Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2007 - Варшава (Польша)
НЕРАСХЛЕБАННАЯ КАША
Каролина Костнер
Фото © Александр Вильф
Варшава. Каролина Костнер

28 января 2007

Чемпионат Европы завершился победой французской танцевальной пары, триумфом российской танцевальной школы и первым в истории женского катания итальянским золотом.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ

Год назад перед Играми в Турине, где 19-летней Каролине Костнер предстояло стать знаменосцем итальянской олимпийской сборной, я написала в одном из репортажей: «Со спортивной точки зрения у Костнер есть все, чтобы добиться результата. Прекрасные природные данные, великолепная наследственность (мама – бывшая чемпионка страны по фигурному катанию, папа – хоккеист, родная тетя Изольда Костнер – выдающаяся в недавнем прошлом горнолыжница), умный тренер с очень правильным, восточнонемецкой школы, взглядом на спорт. То, насколько фанатично сама Каролина относится к тренировкам, не очень характерно для представителей западных стран. Она – одна из немногих спортсменок, кто никогда, ни при каких обстоятельствах не позволяет себе усомниться в правоте тренера.  Ее имижд в стране идеален. 19-летняя Каролина прекрасно говорит на нескольких языках, прекрасно воспитана, доброжелательна, уважительна по отношению к старшим (в эту категорию в силу возраста спортсменки попадают почти все журналисты), но при этом во всех ее интервью отчетливо присутствует и чувство собственного достоинства, и чувство юмора, и глубокий аналитический ум…»

В Турине Костнер постигла неудача. Она упала в короткой программе и уже там потеряла все шансы подняться на пьедестал. Первую соревновательную половину нынешнего сезона фигуристка пропустила из-за серьезной травмы ахилла, поэтому к началу чемпионата Европы ее вовсе не считали фаворитом. Как выяснилось – напрасно.

Лето Костнер провела на редкость плодотворно. В августе, когда уже были завершены постановки новых программ (их ставила знаменитая американка Лори Ничол), итальянская федерация оплатила спортсменке несколько недель тренировок в летнем лагере Алексея Мишина в испанской Хаке.  Причем с совершенно конкретной целью: отработать и отшлифовать технику прыжков. Удовольствие оказалось дорогим (50-минутное занятие с тренером стоит для иностранных фигуристов 200 евро), но овчинка стоила выделки. И до того неплохие прыжки Каролины выучки немецкого тренера Михаэля Хута стали еще увереннее. В Варшаве фигуристка сорвала один-единственный прыжковый элемент – тройной риттбергер. Но даже это не повлияло на общую цельность программы, в которой помимо всего прочего был исполнен совершенно уникальный каскад 3+3+2. Одним только техническим набором элементов итальянка обошла в произвольной программе фаворитку соревнований Сару Майер из Швейцарии на 3,97.

- О такой ученице можно только мечтать, - сказал в адрес Костнер в Варшаве Мишин, наблюдавший за выступлениями женщин с трибуны. – Она ловила каждое мое слово, очень осознанно и досконально выполняла все, что я говорил. Так что теперь у меня есть все основания гордиться. C Каролиной я работал в Хаке, с Майер – в Давосе. Бельгиец Кевин ван дер Перрен (бронзовый призер чемпионата Европы – прим. Е.В.) – вообще, считаю, мое произведение: несколько лет подряд приезжал ко мне на сборы в Голландию по три-четыре раза за сезон. Даже иногда обидно, как быстро все забывают об этом, когда приходят успехи. Получается, что я только и делаю, что работаю на имидж иностранных тренеров.

Костнер тем временем покинула лед и, надев на коньки пластиковые чехлы, направилась вдоль борта в сторону Kiss and Cry. Напротив «спортивного» сектора трибуны, где в первых рядах бесновались швейцарские и итальянские болельщики, она вдруг остановилась, напряженно выискивая кого-то взглядом. Увидела Мишина. И, благодарно улыбнувшись, присела в адресованном тренеру реверансе…

ТОВАР – ЛИЦОМ

В один из дней чемпионата по единственному российскому каналу, доступному в Польше, транслировали любопытное ток-шоу. Известные модельеры и артисты рассуждали на тему, как влияет одежда и внешний вид человека на то впечатление, которое он производит, первый раз появляясь в обществе. Резюме было однозначным: влияет сильно.

