Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2006 - Калгари (Канада)
ОДНО ЗОЛОТО НА ПОЛТОРА КАТКА
Албена Денкова и Максим Ставиский
Фото © AP
Албена Денкова и Максим Ставиский

24 марта 2006

Канадская публика, которая ходит на фигурное катание, - совершенно особая. Прежде всего это в большинстве своем люди, не только самозабвенно влюбленные в спорт, но и прекрасно в нем разбирающиеся. И если уж выражают восторг, можно быть уверенным: зрелище того стоило.

Однако у этих болельщиков есть свой «пунктик». За соотечественников они болеют так, как не болеют, пожалуй, ни в одной стране мира. И это качество публики в разные годы выходило боком очень многим выдающимся спортсменам.

Наиболее свежий пример случился в финале мужского катания. Когда на лед должен был выйти Джеффри Баттл, накал зрительской любви достиг максимального градуса. Этому можно было бы порадоваться, если бы не трехсекундный телевизионный сюжет: камеры вскользь прошлись по бушующим трибунам и выхватили лицо сидящего на гостевой трибуне Брайана Орсера - серебряного призера Игр-1988, которые проходили на этом же катке. В его глазах читалось: «Остановитесь! Что вы делаете!»

18 лет назад Орсер должен был выиграть ту Олимпиаду. В Канаде в этом не сомневался никто. По крайней мере канадец имел на то наиболее предпочтительные шансы. Но первым стал Брайан Бойтано. Орсер просто не выдержал стресса: преждевременные эмоции соотечественников вытянули из него все силы.

Аналогичный случай произошел на чемпионате мира-1996 в Эдмонтоне. Тогда, по представлениям канадцев (да и не только их), победить был должен Элвис Стойко. На его тренировки народ ходил тысячами. Усеивал лед цветами, требовал автографов и совместных снимков на память. А когда настал момент выступления, на Стойко было жалко смотреть. На льду предстала лишь бледная тень великого фигуриста. Полностью опустошенного чужими эмоциями.

Впрочем, то же самое произошло в Калгари с Баттлом. И вполне могло случиться в пятницу - с Дюбрей и Лозоном.

Во всяком случае, это, по общему мнению, было единственным, что могло бы помешать им выиграть.

После оригинального танца канадцы уступали лидерам - Денковой и Ставийскому - чуть больше балла. Мизер. Кататься же в финале им предстояло последними, что в танцах всегда считается более предпочтительным. Помимо «родных стен» в пользу Мари-Франс и Патриса должна была сыграть трагическая предыстория. Не было в «Сэддлдоуме» человека, кто не помнил бы, как четыре недели назад Дюбрей покидала Турин в инвалидном кресле - после ужасающего падения на лед с поддержки.

Это я к тому (результаты финала вы уже знаете), что победа болгарского дуэта, свершившаяся в пятницу, была не просто победой, но чудом.

Зрители оказались ни при чем. Канадцы откатались блистательно. Когда зал встал в едином порыве, а спустя десяток-другой секунд стал топать ногами, требуя максимальных оценок, мне показалось, что судьи дрогнут. Добавят самую чуточку - и золото станет канадским. Они и добавили - оценили произвольную композицию Дюбрей и Лозона наиболее высоко. Но по сумме трех выступлений канадцам не хватило до золота 0,45.

Неужели танцы наконец стали объективным видом спорта? Хотелось бы верить, что да.

Впрочем, были и такие, кто считал иначе. Что если бы это было так, на пьедестале наверняка оказались бы литовцы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. Их «Призрак оперы» был исполнен уникально. С другой стороны, он и был оценен вторым результатом в этом виде танцевальной программы. А вот в совокупности выступление на медаль не потянуло.

Скорее всего, роковую роль сыграла та же причина, которая в парном катании помешала победить Марии Петровой и Алексею Тихонову. Неудачное выступление литовцев в Турине. Плюс - авантюрное возвращение в спорт после трехлетнего перерыва. Отдать фигуристам медаль означало бы признать, что за время их отсутствия в танцах не произошло никакого прогресса. Объективно это было не так. Танцы, конечно же, ушли вперед. Просто Дробязко и Ванагас сумели нагнать этот поезд, а в чем-то и опередить его. Получить максимальные уровни сложности за все без исключения элементы программы в оригинальном танце, например, сумели только они и болгарский дуэт. Но именно там судьи распорядились оценками сильно не в пользу литовцев - дали им пятое место.

А может быть, главную роль сыграла неимоверная - как никогда ранее - плотность соперничества между первой пятеркой. Ведь если уж говорить о «жертвах», ими стали скорее французы Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер, чью произвольную композицию всего несколько месяцев назад называли явлением в ледово-танцевальном искусстве.

Другое дело, что этому дуэту предстоит еще четыре года выступлений. Литовцы же поставили на карту ради прощального выступления все. Потому поражение и воспринималось гораздо трагичнее.

Во «втором эшелоне» проистекали свои разборки. Там вовсю шел подсчет вариантов на будущее четырехлетие. Как разложатся силы, когда (читай - сразу после чемпионата в Калгари) любительский лед оставят Денкова и Ставийский, Дробязко и Ванагас, Дюбрей и Лозон, Хаит и Сахновский. Если так произойдет, то уже в следующем сезоне Россия вновь может оказаться на пьедестале.

Хотя есть небольшой нюанс. Ни о какой другой паре второго десятка в Калгари не говорилось так много, как о брате и сестре Керрах из Великобритании. Мол, этих фигуристов ждет будущее, сравнимое с фантастической карьерой Джейн Торвилл и Кристофера Дина. По сравнению с прошлым сезоном Керры поднялись всего на одну позицию, но от тех же лидеров российской сборной Оксаны Домниной и Максима Шабалина их отделило чуть более десяти баллов. А в прошлом году - 20.

Но позволю себе небольшое дополнение: в обязательном танце англичане впервые остались позади второго российского дуэта - Яны Хохловой и Сергея Новицкого. В оригинальной композиции Яна с Сергеем допустили грубейшую ошибку в дорожке шагов, получили первый уровень сложности вместо четвертого и потеряли на этом, как позже подсчитали тренеры, около четырех баллов. Соответственно, были снижены и оценки за компоненты программы. Не случись этого, пара вполне могла бы сохранить позицию впереди англичан.

Впрочем, 12-е место для дебютантов - результат более чем пристойный. И получается, что не так все плохо в российских танцах. На данный момент по крайней мере.

С прогрессом вице-чемпионов, конечно, не сравнить. Те за год поднялись на вторую ступень пьедестала с седьмого места. Поэтому и счастливы были безмерно, хотя любая другая пара из первой пятерки при разнице с чемпионами в 0,45 щелкала бы зубами в бессильной ярости.

На пресс-конференции канадцы честно признались, что колеблются в решении насчет продолжения карьеры. Хотят сначала отдохнуть, а после как следует все обдумать.

Наверное, продолжать нет никакого смысла. Коммерческое будущее пары обеспечено, для страны они навсегда останутся национальными героями.

На этом фоне неожиданно абсурдно прозвучал вопрос, адресованный Денковой и Ставийскому: «А правда, что в Болгарии - два катка на всю страну?»

«Сказала бы, что полтора, - вздохнула Албена. - Один такого маленького размера, что серьезно кататься там просто невозможно. Может быть, после нашей победы, что-то изменится».

«Уже, наверное, изменилось, - перехватил микрофон Максим. - Уверен, что продажа алкогольных напитков в Болгарии этой ночью перекроет все рекорды!»

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru