в суть элементов, музыки, тренерских указаний.

Два года назад, рассказывая о своей работе с Сугури, Олег Васильев подчеркнул именно это качество своей подопечной, сказав: «Меня порой убивают ее вопросы, типа: «Какая мышца у меня должна работать, чтобы правильно сделать это движение?». Она знает все мышцы, как они работают, что их приводит в действие...»

Впрочем, на чьей стороне - Европы, Америки или Азии - в рамках финала «Гран-при» окажется спортивный перевес, понять только предстоит. Было бы, кстати, преувеличением сказать, что в мужском турнире фаворитами являются Такахаши и Нобунари Ода. С куда большим интересом тренеры и журналисты следили на тренировках за традиционными героями - французом Брайаном Жубером и американцем Джонни Вейром. Особенно пристально - за первым. Жубер, похоже, обрел, наконец, именно того наставника, с которым чувствует себя значительно комфортнее, чем с предыдущими. В разговоре с французскими журналистами незадолго до приезда в Питер фигурист обмолвился об истинных причинах расставания с прежним тренером - Андреем Березинцевым. «Каждый раз, когда я выполнял тот или иной прыжок, Андрей начинал мне аплодировать, - сказал Жубер. - Сначала мне это льстило, потом я начал понимать, что далеко не всегда прыгаю так, чтобы заслужить эти аплодисменты. Что мне гораздо больше хочется видеть не слепое восхищение, а услышать конкретные замечания. Все это я получил, когда перешел к Жану-Кристофу Симону».

Новый наставник экс-чемпиона Европы в начале 80-х неплохо выступал сам. Дважды - в 1981-м и 1982-м завоевывал серебряные медали на первенствах континента. Довольно рано начал тренировать и быстро зарекомендовал себя как великолепный «технарь», досконально владеющий тонкостями прыжковых элементов. Явно знающий себе цену к тому же. Поэтому совместная работа, лишенная пиетета перед заслугами звездного ученика, с одной стороны, и капризов - с другой, начала стремительно давать результат. Насколько стабильный - понять еще предстоит. Возможно, даже, что не в Питере, а через пару-тройку месяцев - на чемпионатах Европы и мира.

Кстати, с похожей целью - реконструировать почти полностью потерянную техническую базу - в Санкт-Петербург к выдающемуся знатоку мужского фигурного катания Алексею Мишину - не так давно приехал бронзовый призер чемпионата мира-2004 Штефан Линдеманн. Видимо, 21-е место на Играх в Турине окончательно убедило спортсмена, что пора что-то менять. Либо вид спорта, либо тренера. Хотя, как показывает пример тех же японцев, начинать все-таки следует с собственного отношения к тому делу, которым занимаешься.

Финал «Гран-при». Санкт-Петербург. Ледовый дворец. Оригинальный танец. 1. Дюбрей/Лозон (Канада) - 60,44. 2. Денкова/Ставийский (Болгария) - 60,12. 3. Домнина/Шабалин (Россия) - 59,97. 4. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 57,28. 5. Хохлова/Новицкий (Россия) - 53,31. 6. Грегори/Петухов (США) - 52,84.

Мужчины. Короткая программа. 1. Жубер (Франция) - 80,75. 2. Такахаши (Япония) - 79,99. 3. Пробер (Франция) - 71,63. 4. Ода (Япония) - 69,15. 5. Вейр (США) - 67,60. Лайсачек (США) снялся из-за травмы.

Женщины. Короткая программа. 1. Асада (Япония) - 69,34. 2. Андо (Япония) - 67,52. 3. Ким Ю На (Корея) - 65,06. 4. Майер (Швейцария) - 59,46. 5. Сугури (Япония) - 55,14. 6. Себестьян (Венгрия) - 49,40.

Пары. Короткая программа. 1. Шень Сюэ/Чжао Хунбо (Китай) - 68,66. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 64,18. 3. Ину/Болдуин (США) - 59,18. 4. Савченко/Шелковы (Германия) - 58,82. 5. Петрова/Тихонов (Россия) - 56,52. 6. Марку/Бантен (Канада) - 52,98.

.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru