ДО ХЕТ-ТРИКА НЕ ХВАТИЛО ШЕСТИ БАЛЛОВ |
|
Фото © Александр Вильф
Москва. Юлия Обертас и Сергей Славнов |
18 марта 2005
Финал парного катания, о котором «СЭ» вкратце уже рассказал вчера, являл собой натуральный триллер. Правда, до поры до времени все ужасы были надежно упрятаны от глаз зрителей.
Когда информатор объявил о снятии с соревнований китайцев Шэнь Сюе и Чжао Хунбо, первым делом подумалось, что причина отказа кроется в состоянии партнерши: Шэнь Сюе жаловалась на неважное самочувствие еще до начала чемпионата. Но почти тут же в голову пришла мысль о том, что из-за болезни не снимаются столь экстренно, да еще с турнира такого ранга. Тем более что на разминке незадолго до того, как сильнейшим дуэтам предстояло выйти на лед, Шэнь Сюе и Чжао Хунбо выглядели людьми, намеренными биться только за золото. Кто же мог предположить, что, скрывшись в тренировочной зоне лужниковского Дворца спорта после разминки, Чжао Хунбо буквально на ровном месте подвернет ногу!
Фигурист, по словам очевидцев, рыдал за кулисами, как ребенок, и его можно было понять: нелепая травма партнера не оставила китайской паре никаких шансов на продолжение борьбы.
Однако этим дело с китайцами не ограничилось. Как выяснилось, на утренней тренировке, на которой, так уж получилось, не было ни одного представителя прессы, партнер из второй китайской пары - Хао Чжан - врезался в Татьяну Тотьмянину.
- Я вдруг почувствовала удар в спину, после которого подлетела в воздух и шлепнулась на лед, - рассказывала Татьяна. - Было очень больно.
Тренер двукратных чемпионов мира Олег Васильев был довольно резок, комментируя в микст-зоне этот инцидент: «Не могу утверждать, что это был злой умысел, но в то же время мне трудно отделаться от ощущения, что все произошло не случайно».
Естественно, большинство вопросов к чемпионам и бронзовым призерам на пресс-конференции так или иначе касались этой явно неприятной для китайцев темы. По словам россиян, Хао Чжан ехал лицом к Тотьмяниной и не мог не видеть ее. Однако вместо того, чтобы свернуть или притормозить, он в последний момент перед столкновением повернулся к Татьяне спиной.
- Это не было намеренно, - стоял на своем китаец. - И я тут же принес свои извинения.
На льду случается всякое. Можно вспомнить заключительную перед выступлением женщин тренировку в олимпийском Лиллехаммере, на которой одна из претенденток на медали немка Таня Шевченко лезвием конька пробила ногу Оксане Баюл. А в Солт-Лейк-Сити перед парным финалом канадка Джеми Сале въехала в Антона Сихарулидзе. Кстати, тогда виновата была исключительно Джеми, но гнев трибун обрушился на российского спортсмена. А как иначе, если по одну сторону конфликта - хрупкое создание, а по другую - здоровенный мужик?
Кто прав, а кто виноват в том или ином инциденте, определить бывает непросто. Если бы в момент столкновения в Лужниках звучала музыка китайской пары, то, по правилам, претензии надо было бы предъявлять Тотьмяниной. И соответственно наоборот. А по слухам, столкновение произошло в паузе между двумя композициями.
Другое дело, что публично раздувать инцидент до гиперразмеров было, на мой взгляд, недостойно чемпионов: по-настоящему сильным личностям к лицу великодушие. И фраза Тотьмяниной на пресс-конференции о том, что в следующий раз в подобной ситуации китайцам надо бы пошире открывать глаза, отнюдь не выглядела милой шуткой. Она покоробила.
Но вернемся к финалу. Если бы третья российская пара - Юлия Обертас/Сергей Славнов - набрала на шесть баллов больше, то наши фигуристы заняли бы весь пьедестал. Но, положа руку на сердце, даже та оценка, которая была выставлена Юлии и Сергею, казалась завышенной, а их прокат вызвал крайне противоречивые ощущения.
Во-первых, количество ошибок зашкалило за все мыслимые пределы. Произвольная программа Обертас и Славнова была под завязку набита сложнейшими элементами (чего стоила одна только четверная подкрутка!), но большинство их спортсмены выполнили слишком грязно. Во-вторых, тренер юного питерского дуэта Тамара Москвина, оставив старую композицию, поменяла костюмы и музыкальное сопровождение, и происходящее на льду тут же стало восприниматься, как акробатический этюд, главная идея которого - голые трюки. Музыка при этом звучит лишь для того, чтобы не заскучала публика: хоть «Катюшу» включай, хоть «Калинку», хоть «Танец с саблями».
Но вот ведь в чем штука: если бы Обертас и Славнов откатали свою программу чисто, что у них неоднократно получалось на тренировках, то им бы наверняка простили и ядовито-зеленые костюмы, и отсутствие высокохудожественного образа. И тогда они поднялись бы в итоговом протоколе не на одну строчку, а гораздо выше. На это, как мне кажется, и делала упор Москвина, обдумывая в начале совместной работы концепцию подготовки этой пары. Брать на вооружение стандартный опыт означало бы получить пусть и хорошую, но стандартную пару. Другое дело - придумать что-то неожиданное: а вдруг сыграет? Тем более при новой системе подсчета очков, когда по большому счету не важно, чем убивать соперников - второй оценкой или первой.
В этом контексте все разговоры о том, что парное катание обязательно должно быть образцом высокого искусства и вкуса, - демагогия чистейшей воды. Это прежде всего спорт. Азартная игра, в которой для победы хороши все средства. По крайней мере для тренеров типа Москвиной, привыкших строить работу с прицелом на отдаленную мишень, в центре которой маячит золотая олимпийская медаль.
Почему не удалось добиться задуманного в Москве - другой вопрос. Естественно, сказалось нервное напряжение. Плюс новая музыка, пусть и при старой программе, - это все равно дополнительный стресс. Плюс установка сделать все запланированные элементы - без всяких послаблений. Вот и получился коктейль взрывной силы, который оказался для фигуристов слишком крепким.
После финала я разговорилась с двукратным олимпийским чемпионом в парном катании Артуром Дмитриевым.
- Давайте начнем не с самих соревнований, а с новой системы, - сказал он. - Сейчас почти невозможно выполнить все требования, которые она предъявляет к фигуристам, и одновременно сделать программу интересной с художественной точки зрения. Особенно это касается произвольных композиций. Музыка становится второстепенной. Взять Обертас и Славнова: они пробуют новые элементы, ищут свой стиль, делают ошибки, но если взглянуть на итоговые протоколы, то по технической сложности программы они обошли всех - и чемпионов мира, и китайцев. Значит, этот путь правильный.
- И это говорит человек, программы которого всегда отличались глубиной образа, драматизмом, мыслью! Неужели у вас не вызывает чувства протеста катание вроде того, что продемонстрировали Обертас и Славнов?
- Давайте рассуждать так: ISU (Международный союз конькобежцев. - Е.В. ) дал спортсменам конкретное техническое задание. И каждый выполняет его в меру своих возможностей. Если ты не будешь играть по этим правилам, то не будешь и выигрывать. Ну а чтобы программа при этих требованиях выглядела шедевром, нужно быть гением. Китайские пары ведь тоже идут по пути сложности и превосходят многих. Тотьмянина и Маринин выиграли достойно - прекрасный дуэт, с хорошими линиями и скольжением. Но легко им никогда не будет - китайцы не позволят. Понравились мне и Мария Петрова с Алексеем Тихоновым - они явно прогрессируют. Другое дело, что им постоянно приходится догонять, а это очень тяжело. Между прочим, у Обертас и Славнова нет таких линий, как у Татьяны и Максима, нет мощи Петровой и Тихонова, не опыта многих лет совместного катания, но уже сейчас они - единственная в мире пара, которая делает четверную подкрутку.
- И вообще не похожая ни на какую другую.
- Так ведь Москвиной именно это и нужно было. Если бы они были похожи на других, то и соревноваться им бы пришлось по одним и тем же показателям. А это невыгодно. Поэтому то, что делает Москвина, мне кажется совершенно разумными.
- Вы верите, что Обертас и Славнов станут чемпионами?
- Москвиной столько раз удавалось то, что считалось невозможным...
|