Фигурное катание в этом смысле – один из наиболее показательных видов спорта. Появление фигуриста в «рабочем», то есть, без цивильной одежды, виде, само по себе способно сказать его соперникам и их тренерам очень много.   Подсознательно оценивают все: насколько  спортсмен «подсушен», как проработаны те или иные мышцы, имеется ли лишний вес. Не остаются без внимания костюмы, прическа, умение держаться.

Такими  же глазами смотрят на фигуристов и судьи. Человеческие симпатии и антипатии начинают складываться задолго до того, как фигуристы выходят на соревновательный лед. Естественно, не они являются определяющими, но роль, безусловно, могут сыграть большую. Иногда – решающую.

Известный в прошлом фигурист Ростислав Синицын, который сейчас постоянно работает в паре с Хутом и непосредственно готовил вместе с этим тренером серебряного призера мужского турнира Томаша Вернера, в Варшаве сказал:

- Мы долго думали, какой костюм сделать Томашу для короткой программы. Проблема фигуристов «маленьких» стран заключается в том, что у них почти нет показательных выступлений. Соответственно, их почти не знают, о них не говорят. А для спортсмена, поверьте, очень важно чувствовать, что его заметили. Отсюда и родилась идея розовой рубашки с зеленым бантом. На чей-то взгляд, это сочетание режет глаз, хотя сам костюм скроен и сшит очень стильно. Но мы добились главной цели: на Вернера стали смотреть все!  К тому же катался он очень хорошо, с совершенно особенным настроением – потому что чувствовал к себе постоянное внимание.

Нечто подобное я слышала пару лет назад от Татьяны Тарасовой, когда под ее началом тренировались и выступали Светлана Куликова и Виталий Новиков. Фигуристы жили тогда на птичьих правах в США, перебиваясь случайными заработками. Один из их костюмов был сшит за какие-то немыслимые деньги. Удачным он мне не показался и я сказала об этом тренеру.

- Это – fashion! – отрезала Тарасова. – Самое модное, что сейчас есть. Я хочу, чтобы Света с Виталиком чувствовали на льду, что они хорошо одеты. В этом случае фигурист изначально двигается и держит себя совершенно по-другому.

С точки зрения внешнего вида своих спортсменов Россия проиграла женское катание (вид, в котором страна на четырех европейских чемпионатах подряд с 1999 по 2002-й занимала весь пьедестал) еще до начала соревнований. Потрясающе качественный прокат Александры Иевлевой в короткой программе не мешал заметить достаточно невыразительной прически, превращающей обаятельную молодую девушку в невзрачную простушку в кругу первых красавиц Европы. Не думать об этом не получалось: ведь не просто так – вплоть до заколок в волосах - оказался продуман имидж Костнер, Майер, Киры Корпи и многих других одиночниц?

Хотя в финале это уже не имело для нас значения: дебютантка просто-напросто не выдержала свалившегося на нее нового (и невероятно тяжелого) опыта выступления с последним стартовым номером в сильнейшей группе.

Лучший результат среди российских участниц показала в итоге вице-чемпионка мира-2003 Елена Соколова. Ликовала она, похоже, именно по этому поводу. Больше гордиться было нечем. На суд арбитров были представлены стандартно-минимальный набор прыжков (без тройного тулупа), сильно недокрученный лутц с приземлением на обе ноги, первый (самый низкий) уровень сложности дорожки шагов и трех вращений и несколько килограммов явно лишнего веса.

«RUSSIA-1»

Произвольное выступление Оксаны Домниной и Максима Шабалина оказалось в пятницу выше всех похвал. Россияне набрали лучшую сумму баллов, причем и техническая и артистическая ее часть по отдельности была оценена выше, чем у чемпионов Европы, коими стали Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер. Действующие чемпионы мира Албена Денкова и Максим Ставиский остались третьими.
Но именно этой паре принадлежало достижение, повторить которое не сумел ни один дуэт. Когда болгары завершили свой прокат, под завязку забитый сектор трибуны, в котором располагались спортсмены и тренеры, в едином порыве поднялся на ноги. Следом встал весь зал и начал аплодировать фигуристам стоя. Комментарии, как говорится, были излишни.

Насколько справедливым было первое место российского дуэта в заключительном танце, я судить не берусь. В минус французам сыграло то, что предыдущие два сезона их произвольные программы (и особенно олимпийская – «Венецианский карнавал») были истинными шедеврами хореографии. Но в Турине не могло идти и речи о том, чтобы пропустить пару на пьедестал. Там велась политическая игра чистой воды, в которой Делобель и Шонфельдеру просто не нашлось места. А в этом сезоне их танец получился вполне достойным высшего уровня, но далеко не таким впечатляющим, как предыдущий. Плюс – сказался сумасшедший прогресс молодого российского дуэта, чей вес в танцевальном обществе сильно усиливало звание первой пары России. Russia-1 – это не просто национальная принадлежность. Это – брэнд сокрушительного влияния, который впору писать на табло первой строкой и не столь важно, какие именно под ним будут стоять фамилии.

С точки зрения спортивной драматургии танцы - золотое дно для любого журналиста. Послеолимпийский сюжет в этом отношении сложился безупречно. Почему Домнина и Шабалин не стали чемпионами Европы? Возможно, потому, что с французами следовало расплатиться золотом за моральный ущерб, понесенный в предыдущем сезоне. Как расплатились с Денковой и Стависким на чемпионате мира-2006 в Калгари.
Все это, конечно же, домыслы. И не моя вина, что они удивительным образом совпали с результатами соревнований.

ДОРОЖКИ В НИКУДА

Танцевальный финал завершился совершенно непредсказуемым образом. Выполняя уникальный элемент – удерживая партнера вниз головой в вертикальном положении, Фредерика Файелла потеряла равновесие и грохнулась на лед. К счастью тяжелой травмы удалось избежать, хотя у Массимо Скали были все шансы повредить шейные позвонки. Но дело было в другом. К моменту выхода итальянцев оценки тех, кто уже откатался, сложились таким образом, что дуэт просто был обязан оказаться на четвертом итоговом месте. И этот факт заново всколыхнул крайне больную тему – судейство.

Лет десять назад Международный союз конькобежцев (устав, видимо, от постоянных нападок прессы на своих арбитров)  ввел в обиход чрезвычайно полезную вещь: специальные семинары, на которых всем желающим представителям прессы и телевидения демонстрировали записи прокатов и по ходу объясняли, как выглядит та или иная ошибка и какие сбавки за нее предусмотрены. Позже инициатива сама собой сошла на нет, правила поменялись, и понять порой, что происходит на льду, стало категорически невозможно. Причем, не только журналистам.

Двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду Евгений Платов в Варшаве заметил, что даже специалистам бывает тяжело определить на глаз соответствие оценок исполнению. Стоит фигуристу чуть ниже положенного поднять ногу, или не совсем четко сделать какой-то шаг – и прощай более высокий уровень сложности!

Но есть вещи достаточно очевидные. Если дуэт выступает на нескольких турнирах подряд, где регулярно получает за дорожки и вращения третий, а то и четвертый уровень, затем приезжает на чемпионат Европы, демонстрирует – по общему мнению - свой лучший прокат в сезоне, но уровень сложности тех же самых элементов оказывается в протоколах на порядок ниже, невольно возникает вопрос: почему? Именно так произошло в финале со вторым российским дуэтом в составе Яны Хохловой и Сергея Новицкого. Диагональная дорожка была оценена единицей, круговая – двойкой. Маленький факт: из двадцати трех пар-участников первый уровень сложности за «диагональ» получил лишь один дуэт, занявший в произвольном танце 15-е место.

