Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2006 - Лион (Франция)
КРОВАВАЯ «КАРМЕН»
Татьяна Навка
Фото © Reuters
Лион. Татьяна Навка

22 января 2006

Победа Татьяны Навки и Романа Костомарова в танцах была воспринята далеко не так однозначно, как триумф россиян в трех других видах программы. Наверное, это объяснимо: танцы всегда оставляли гораздо больше простора для сомнений в силу отсутствия в этом виде жестких критериев оценки. Даже сейчас, при новой системе судейства. Сама неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда тот или иной специалист, наблюдающий за выступлениями танцоров со стороны, давал исчерпывающе объективную и обоснованную оценку происходящему, но переставал быть объективным, едва на льду оказывалась его собственная пара или пара прямых соперников.

Неприятно поразила реакция французской публики. Появление на пьедестале литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса сопровождалось в Лионе восторженным ревом. В то время как награждение чемпионов и серебряных призеров проходило при гробовом молчании. В конце концов, сами спортсмены совершенно ни при чем - ведь не они же выставляют себе оценки?

Дробязко и Ванагас, безусловно, стали главными героями. Вернуться в большой спорт после четырехлетнего перерыва и при этом сохранить конкурентоспособность - само по себе подвиг. В произвольном танце литовцы сумели добиться второго результата, уступив лишь россиянам.

- Я вообще поставила бы Риту с Повиласом на первое место, - сказала олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Марина Анисина. - Они прекрасно вписались в требования новых правил, катались на хорошей скорости, а главное, в их выступлении был не просто набор элементов, но цельность, драматизм, - то, что сейчас становится в танцах большой редкостью.

Мнение Анисиной разделял и чемпион мира Илья Авербух. После обязательного танца, в котором Дробязко и Ванагас обошли чемпионов мира, но немного уступили украинцам Елене Грушиной и Руслану Гончарову он заметил, что так, как катаются литовцы, сейчас вообще мало кто умеет.

Вполне возможно, что и Анисина, и Авербух тоже были не совсем объективны в силу определенной ностальгии. Дробязко и Ванагас - фигуристы их поколения, а ведь всегда хочется думать, что твоя собственная эпоха была лучше, чем последующая.

Но факт остается фактом: в компанию сильнейших танцоров Европы литовский дуэт влился весьма достойно. На его общем результате, безусловно, сказалось пятое место, полученное в оригинальном танце (там Дробязко и Ванагасу снизили уровень сложности в заключительной дорожке), но в целом фигуристы остались более чем довольны дебютом.

- Нельзя сказать, что мы нервничали больше, чем обычно, - сказал Повилас. - Естественно, когда вернемся домой, еще раз просмотрим все видеозаписи, чтобы понять, где именно нужно усилить программу, возможно, внесем какие-то коррективы. Время для этого у нас есть.

Гораздо больше поводов для расстройства, несмотря на общее второе место, имелось у украинского дуэта. Выступление в произвольном танце получилось неудачным. Казалось бы, кому, как не им - бронзовым призерам чемпионата Европы-2004 и серебряным - прошлогоднего первенства, - биться за золото с Навкой и Костомаровым. Но Грушина и Гончаров занервничали. Напряжение обернулось потерей скорости, растерянностью и всего лишь четвертым результатом в заключительном виде танцевальной программы. Но, пожалуй, гораздо более серьезным недостатком был выбор произвольной темы. Слишком уж сильно танец украинцев ассоциировался с уже виденными. Прежде всего - с танцем Оксаны Грищук и Евгения Платова в сезоне 1997 года. Похожим получилось все. Начиная от костюмов и заканчивая движениями. А это в фигурном катании не поощрялось никогда.

Куда как обиднее, впрочем, было хозяевам. Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер - дуэт, исполнявший один из наиболее интересных произвольных танцев чемпионата, - так и не смогли пробиться на пьедестал.

Главной причиной тому послужило падение партнера в обязательном танго. Французов изрядно подтянули: трудно было согласиться с тем, что позади них после обязательного проката остались Галит Хаит и Сергей Сахновский, представляющие Израиль. Все-таки падение - слишком серьезная ошибка, как бы ни трактовали ее правила.

О «Кармен» Навки и Костомарова уже сказано немало. Выбирая эту тему, изъезженную вдоль и поперек многими поколениями, фигуристы неизменно рискуют проиграть сравнение. Утверждать, что Навка - лучшая Кармен из всех предыдущих, я бы не стала. Но что касается выступления российского дуэта в Лионе, оно, безусловно, было достойным. Прокат стал для Навки и Костомарова одним из лучших в сезоне, а сама победа получилась в прямом смысле кровавой: на заключительной поддержке Татьяна сильно порезала мякоть ладони лезвием конька.

По техническому наполнению произвольной программы россияне уступили литовцам почти балл. В общем зачете оторвались от серебряных призеров на 5,60, что в общем-то вполне достаточно для европейского уровня. Но кого интересует этот уровень за три недели до Олимпийских игр?

Лионский танцевальный турнир запомнился еще одной особенностью. Пожалуй, до сих пор не было соревнований со столь интересной и напряженной борьбой фигуристов второго эшелона. Предпоследняя группа участников выдала сразу несколько потрясающих постановок: «Болеро» Яны Хохловой и Сергея Новицкого, шотландский танец брата и сестры Керров, композиция на музыку Эннио Морриконе итальянцев Фредерики Файеллы и Массимо Скалли, пронзительно нежный и воздушный вальс Оксаны Домниной и Максима Шабалина - каждое из этих выступлений само по себе могло украсить любой турнир. Не нужно быть большим пророком, чтобы предположить: уже на следующий год в танцах развернутся интереснейшие события.

Ведь, по сути, самым большим недостатком карьеры Навки и Костомарова стало то, что свою чемпионскую карьеру они начали практически без борьбы. Просто автоматически заняли место, освободившееся после ухода из спорта Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха. До сих пор уверена: если бы на чемпионате мира-2004 в Дортмунде Татьяна и Роман выступали под любым другим, не российским флагом, победы, скорее всего, не случилось бы. И вот это ощущение, что в нужный момент тебе хоть чуточку, но помогут, в какой-то степени сыграло негативную роль. На подсознательном уровне сняло необходимость прыгать выше головы. Да и зачем, если по результатам выходит, что тебе вовсе не дышат в спину и не наступают на пятки соперники? Сейчас же получается, что и дышат, и наступают.

И дай-то бог, чтобы сил бороться с ними хватило еще хотя бы на месяц.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru