ТОТЬМЯНИНА и МАРИНИН: ПЯТИКРАТНЫЕ! |
|
Фото © AFP
Лион. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин |
20 января 2006
В первом финале европейского первенства в Лионе четырехкратные чемпионы Европы в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин добавили в свою коллекцию наград пятый титул. Серебро впервые досталось немецкой паре Алена Савченко - Робин Шелковы. Бронза у чемпионов мира-2000 Марии Петровой и Алексея Тихонова.
Первые два дня чемпионата дали публике колоссальную пищу для размышлений. Началось все, естественно, с танцев, в которых после исполнения обязательного танго двукратные чемпионы мира Татьяна Навка и Роман Костомаров оказались лишь третьими. Нельзя сказать, что они проиграли: 0,61, разделившие первое и третье места, - величина весьма символическая. Но звоночек, напоминающий о том, что на Играх в Турине борьба за золото будет еще более остервенелой, прозвенел.
Наибольшее удивление вызвали, несомненно, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, выступавшие в предыдущий раз на любительском уровне в 2002 году а теперь показавшие в танго второй результат. Олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Марина Анисина заметила по этому поводу:
- Раньше обязательные танцы не были у Риты с Повиласом сильной стороной, но с тех пор они добились невероятного прогресса. Было заметно, правда, что они сильно волнуются: катались очень правильно, четко, но напряженно. Впрочем, нервничала вся первая тройка. Мелкие помарки были и у Навки с Костомаровым, и у Груглиной с Гончаровым. Мне очень понравилось, как катались Галя Хаит и Сергей Сахновский. Они по-настоящему танцевали легко, чисто. И должны были, с моей точки зрения, оказаться выше. Точно так же, как Оксана Домнина и Максим Шабалин. Возможно, сказалось то, что у этих ребят был первый стартовый номер.
Еще одна сенсация произошла в женском одиночном катании. 16-летняя Елена Гедеванишвили - ученица российского тренера Елены Водорезовой, выступающая за Грузию, заняла после проката короткой программы четвертое место. Результат сколь выдающийся, столь и нереальный для дебютантки, к тому же представляющей не очень «фигурную» страну.
Но основным событием стал, конечно же, первый финал. Месяц назад после победы Тотьмяниной и Маринина в финале «Гран-при» казалось, что для этих фигуристов вообще не может быть никаких препятствий на пути к олимпийскому золоту Однако в Лионе выяснилось, что это не так. Если бы Алена Савченко и Робин Шелковы не наделали ошибок (партнерша перекрутила первый прыжок в каскаде и оступилась в концовке , а потом приземлилась на обе ноги после тройного выброса), неизвестно, чем вообще закончился бы финал. Уж больно впечатляющим было их выступление.
Насколько справедливым оказалось немецкое серебро, судить не берусь. Мария Петрова и Алексей Тихонов выступили не безошибочно, но более чем достойно. Плюс совершенно фантастически исполнили короткую программу хотя все равно были в ней вторыми. Что, впрочем, совершенно объяснимо: на высшем уровне фигурного катания есть невидимые механизмы, работающие исключительно на первую пару страны.
Главным недостатком Петровой и Тихонова в последние годы является какая-то подспудная обреченность, которая постоянно сквозит в катании второй российской пары, даже когда оно без единой помарки. Исключением из этого правила стали лишь три выступления в тот период, когда лидеры команды Елена Бережная и Антон Сихарулидзе временно лишились права участвовать в соревнованиях и Петрова с Тихоновым автоматически заняли их место. Результатом, как известно, стали две золотые медали чемпионов Европы и высший мировой титул. Но после возвращения Бережной и Сихарулидзе все вновь вернулось на круги своя.
Савченко и Шелковы на этом фоне воспринимались как глоток свежего воздуха. Примерно так же, как канадцы Джеми Сале - Давид Пеллетье в 2002-м. Прекрасная, стильная, запоминающаяся пара, со множеством оригинальных находок в хорошо поставленной программе, катающаяся настолько вдохновенно, что невольно начинаешь улыбаться, глядя на этих спортсменов. Ну как тут не дрогнуть безжалостному судейскому сердцу?
Ну а если серьезно, то нельзя сбрасывать со счетов и политические мотивы. Все ведь прекрасно понимают, как много может быть поставлено на карту ради того, чтобы российская олимпийская гегемония в парном катании была бы в Турине наконец нарушена.
Тотьмянина и Маринин технически выглядели в финале почти безукоризненно. Им, правда, тоже не удалось полностью избежать помарок. Точнее, всего одной: Максим ошибся в первом прыжке, сальхове. Позже он сказал по этому поводу:
- Ничего страшного. Лучше ошибиться сейчас, чем через две с половиной недели. Мы катались не настолько мощно, как могли бы, но это объяснимо: невозможно максимально концентрироваться на всех выступлениях.
Стиль Тотьмяниной и Маринина всегда был достаточно специфичен, чтобы нравиться всем. Таким же в некоторой степени «бесполым», но идеально точным было катание Джейн Торвилл и Кристофера Дина, что совершенно не мешало англичанам не только побеждать, но и до сих пор считаться одной из наиболее выдающихся танцевальных пар в истории фигурного катания. Но одно дело - танцы, где разнообразие изначально заложено правилами, и совсем другое - парное катание.
Вот и в Лионе произвольная программа «Ромео и Джульетта» первого российского дуэта выглядела осторожной и слишком академичной. В катании чемпионов не было такого энтузиазма, как у Савченко и Шелковы, но его и не могло быть. В отличие от немцев, которые были счастливы уже тем, что могут заработать первую в жизни медаль, Тотьмянина и Маринин не имели права в данной ситуации позволить себе хоть малейший риск. «Бороться за пятый высший титул подряд - довольно специфическое дело», - сказал Маринин после победы.
Столь осторожные выступления нередко кажутся скучными. Но в подобных случаях я всегда вспоминаю слова трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Александра Карелина, сказанные после того, как он то ли в десятый, то в одиннадцатый раз стал чемпионом мира. Финальную схватку Карелин тогда провел совершенно занудно, без единого броска, и победил с минимальным преимуществом в счете. А потом сказал:
- Прекрасно понимаю, что все уже устали от моих побед. Что вам, журналистам,было бы гораздо интереснее увидеть, как я полез в захват, а меня навернули через голову. Так вот, в этом случае я за то, чтобы интриги не было.
|