Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при 2005-2006 - Париж( Франция )
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ?
Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин
Фото © Александр Вильф
Париж. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин

21 ноября 2005

Единственными российскими фигуристами, завоевавшими медали четвертого этапа «Гран-при», стали двукратные чемпионы мира в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Победителями турнира помимо них стали украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров (танцы), японка Мао Асада и канадец Джеффри Баттл. Турнир получился тяжелым: все четыре финала проводились в субботу, причем танцорам пришлось выходить на старт дважды.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Когда-то мне довелось услышать, как в Венгрии выращивали гусей, печень которых шла на приготовление деликатесных паштетов. Птиц помещали в изолированные узкие клетки, и каждый час автоматическая кормушка принудительно набивала гусиные желудки вареной кукурузой. Нагрузка на печень при таком режиме питания была такова, что этот орган начинал стремительно разрастаться, достигая невероятных размера и веса.

Вот мне и хочется сравнить новые правила, навязанные фигуристам, с этой самой кукурузой. Необходимость постоянно перекраивать программы с учетом все новых и новых дополнений, комбинировать совершенно невероятные по сложности сочетания элементов привела к тому, что фигурное катание стало, по сути, совершенно другим видом спорта. Оно не просто поднялось на новую ступень развития - его втащили туда насильно, не оставив ни малейшей лазейки для возвращения в прежние времена.

И как-то вдруг стало очевидно, что деление на лидеров и аутсайдеров, довольно очевидное еще пару лет назад, весьма условно. Бороться за призовые места способен если не любой спортсмен из первой десятки, то многие. Например, румын Георге Кипер (так правильно звучит его имя).Без четверного прыжка, без каких-то умопомрачительных каскадов, более того - с одинарным акселем вместо тройного в произвольной программе этот фигурист тем не менее довольно лихо исполнил дорожки и вращения третьего уровня сложности, опередив соперников, впереди которых, казалось бы, не может оказаться в принципе.

Результат мужского турнира получился нетривиальным. Это коснулось прежде всего хозяина соревнований, чемпиона Европы-2004 Брайана Жубера. Именно он по логике должен был претендовать на победу, но убедительно проиграл.

Джеффри Баттл оказался сильнее в обеих программах, причем если Жубер действительно хорошо откатал произвольную, показав почти максимум своей готовности на текущий момент, то канадец не выдал и половины своего потенциала: завалил четверной прыжок, затем - каскад с акселем и под занавес программы напортачил в тройном флипе.

Новый тренер экс-чемпиона Европы Андрей Березинцев в целом был удовлетворен выступлением подопечного (за исключением того, что тот так и не победил в родных стенах). Сказал, что по сравнению с первым стартом на Skate America Жубер заметно прибавил, хотя вращения и связующие элементы программы оставляют пока желать лучшего.

- Вы верите, что Брайан окажется способен бороться в Турине за золотую медаль? - спросила я.

- Верю! - после непродолжительной паузы ответил тренер.

Новые правила постоянно провоцируют на подсчеты. Сила того же Баттла - в уникальном природном таланте. Чувство льда, владение коньком проявляются в необыкновенной легкости исполнения. Вроде пробежался фигурист играючи в дорожке шагов, а на самом деле - четвертый уровень сложности.

Талант Жубера - иной. Такой мощью прыжков, какую он порой демонстрирует, будучи в форме, не отличается, пожалуй, ни один другой фигурист. Его кредо - брать пусть прямолинейным, но ураганным натиском. Баттл вполне может позволить себе просчитать заранее - вставлять в программу четверной прыжок или ограничиться чуть более простым, но чистым каскадом. Жубер - не может: если уж рассчитываешь на успех, то просто обязан прыгать по максимуму.

Возможно, кстати, что и прыгнет. Однако в Париже заметно располневший спортсмен сделать этого не сумел. Итог был закономерен.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

Мао Асада
Фото © Александр Вильф
Париж. Мао Асада

«Боже мой, как же им всем повезло!» - эту фразу в субботу в ходе выступлений девушек довелось слышать не единожды. На множестве языков она сопровождала победное выступление японки Мао Асады. Когда в спорте появляется талант такого масштаба, национальная принадлежность нередко уходит на второй план. Хочется просто восхищаться, благодаря судьбу за то, что довелось увидеть фантастические прыжки, виртуозное владение коньком, чувство равновесия и, наконец, потрясающе удачный выбор программ.

С последним пунктом кто-то может не согласиться. Дебют Асады во взрослом «Гран-при» в Пекине, где японка заняла второе место за Ириной Слуцкой, сопровождался комментариями: дескать, короткая программа «Кармен» явно не по возрасту 15-летней спортсменке. Но парадокс в том, что серьезную драматическую роль (к какой стремились за последние пару десятилетий все без исключения фигуристы, эксплуатировавшие великий образ) Асада сумела превратить в игру. Этакая сорвиголова, без спроса надевшая мамины туфли, пока родителей нет дома, и упивающаяся собственной взрослостью перед зеркалом.

В результате образ получился органичным, запоминающимся, вызывающим улыбку. Другими словами, безусловно, удался.

Соперницы (а вся первая шестерка показала прекрасно составленные и очень прилично выполненные композиции) так и не смогли обыграть Асаду в ходе парижского турнира. Зато им крупно пофартило в другом: по правилам ИСУ, японка по причине своего возраста не может быть допущена к участию в Олимпийских играх в Турине.

Возрастные ограничения существуют во многих видах спорта. К примеру, в прыжках в воду ко взрослым турнирам официально допускаются 14-летние спортсмены. Была попытка Международной федерации плавания пересмотреть возрастную планку в сторону увеличения, но на голосовании предложение не прошло. Международный союз конькобежцев сумел добиться принятия лимита в 15 лет. Но с оговоркой: участвовать во взрослых турнирах могут только те фигуристы, которым исполнилось 15 на момент начала сезона. А он, по правилам ИСУ, официально начинается 1 июля. Асада же родилась в конце сентября. В июле этого года ей было 14 лет и 9 месяцев.

Парадокс в том, что два года назад, когда правило существовало в проекте и было вынесено на голосование, японцы не имели ничего против. Более того, были свято уверены в том, что нововведение направлено исключительно против США - как вынужденная мера, чтобы не допустить восхождения на олимпийский пьедестал малолеток типа Тары Липински и Сары Хьюз, которые сразу после одноразового триумфа оставляли любительский спорт. Правда, тогда у японцев еще не было Асады.

ПАРАД ДЖУЛЬЕТТ

Парижский турнир поразил невероятным количеством по-настоящему классных программ. Удивляться, наверное, нечему: олимпийские сезоны всегда отличались более тщательным, чем обычно, выбором музыки. Но одна тема оказалась вне конкуренции: «Ромео и Джульетту», хотя и в разных вариациях, катали француз Фредерик Дамбье, американцы Брук Кастайл - Бенджамин Окольски, Елена Соколова, Саша Коэн, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.

Выбор музыки в виде спорта, где на суд публики ежегодно выставляется несколько сотен программ, - дело непростое. Ради того, чтобы выглядеть наиболее оригинально, Тотьмянина и Маринин заказали персональный вариант «Ромео и Джульетты», написанный специально для них известным венгерским композитором Эдвином Мартоном. На фоне других Джульетт весьма выигрышно смотрелась Елена Соколова с музыкой из мюзикла. Если бы не грубейшие ошибки в короткой программе, Соколова вполне могла бы оказаться на более высокой позиции. Но в итоге осталась шестой.

Впрочем, если уж присуждать приз за оригинальность выбора, я бы отдала его французской танцевальной паре Изабель Делобель и Оливье Шонфельдеру. Композиция Le Vol de la Colombe была написана специально для них и на фоне произведений, неоднократно звучавших в танцах в разные годы, воспринималась, как глоток свежего воздуха.

Французы, правда, были наказаны за излишнюю изобретательность. Одна из наиболее эффектных и сложных поддержек в середине программы была расценена судьями, как противоречащая танцевальным правилам, в результате мало того, что элемент остался без оценки, так спортсменов еще и «наградили» двумя баллами штрафа.

Победители - Елена Грушина и Руслан Гончаров - выглядели недосягаемо. Но своим выбором музыки для произвольной программы (Passion Питера Гэбриэла) обрекли себя на весьма нелегкую жизнь. В 1997-мс этой композицией блистательно выступали Оксана Грищук и Евгений Платов. Три года назад - Татьяна Навка и Роман Костомаров. Причем и у тех, и у других танцы получились на редкость запоминающимися - из категории программ, которые надолго запоминаются. Поэтому в ходе выступления украинского дуэта память невольно возвращала те или иные связки и движения, рождая в целом чувство, что придумать что-то новое в интерьере Passion уже нельзя.

ПЕРВЫЙ БЛИН

Российские чемпионы, которым выпало завершать турнир пар, когда на часах, по сути, уже начинался следующий день, восприняли победу слегка обескураженно. Не так замысливался дебют. Пусть и завершился он победой, но при этом сами спортсмены не скрывали, что хотелось более чистого проката. Как это получилось в короткой программе.

За пару дней до начала соревнований мы разговорились на трибуне с известным в прошлом фигуристом Станиславом Леоновичем. Тема для воспоминаний была грустной. Ровно десять лет назад, 20 ноября 1995 года, не стало удивительного спортсмена - Сергея Гринькова. А один из последних турниров, в котором принимали участие Катя Гордеева и Сергей, проходил в тот год именно в «Берси».

- Во Франции Катю с Сережей вспоминают до сих пор, - сказал Леонович. - Я довольно долго тренировал ребят, у меня они впервые стали чемпионами мира среди юниоров, да и потом мы работали вместе, и я до сих пор пытаюсь понять, почему именно им было суждено оставить в парном катании такой след. Наверное, потому, что они никогда ни с кем не соревновались в общепринятом смысле этого слова. Всегда катались как бы для себя, с удовольствием. Даже когда выступали на второй своей Олимпиаде - в Лиллехаммере, - помню, с какими глазами вышли на лед. Словно нет вокруг ни публики, ни безумного напряжения. Они удивительно подходили друг другу.

Своей жизнью в фигурном катании Гордеева и Гриньков, сами того не осознавая, создали некий абсолютный эталон пары. Стремительной и удивительно нежной, пронизанной взаимопониманием на уровне жестов, глаз, улыбок. То, что дуэт столь трагично и безвременно прекратил свое существование, лишь возвело воспоминания о нем в степень.

Собственно, упреки в некой холодности катания, которые сопровождали Тотьмянину и Маринина на протяжении чуть ли не всей карьеры, - это отголоски все той же ностальгии.

Размышлять о том, насколько изменились чемпионы мира в этом сезоне, пока рано. Парижский этап - первый для них официальный старт олимпийского года - дался им непросто. Один лишь факт: когда я спросила Тотьмянину, когда она последний раз ошибалась в выбросе, в котором упала в субботу, спортсменка так и не смогла этого вспомнить.

На самом деле ничего страшного в слегка скомканном дебюте не случилось. Соревновательная память возвращается быстро. И можно быть уверенным, что уже через неделю в Санкт-Петербурге все будет иначе.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru