|
Фото © Александр Вильф
Москва. Ирина Слуцкая |
21 марта 2005
Когда-то известный тренер Валентин Николаев назвал атмосферу в раздевалке во время крупнейших соревнований «лиловым воздухом ненависти». И добавил:
- Этот подспудный антагонизм соперников по отношению друг к другу постепенно становится настолько концентрированным, что способен за несколько минут полностью высосать энергию из любого спортсмена. Недаром даже Элвис Стойко - фигурист с необыкновенно крепкими нервами - никогда не оставался в раздевалке после разминки. Забирал вещи и ждал своего выхода где-нибудь в другом месте. Именно поэтому бывает так сложно выступать под последним стартовым номером.
То, что совершила Слуцкая в Лужниках, можно назвать лишь одним словом: подвиг! Она выступала последней среди всех фигуристок сильнейшей группы - и после того как ее главная соперница, Саша Коэн, получила за произвольный прокат очень высокие баллы. Своим выступлением американка оставила Слуцкой одну-единственную возможность победить - лишь идеальный прокат мог гарантировать россиянке золото. Но чем дальше продолжались соревнования, тем меньше верилось, что Слуцкая сумеет справиться с этой задачей. Лиловый воздух ненависти к моменту ее выхода уже выполз из раздевалки - и почти зримо распространялся надо льдом.
Столь сильный накал конкуренции в женском катании - редкость. Держать зал в напряжении от первой до последней минуты выступлений сильнейших - это скорее привилегия мужчин. Но получилось, что именно слабый пол взял наиболее непримиримую битву на себя. И каждая из участниц заслуживала отдельного рассказа.
КВАН
Шансов выиграть чемпионат и стать чемпионкой мира в шестой раз у американки было не так много. Она могла рассчитывать разве что на грубые ошибки соперниц. Но можно ли было надеяться на это всерьез, когда соперниц так много?
Это всегда печально - видеть, как начинает снижаться орбита мегазвезды. Дай бог каждой из фигуристок, получившей медаль московского чемпионата, сделать в спорте столько, сколько сумела Кван. Но факт остается фактом: среди шести сильнейших Мишель выглядела наименее конкурентоспособной.
Падение после тройного сальхова и приземление на две ноги после лутца отнюдь не сделало фигуристку менее великой. И тем не менее величие пятикратной чемпионки мира на глазах переполненного лужниковского зала неумолимо уходило в прошлое: уровень финала оказался 25-летней спортсменке не по зубам.
Она, правда, в очередной раз проявила себя бойцом до мозга костей. Сделала три каскада (один из них - из трех прыжков: с тройным флипом и двойными тулупом и риттбергером). Отчаянно боролась за сложность вращений и шагов, но вращения уже не были такими быстрыми, как когда-то. Результат произвольной программы Кван стал третьим. Но как минимум двух спортсменок - итальянку Каролину Костнер и японку Фуми Сугури - пятикратная чемпионка мира опередила не за счет катания: ее спасло имя.
КОСТНЕР
В 2003 году, когда 16-летняя Каролина Костнер заняла четвертое место на чемпионате Европы в Мальме, а затем завоевала бронзу юниорского мирового первенства, в Италии ее немедленно объявили главным открытием года в женском фигурном катании. Понять итальянцев было несложно: последний раз фигуристка этой страны поднималась на пьедестал в 1980-м. В лице юной Костнер журналисты получили к тому же неплохую завязку для будущих сюжетов, выяснив, что двоюродной сестрой (а заодно и крестной матерью) Каролины является знаменитая итальянская горнолыжница Изольда Костнер.
На ноябрьском этапе «Гран-при» в Москве итальянка преподнесла очередной сюрприз: в короткой программе она оказалась единственной, кто чисто исполнил сложнейший для девушек каскад из двух тройных прыжков. Помимо этого Каролина записала на свой счет личный рекорд: на 4 балла превзошла свой лучший результат в этом виде программы.
- Мне не сложно прыгать, - говорила она в ноябрьском интервью «СЭ». - Просто прыжки требуют повышенной концентрации. Меня часто спрашивают, какой из них любимый, и каждый раз я теряюсь, подбирая ответ. Если задуматься - не люблю, пожалуй, аксель. А самый уверенный - тулуп. Это потрясающее чувство - отталкиваться ото льда, заходя на прыжок, и уже в этот момент понимать: «Да, я его сделаю!». Хотя, когда я в форме, такое чувство - норма. Независимо от того, что приходится прыгать.
Новые правила судейства, создавшие немало проблем возрастным спортсменам, 18-летняя итальянка приняла с восторгом.
- Главное, что система работает, - говорила она. - Важно не просто чувствовать, как получился тот или иной прыжок, спираль или дорожка, а видеть конкретное подтверждение тому, что судьи заметили это и оценили. До этого в моей жизни нередко случалось так, что оценки совсем не соответствовали моим внутренним ощущениям от проката. Вроде все делаешь, а на табло лучше не смотреть. Одного этого достаточно, чтобы новая система нравилась куда больше, чем прежняя.
Не могу сказать, что переход на взрослый уровень дался мне легко. Взрослое фигурное катание - это прежде всего работа. Юниорское - развлечение, свобода, когда не нужно ставить перед собой никаких серьезных целей. Просто выходишь - и катаешься так, как можешь, получая от этого удовольствие. С возрастом я начала больше задумываться над тем, что в моей жизни главное. Поняла, что нужно готовиться не только к соревнованиям, но и к тренировкам. Отказываться от каких-то развлечений. А еще - стала иначе относиться к критике. Раньше на любые замечания реагировала одинаково. Мол, наденьте коньки, попробуйте сделать то же самое, а я посмотрю, как у вас это получится. Сейчас же стараюсь понять, насколько критика обоснованна. Со стороны ведь многие вещи выглядят совсем иначе, чем это воспринимаю я. Да и чувствовать себя стала по-другому. Более готовой, что ли...
Чемпионат мира-2005 стал для Костнер первым турниром, где ей удалось опровергнуть уже сложившийся стереотип: мол, юной итальянке по силам чисто откатать лишь одну программу - как правило - короткую. Совсем избежать ошибок в финале ей, правда, не удалось: вместо запланированного тройного риттбергера Костнер прыгнула двойной, прокрутилась после приземления на ноге, и с задумками добавить к прыжку еще один, пришлось расстаться. Но даже это не стало препятствием для первой сенсации: по сумме трех выступлений Костнер на 0,37 опередила Кван, установив новый для себя рекорд произвольного проката - 113,29.
|
Фото © Александр Вильф
Москва. Саша Коэн |
КОЭН
Возвращение к своему прежнему наставнику Джону Никсу явно пошло вице-чемпионке США Саше Коэн на пользу. В период работы с Татьяной Тарасовой и в большей степени - с Робин Вагнер американку откровенно заносило. Одна моя знакомая из США - большая поклонница Коэн со времен ее появления на взрослой арене - как-то даже сказала: «Иногда, слушая и читая бесконечные интервью Саши про то, сколько у нее проблем, хочется сказать: Shut up and skate! - Заткнись и катайся!».
Во всей Америке Никс, учивший Коэн фигурному катанию с малолетства, оставался, пожалуй, единственным человеком, кто мог безнаказанно сказать воспитаннице нечто подобное. В конце концов именно Никс, согласившись вернуться в фигурное катание ради Коэн, сделал фигуристке одолжение а не наоборот. И Саша явно взялась за ум. Другое дело, что за год, прошедший со времен дортмундского чемпионата мира (там, напомню, Коэн проиграла японке Шизуке Аракава), в ее катании не появилось ничего нового. В наличии был потрясающий артистизм, фантастической красоты спирали, мягкие прыжки - но все это мир уже видел.
Две ошибки (в тройном флипе и последующей комбинации прыжков) не помешали арбитрам тем не менее оценить прокат лучшей суммой вечера: по произвольной программе американка опередила Костнер на 11 с лишним баллов. Результат не стал для нее рекордным - два года назад на турнире Skate America Саше случилось набрать 130,89. Превысить эту сумму баллов с тех пор не доводилось ни одной спортсменке.
АРАКАВА
Чемпионка мира-2004 приехала в Москву далеко не в лучшем состоянии. Она успела оправиться от болячек и травм, но говорить о набранной форме не приходилось - форсированная подготовка почти никогда не оборачивается стабильностью выступлений. Запаса сил хватило лишь на первые две минуты. Но как же божественно каталась фигуристка эти две минуты! В свете нынешних требований она не делала ничего сверхъестественного - тройной риттбергер в качестве второго прыжка в каскаде 3+3, который Аракава не однажды исполняла мощно и чисто, был засчитан как двойной - но выразительность движений, чистота элементов, скольжение - все это было вне всякой критики.
А потом силы кончились. Следствием этого стали три двойных прыжка подряд, и все надежды удержаться в верхушке турнира рассыпались в прах.
АНДО
У Мики Андо, соотечественницы Аракавы, был, пожалуй, лишь один козырь - заявленный в предварительном протоколе четверной сальхов. Спортсменка, завоевавшая себе имя благодаря тому, что ее четверной прыжок не был блефом, а вполне реально существовал на тренировках, не могла противопоставить соперницам ничего, кроме сложности. Даже Кван - более коренастая, чем остальные соискательницы наград, - смотрелась на фоне Андо точеной статуэткой.
Ну а когда четверного не случилось и Мики вдобавок сорвала тройной флип, стало ясно, что эта фигуристка железобетонно застолбила за собой последнее место в сильнейшей группе. По результату произвольной программы она пропустила вперед еще двух спортсменок - свою соотечественницу Фуми Сугури и финку Сюзанну Пойккио.
СЛУЦКАЯ
Чтобы победить Коэн, Слуцкой нужно было идти ва-банк. Это касалось прежде всего первого каскада. Того самого каскада из лутца и риттбергера, в котором Ирина не рискнула сделать второй прыжок тройным на Играх в Солт-Лейк-Сити: совершенно реальное золото ушло тогда к американке Саре Хьюз.
На этот раз с каскадом все оказалось в порядке. Следом Ирина прыгнула еще одну комбинацию 3+2+2 (сальхов, риттбергер, тулуп), потом блистательно выполнила тройной риттбергер в сольном варианте, сделала вращение и стала заходить на очередной прыжок.
В заявке, которой по новым правилам предписано следовать фигуристу, у Слуцкой значился тройной лутц. Прыжок, который даже непосвященным довольно сложно спутать с каким-либо другим: слишком характерен заход на него. Но столь же характерен заход и на риттбергер. Ирине предстояло проехать еще добрых два десятка метров, но уже было очевидно, что она собирается сделать именно второй из названных элементов.
Не думаю, что сумею подобрать слова, чтобы описать, что в этот момент происходило в душе тренера Слуцкой - Жанны Громовой. Три одинаковых прыжка, независимо от того, сделаны они в каскадах или нет, новыми правилами не допускаются. Но это случилось. Ирина превосходно сделала каскад, добавив к первому прыжку еще один двойной, но вместо 6,5 на ее счет легли всего лишь полтора балла.
Этот курьез был сродни тому, что произошел в финале «Гран-при»-2003 с Евгением Плющенко, когда тот потерял бдительность в соревновательном ажиотаже и выполнил на один каскад больше, чем предписывали правила. И - проиграл канадцу Эммануэлю Сандю. Но все, что потерял тогда Плющенко, - это деньги. Слуцкая же рисковала лишиться титула, который наверняка представлялся ей наиглавнейшим из всех в ее спортивной жизни. Не только потому, что чемпионат - домашний. Но и по той причине, что до Олимпийских игр осталось меньше года. И нельзя было не мечтать прожить этот год официально коронованной звездой.
Как же фантастически хорошо она продолжала кататься!
«Я невероятно горда тем, что сумела показать лучший прокат в тот момент, когда это было больше всего нужно», - скажет она после награждения. А тогда, наблюдая, как каждым своим приземлением, шагом, жестом, взглядом Слуцкая вколачивает все новые и новые гвозди, намертво упаковывая в виртуальный саркофаг надежды своих соперниц, все понимали: за такое выступление можно смело выставлять запредельные оценки - и они не будут выглядеть завышенными.
Что тут добавить? Спорт категорически исключает сослагательное наклонение, но иногда удержаться трудно. Если бы не досадный риттбергер, Ирина помимо уже второго золота мировых первенств вполне могла бы записать на свой счет неофициальный рекорд по набранным баллам. Нынешнее достижение (по сумме короткой и произвольной программ) равно 197,60. Этот результат Коэн показала на этапе «Гран-при» - турнире, где вполне можно позволить себе кататься в удовольствие, поскольку нервный накал несравнимо ниже. Не случайно многие спортсмены, становясь чемпионами мира, любят говорить: «Это - не те соревнования, где удается показать максимальный результат».
Слуцкая сумела.
|