Возмущению «спортивной» трибуны не было предела. «В таких случаях невозможно молчать, - высказала свое мнение Татьяна Тарасова. – Дорожки – это лазейка для судей и всем это известно. Как и вращения. У Хохловой и Новицкого лучшее вращение, с наиболее интересными и сложными позициями. Все докручено, все сделано абсолютно чисто. При этом уровень за вращение им ставят не четвертый, а третий. Я хочу спросить: «Почему?» Но спросить мы не имеем права. Хотя занимаемся элементами всю свою жизнь и не хуже судей понимаем, что чего стоит».

Можно, конечно, спорить. На взгляд Николая Морозова – одного из лучших постановщиков  всевозможных шагов, - дорожки второго российского дуэта были чересчур медленными. Не на первый, естественно, уровень (по мнению Морозова это даже смешно обсуждать), но не на максимальный. Но можно и поразмышлять иначе, тем более, что отсутствие понятных и четких критериев открывает неограниченный простор для домыслов. Если бы катание Хохловой и Новицкого оценили так же, как на этапах «Гран-при», фигуристы все равно не смогли бы претендовать на более высокое место: слишком велик был разрыв между первой тройкой и остальными парами. Другое дело, что в этом случае Файелла и Скали не смогли бы опередить россиян даже при чистом прокате. А ведь именно им четвертое место было, похоже, забронированно заранее. Пусть не по продуманному сговору, а так, на всякий случай, – сделать приятное президенту ИСУ Оттавио Чинкванте. Итальянцы, все-таки. Возможен такой вариант? Вполне…

И как тут не вспомнить танцевальный турнир в олимпийском Турине, где до последнего тащили за уши на пьедестал Барбару Фузар-Поли и Маурицио Маргальо? Объяснения в кулуарах были схожими: итальянцы, мол.

Вот и получается, что затеяв революцию в судействе, Чинкванта не довел ее до конца и оказывается порой в крайне двусмысленном положении: то ли сам купил, то ли для него купили…

Новая система оценок, в которой, безусловно, есть свои плюсы, в том виде, в котором существует сейчас, вполне может нанести фигурному катанию еще один удар. Она непонятна телевидению. А если сюжет непонятен, он автоматически перестает быть интересным – это аксиома. Возьмите популярные ныне телевизионные шоу на льду с участием звезд. Ключом успеха западных аналогов (на российском ТВ это пока получается гораздо хуже) с самого начала их существования стало шоу не только на льду, но и в судейской ложе. На протяжении программы там проистекает совершенно отдельная жизнь с «плохими» и «хорошими» судьями, объяснениями, дискуссиями, перепалками. Я далека от мысли перенести все это на любительский лед, но анонимный судья – это нонсенс.  Почему-то порой сдается, что далеко не все служители ледовой Фемиды готовы увидеть рядом со своими оценками собственную фамилию. Разве что потом, в узком кругу – когда уже ни за что не стыдно.

Остается только надеяться, что за три года, которые остались до Игр в Ванкувере, заваренная президентом ИСУ фигурнокатательная каша будет расхлебана хотя бы отчасти.

Танцы. Финал (в скобках – сумма баллов за произвольную программу). 1. Делобель/Шонфельдер (Франция) – 199,47 (99,19). 2. Домнина/Шабалин (Россия) – 199,16 (100,39). 3. Денкова/Ставиский (Болгария) – 193,73 (98,61). 4. Хохлова/Новицкий (Россия) – 175,76 (91,76)… 12.Рублева/Шефер (Россия) – 147,81 (77,29).

Женщины. Финал (в скобках – сумма баллов за произвольную программу). 1. Костнер (Италия) – 174,79 (114,33). 2. Майер (Швейцария) – 171,28 (110,79). 3. Корпи (Финляндия) – 151,19 (97,35). 4. Пойккио (Финляндия) – 146,02 (96,55). 5. Маркей (Италия) – 144,28 (97,85). 6. Дрей (Финляндия) – 141,90 (93,12). 7. Соколова (Россия) – 139,71 (90,86). 8. Гедеванишвили (Грузия) – 137,32 (82,70)… 11. Иевлева (Россия) – 126,99 (76,71).


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru