ЛАМБЬЕЛЬ: АТАКА НА ПЛЮЩЕНКО? |
|
Фото © Александр Вильф
Москва. Стефан Ламбьель |
15 марта 2005
Утром первого дня соревнований мужской турнир понес первые потери: тяжелую травму лодыжки, упав на приземлении с прыжка, получил один из претендентов на медаль чемпионата японец Такеши Хонда. Прямо со льда его унесли за кулисы и немедленно отправили в больницу.
Пристальное внимание ко всем, кто хотя бы теоретически годился на роль потенциального призера, во многом объяснялось состоянием Евгения Плющенко. Вплоть до того, что журналисты стали прикидывать: кто именно может стать чемпионом мира, если первый номер российской сборной вдруг решит отказаться от дальнейших выступлений. Кто он - возможный король?
Чемпион Европы 2004 года француз Брайан Жубер, выступавший в группе Б (эта группа открывала квалификационные соревнования), словно бы сделал все, чтобы заведомо отказаться от притязаний. Он выглядел настолько сонным, что его обычно агрессивное и мощное катание мгновенно потеряло всю свою привлекательность.
- Проблема была не в том, что мне выпало кататься первым, а в том, что кататься пришлось настолько рано, - пояснил фигурист свое состояние.
Француза подвела... церемония открытия. В воскресенье Жубер провел довольно успешную тренировку и посчитал, что не будет ничего страшного, если он останется на катке посмотреть эту самую церемонию, а заодно на президента России, появление которого было обещано гостям чемпионата, а затем быстренько уедет в отель отдыхать. Однако «быстренько» не получилось. На выезде из Лужников и далее - по пути обычного маршрута автобуса - были расставлены милицейские посты, обеспечивавшие безопасность президентского маршрута. Автобус с участниками попал в пробку, и в итоге Жубер добрался до кровати, когда время шло к полуночи. А наутро банально проспал тренировку.
Для «сов», к категории которых как раз и относится этот фигурист, утренняя тренировка - чуть ли не главный залог последующего успешного выступления. Цель ее нередко заключается вовсе не в том, чтобы лишний раз попробовать элементы. Необходимо встряхнуть организм, насильственно заставить его проснуться. Жуберу же пришлось просыпаться уже в ходе соревнований. Так что результат, увы, закономерен.
Ламбьель же больше всего напоминал человека, который поставил перед собой глобальную, но пока еще отдаленную задачу - и рассматривает чемпионат мира просто как некий промежуточно-тренировочный этап на пути к цели. Наблюдая за выступлениями швейцарца на чемпионате Европы в Турине, многие задавались вопросом: на что же окажется способен этот парень, если дать ему на подготовку не две недели (как это было перед туринским первенством), а хотя бы месяц?
Оказалось, способен на многое. Стефан полностью поменял произвольную программу, усложнил ее в прыжковой части и успел довести исполнение обоих четверных прыжков до вполне уверенного. Плюс у него заметно улучшились вращения (как ни парадоксально это звучит по отношению к потрясающим вращениям Ламбьеля в принципе). Короче - публика получила первоклассное зрелище.
- Мне удалось главное, - сказал Стефан после проката. - Правильно настроиться на выступление, полностью сконцентрироваться на элементах и не упустить концентрации до последней секунды программы.
Жубер остался на второй строчке итогового протокола только благодаря тому, что канадец Джеффри Баттл откатался в квалификации значительно хуже, чем от него ожидали. На тренировках он восхищал публику самыми короткими из мужчин-одиночников заходами на прыжки - и уже в этом чувствовалась необычайная уверенность. А вот в соревнованиях весь кураж куда-то испарился.
...Группа Б, которая начинала состязания с утра, в целом выглядела далеко не столь опасной, как вторая. Так что и Жуберу, и Ламбьелю пришлось несколько легче, чем Плющенко. Который мало того что открывал программу в группе А, так еще и получил в соперники триумфатора «Гран-при»-2003/04 канадца Эммануэля Санду, двукратного чемпиона США Джонни Вейра, призера прошлогоднего мирового первенства Штефана Линдеманна и китайца Ли Ченцзяна - фигуристов, каждый из которых способен при удачном прокате создать массу неприятностей. Добавьте к этому списку двоих соотечественников - Андрея Грязева и Сергея Добрина. А еще добавьте травму. Пожалуй, наиболее неприятную из тех, что часты в фигурном катании.
Из-за паховых проблем, в частности, был вынужден преждевременно завершить карьеру Алексей Урманов. Пытался, подобно Плющенко, выступать через боль, но это лишь усугубило проблему и ускорило момент ухода. Опытные врачи знают: при паховых травмах, если уж спортсмену приходится с ними выступать, лучше не прибегать к анестезии. Боль, которую испытывает спортсмен, порой бывает адской, но она неизбежно включает инстинкт самосохранения, заставляет быть осторожным. Если же боль снять, любое чересчур резкое движение может привести к полному разрыву связок.
Так что Плющенко, согласившись выступать, сознательно обрек себя на пытку.
Предположение, что слух о травме создан искусственно, наотрез отмел коллега Мишина, украинский тренер Валентин Николаев.
- Если у фигуриста проблемы с пахом, это сразу видно, - сказал он. - Женя был сверхосторожен во вращениях, в прыжках. Все «открытые» положения явно давались ему большими усилиями. Не знаю деталей травмы, но могу предположить, что Плющенко беспокоит левая сторона. При правосторонней травме он не смог бы прыгать аксель - это нестерпимо больно. Травма левой стороны создает колоссальные проблемы с другим прыжком - тулупом. Собственно, поэтому, как я понимаю, спортсмен был вынужден отказаться от четверного - заменить его лутцем. И все равно было видно, что Жене крайне некомфортно кататься. Но винить его нельзя - он сделал все, что мог.
- Бытует мнение, что Плющенко не имеет права проиграть. Как вы относитесь к такой формулировке?
- Чушь. Год назад он проиграл чемпионат Европы, но это не помешало ему через полтора месяца с блеском выиграть чемпионат мира. В то же время история фигурного катания знает немало примеров, когда спортсмены за год до Олимпийских игр побеждали на мировых первенствах, а на самих Играх проваливались настолько, что их было трудно отыскать в итоговом протоколе. Это Курт Браунинг, Саша Фадеев. И все же нельзя вешать на человека ярлык, заявлять, что он не имеет права на ошибку. Результат всегда зависит от многих факторов. И прежде всего - от состояния спортсмена. Поражение - необязательно проявление слабости. Вот на слабость, согласен, Плющенко не имеет права.
- Если бы Плющенко был вашим спортсменом и имел наиболее высокие шансы на победу, вы пошли бы на то, чтобы из-за травмы снять его с соревнований?
- Это очень щепетильный вопрос, который каждый тренер решает для себя сам. У меня была похожая ситуация с Витей Петренко. Когда он только начинал выходить на серьезный уровень, у него возникли проблемы с коленями, свойственные для переходного возраста, - болезнь Шляттера. Ни я, ни Галина Змиевская, вместе с которой мы работали много лет, никогда еще не попадали со спортсменами на взрослые соревнования, и юниорское первенство мира, к которому готовился Витя и которое вполне объективно мог выиграть, представлялось нам крайне важным. Но мы решили отказаться от выступления - и ни разу потом не пожалели об этом. Однако не думаю, что ту ситуацию можно сравнивать с нынешней: достаточно серьезен уже тот факт, что в России сто лет не было чемпионата мира. Как можно его пропустить?
С другой стороны, опасно бесконечно эксплуатировать организм, заставляя его работать на пределе. У спортсменов и без острых травм хватает проблем со здоровьем. Достижение результата любым путем всегда чревато последствиями, - подытожил Николаев.
...Джонни Вейр, которого в этом сезоне считают чуть ли не основным соперником российского фигуриста, пребывал, как и Плющенко, не в лучшем состоянии. Боролся с неожиданно обострившейся травмой ноги, которая начала беспокоить фигуриста еще в 1999-м (тогда Вейр даже снялся с чемпионата США). На тренировках американец вполне успешно прыгал четверной прыжок и даже пробовал каскад 4+3. А в день старта почувствовал дикую боль в ступне. Причем той ноги, на которую приходятся приземления после прыжков. Перед выходом на лед Вейру сделали обезбольвающую блокаду, но в ходе программы боль неожиданно пронзила ступню вновь. И фигурист растерялся - вместо двух тройных сделал «бабочки».
Неудачным получилось начало и у Андрея Грязева: он не сумел справиться с четверным прыжком и, видимо, от расстройства наделал ошибок в прыжковых элементах всей первой половины программы.
Впрочем, большой трагедии делать из этого не стоит: в общий результат будет зачтено всего лишь 25 процентов квалификационных баллов.
|