СЛУЦКАЯ НЕ ОСТАВИЛА СОПЕРНИЦАМ НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ |
|
Фото © Александр Вильф
Санкт-Петербург. Ирина Слуцкая |
26 ноября 2005
Завершать стартовый день питерского турнира выпало мужчинам, поэтому, передавая этот репортаж в редакцию, я еще не знала, каким получится первый международный выход в олимпийском сезоне трехкратного чемпиона мира Евгения Плющенко. Его выступлению предстояло стать гвоздем российского «Гран-при», это понимали все, в том числе и сам спортсмен, и его тренер Алексей Мишин.
К концу ноября им удалось заинтриговать публику окончательно: вплоть до начала официальных тренировок в ледовом никто не мог сказать с уверенностью, какую же короткую программу будет исполнять главный претендент на золото предстоящей Олимпиады, - «Кармина Бурана», которую Плющенко показал на августовском шоу в испанской Хаке, «Однажды в Мексике», с которой фигурист выступал на втором этапе Кубка России в Москве в конце октября, или же «Тоску», впервые представленную на суд публики две недели назад на показательных выступлениях в Германии.
«Зачем такие метания? - недоумевали болельщики. - Неужели до сих пор сам Плющенко не определился с выбором? До Игр-то - два с небольшим месяца...».
На первый взгляд беспокойство было понятно. Все слишком хорошо помнят, чем закончилась для Плющенко скоропалительная смена произвольной программы четыре года назад, когда под влиянием не очень положительных отзывов со стороны специалистов тренер и спортсмен в конце года решили отказаться от почти полностью накатанной постановки «Жизнь артиста» в пользу более легкой для зрительского восприятия «Кармен». Впоследствии Мишин неоднократно говорил, что считает то решение ошибочным.
Оно и было ошибочным. Имея столь значительный авторитет в своей профессии, Плющенко и четыре года назад, и сейчас мог бы позволить себе интерпретировать на льду любую тему без каких бы то ни было оглядок на общественное мнение. Хотя бы для того, чтобы никому не приходило в голову, что первый фигурист мира пребывает в неуверенности накануне главного для себя старта.
С другой стороны, разнообразие программ на начальном этапе нынешнего сезона вполне могло быть тщательно продуманной тренерской стратегией. С тем чтобы раньше времени не загонять ученика в узкие рамки конкретных программ и таким образом способствовать дополнительной творческой мотивации в работе.
Как бы то ни было, на первых тренировках в ледовом Плющенко выглядел превосходно. В четверг он приступил к планомерному психологическому «убиванию» соперников: легко исполнял четверные тулупы и тройные аксели, а вчера днем окончательно застолбил за собой роль фаворита, показав каскад 4+3 с тройным риттбергером в качестве второго прыжка. Действующему чемпиону мира швейцарцу Стефану Ламбьелю и двукратному чемпиону США Джонни Вейру осталась роль догоняющих.
Впрочем, тренировка - это всего лишь тренировка. Поэтому о мужчинах придется поговорить в следующий раз. Хотя еще до начала вчерашних стартов общие прогнозы на турнир в целом сводились к тому, что во всех четырех видах программы российские фигуристы окажутся вне конкуренции. Ведь в Питере собрались все те, кого не без оснований считают первыми номерами будущей олимпийской сборной: Плющенко и Ирина Слуцкая - в одиночном катании, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин - в парном и Татьяна Навка и Роман Костомаров - в танцах на льду.
Причем все эти спортсмены сумели, судя по тренировкам, набрать к концу ноября превосходную форму. В частности, Слуцкая вовсю пробовала на тренировках каскад из двух тройных прыжков, который всего три недели назад в ее боевом арсенале еще не значился.
ЗАПОМНИМ: ОРЛОВА И НОВИКОВ
Обязательным танцем, который открывал программу питерского «Гран-при», стала янки-полька. Россия представлена в этом виде программы двумя первыми парами страны (Навка - Костомаров и Оксана Домнина - Максим Шабалин) и дебютантами: Ольга Орлова и Виталий Новиков выступают вместе первый сезон (до этого Новиков катался со Светланой Куликовой). На лед в Питере этот дуэт выводили Николай Морозов и Татьяна Тарасова, что само по себе для многих было весьма удивительно. Слишком долго было принято считать, что после распада этого творческого тандема после Игр-2002 Тарасова и Морозов расстались не то чтобы врагами, но никак не союзниками.
Однако Тарасова, решив для себя в начале осени, что олимпийский сезон-2006 станет в ее карьере последним, сделала достойный ход: обратилась к Морозову с просьбой взять Орлову и Новикова к себе в группу. Тот согласился. И уже в Питере в одном из интервью заметил: он почти не сомневается в том, что уже через год эти танцоры выйдут на уровень призовых мест крупных соревнований. Слишком очевидным стал прогресс этой пары, получившей возможность постоянно находиться под тренерским контролем, чего до сих пор она была лишена в силу многочисленных отлучек из США прежнего тренера.
Тарасова объяснила свой выбор просто:
- Считаю Морозова одним из наиболее сильных тренеров и постановщиков в мире. Мне очень нравится, как он работает, и далеко не безразлично, в чьи руки я отдаю пару, которая может стать украшением танцев на льду.
Кстати, к послужному списку Морозова, поставившего на протяжении последних лет бесчисленное множество программ сильнейшим фигуристам мира, в этом сезоне добавилась работа с Евгением Плющенко, что достаточно широко рекламировалось в прессе как одной, так и другой стороной. Однако в биографическом справочнике ИСУ в списке хореографов двукратного чемпиона мира фамилия Николая указана не была. Видимо, это можно расценить как окончательный знак того, что олимпийской программой Плющенко станет все-таки «Тоска», к созданию которой Морозов не имеет отношения. Но это уже отступление. В танцах же ничего неожиданного не произошло. Навка - Костомаров возглавили протокол, Домнина и Шабалин пока идут третьими. Восьмое место Орловой и Новикова тоже объясняется просто: понятие «техника» в обязательных танцах прежде всего подразумевает скатанность партнеров, коей у пары еще явно недостаточно, чтобы иметь чересчур большие амбиции.
ЕЩЕ ОДНА ХЬЮЗ
В женском турнире второй по популярности (после Ирины Слуцкой) участницей стала американка Эмили Хьюз - младшая сестра олимпийской чемпионки Солт-Лейк-Сити. Год назад она впервые приняла участие в международных соревнованиях - чемпионате мира среди юниоров - и завоевала бронзу. В фигурное катание Эмили пришла по примеру старшей сестры, особенно заболела тренировками после олимпийской победы Сары (девчушке тогда было всего 13 лет, она присутствовала на Играх, наблюдала за происходящим своими глазами, так что впечатление оказалось чрезвычайно сильным).
Правда, путь Хьюз-младшей в фигурном катании с самого начала был иным. Работала она не с Робин Вагнер, под руководством которой выступала Сара, а с Бонни Рецкин и получила у нее довольно основательную базовую подготовку. По сравнению со старшей сестрой времен выступлений той в любительском спорте Эмили изначально отличалась более мощным телосложением, но на период своего юниорства прекрасно справлялась с ним на льду: повод обвинить Хьюз-младшую в недокрученных тройных прыжках (чем хронически страдала Сара) представлялся до сих пор не так часто.
При этом шансы спортсменки на попадание в олимпийскую сборную США весьма сомнительны (помимо Мишель Кван и Саши Коэн за место в команде наверняка будет драться 19-летняя Алиса Цисни - первая из одиночниц, отобравшаяся в этом году в финал «Гран-при»). Так что повышенный интерес к Хьюз со стороны журналистов, как ни обидно для спортсменки это звучит, все-таки не простирался дальше ее родственных связей. Тем более что Эмили упала в короткой программе, не справившись с акселем, - слишком серьезная по нынешним временам ошибка, чтобы сохранить притязания на высокий результат.
Жеребьевка женского турнира получилась весьма удобной для Слуцкой: она открывала вторую пятерку участниц, после того как в первой откатались две сильные японки - Йоши Онда и Мики Андо. Последняя сделала солидную заявку в виде каскада тройной лутц - тройной риттбергер, чисто исполнила все остальное и получила рекордную для себя сумму 60,76. Однако это, как выяснилось чуть позже, отнюдь не означало, что Слуцкой придется всеми силами бросаться вдогонку: даже при более слабом каскаде (3+2) и полусорванном вращении в середине программы отрыв чемпионки мира от японки составил почти семь баллов.
Своим выступлением Слуцкая, собственно, дала наилучший ответ на вопрос, как должен на данном этапе подготовки выглядеть человек, претендующий на олимпийское золото. Именно так - даже катаясь не в полную силу, не оставлять соперницам никаких иллюзий!
|