Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2005 - Турин (Италия)
«БОЛЬШОЙ ШЛЕМ» В ТУРИНЕ
Евгений Плющенко
Фото © Александр Вильф
Турин. Евгений Плющенко

30 января 2005

Подобные выступления принято называть триумфальными: на первенстве континента в Турине россияне завоевали все четыре золотые медали - настоящий "Большой шлем"!

Вслед за Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым в парном катании, а также Евгением Плющенко успеха добились наши танцоры Татьяна Навка и Роман Костомаров, а затем и Ирина Слуцкая.

Четыре победы - это, безусловно, повод для большой радости. Но одновременно - и повод задуматься: а что будет дальше? Например, через полтора месяца на чемпионате мира в Москве. Ведь именно мировое первенство, проходящее за год до Олимпиады, спортивные аналитики берут в качестве точки отсчета, когда пытаются спрогнозировать результаты главного турнира четырехлетия.

Для российских спортсменов европейские победы давно перестали быть самоцелью, это этап на пути к другим вершинам - не более. Потому-то и не вызывает тревоги тот факт, что в трех видах программы из четырех чемпионы были явно далеки от своей лучшей формы. Зато они оказались психологически сильнее соперников. И это пока главное.

Если за оставшееся до мирового первенства время чемпионам Турина удастся достичь пика готовности, выиграть четыре вида программы из четырех будет возможно и в Москве. Удастся или нет - второй вопрос. Но биться за суперпобеду вполне по силам. Это ясно уже сейчас.

С другой стороны, триумф всегда осложняет жизнь тем, кто его добился. Победить чемпионов соперники рвутся особо. Перед Олимпийскими играми - вдвойне. Туринский чемпионат дал понять, насколько сильно возросла даже европейская конкуренция, что уж говорить о мировой?

Но вот слова чемпиона мира  Александра Жулина - тренера Татьяны Навки и Романа Костомарова:

- Мне очень жаль, что в танцах сейчас нет таких пар, как Оксана Грищук и Евгений Платов, Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, Анжелика Крылова и Олег Овсянников. Если бы они не ушли, Таня с Романом катались бы еще лучше. Когда есть такие соперники, мотивация работать неизмеримо выше.

Евгений Плющенко, ставший в Турине чемпионом Европы в четвертый раз, по сути, сказал о том же - но иначе:

- Жаль, что в мужском одиночном катании стали забывать, что такое второй четверной прыжок в произвольной программе. По новым правилам, он вроде бы и не нужен. Но я считаю, что так быть не должно.

В этом, собственно, суть российского фигурного катания: не бояться конкуренции, а жаждать ее. Только это качество делает чемпионов по-настоящему великими.

* * *

Итак - четыре золота из четырех возможных! В истории российского фигурного катания такое случилось уже в пятый раз. Вдвойне приятно, что нам удалось вернуть себе лидерство в одиночных видах, где год назад победили зарубежные спортсмены.

Тем не менее нельзя не отметить, что две последние победы вызвали у публики неоднозначную реакцию. Чемпионов, как водится, не судят, но сам факт, что и Навка с Костомаровым, и Слуцкая выиграли с грубейшими ошибками в произвольных программах, дал повод некоторым обозревателям упрекнуть арбитров в не совсем честной игре.

Чемпионат Европы впервые проводился по новой системе судейства. Будь иначе, не исключено, что одной из золотых медалей Россия могла бы и недосчитаться. А именно - женской. Слуцкая ошиблась трижды. Сделала одинарный сальхов вместо тройного, затем - двойной риттбергер и, наконец, упала после тройного лутца. Все это произошло в первой трети программы, и можно представить, с какими чувствами продолжали следить за катанием чемпионки мира ее болельщики и болельщики действующей чемпионки Европы Юлии Себестьян, знавшие, что эта фигуристка выступает последней и что европейская корона на 99 процентов уже в ее руках.

Но... у венгерки не выдержали нервы. Сначала не получился каскад из тройных прыжков, затем, как и у Слуцкой, вышла «бабочка» (только прыгала она не сальхов, а риттбергер), после чего последовали двойной лутц и падение. На тройном тулупе - самом простом из тройных прыжков. По совокупности ошибок Себестьян улетела в произвольной программе аж на шестое место, перестав представлять какую бы то ни было угрозу для Слуцкой, но невольно возник вопрос: почему ниже россиянки оказались украинка Елена Ляшенко и финка Сюзанна Пойккио, выступившие в произвольной на первый взгляд куда удачнее?

Ответ дал детальный протокол соревнований. Наиболее высокие баллы за технический набор элементов оказались у Ляшенко - 51,15 (49,21 у Пойккио и 47,16 у Слуцкой). Уступив в прыжках не только этим двум фигуристкам, Ирина (единственная из 24 участниц) продемонстрировала третий уровень сложности в двух вращениях из четырех и в дорожке шагов. Но решающую роль в распределении медалей сыграла вторая оценка - за компоненты программы: 57,53. Ляшенко получила 51,71. Пойккио - 53,09.

Вот и вышло, что Слуцкая, опережавшая финскую фигуристку после короткой программы меньше чем на балл, оторвалась от нее в итоге на 10.

Накануне сезона, после того как было объявлено, что все турниры Международного союза конькобежцев (ИСУ) будут проводиться по новой системе судейства, арбитрам долго объясняли, что подразумевает понятие «компоненты». В эту оценку, напомню, входят такие составляющие, как базовая техника, соединительные шаги между элементами, исполнение, хореография и выразительность катания. На самом деле уже первый опыт показал, что вторая часть оценки - не что иное, как баллы за престиж имени и выслугу лет. Как, собственно, это было и при старой системе, когда все прекрасно знали: как бы невыразительно ни выступали заведомые лидеры, оценка за артистизм у них всегда будет выше, чем у остальных.

Наверное, это не совсем справедливо. О каком артистизме и хореографии, к примеру, можно вести речь, если фигуристка, исполняя партию Джульетты или Кармен, то и дело протирает лед частями собственного тела? Ответ - по новой системе судейства - прост: смотря какая фигуристка.

Но есть и другая сторона. Во всех видах спорта с субъективными (то есть человеческими) критериями оценки всегда существовало правило: в победе можно быть уверенным лишь тогда, когда ты не только выше соперников на порядок, но и выступаешь безошибочно. Если же это условие нарушено, надо быть готовым к любому повороту соревновательного сюжета. В том числе и к тому, что первенство будет присуждено наиболее именитому из участников.

И это как раз не лишено справедливости. Так, по крайней мере, восприняли итог соревнований сами его участницы.

Год назад, когда в Будапеште золото было вручено не Елене Ляшенко, заслуживавшей его более, чем кто-либо другой, а Юлии Себестьян, все, включая хозяев, прекрасно понимали, что это - не что иное, как эффект родных стен, который и сыграл в пользу венгерки. Ляшенко тогда не находила себе места от горя, признавшись: «Такие вещи врезаются в память на всю жизнь».

В Турине у Себестьян был великолепнейший шанс доказать, что та награда не случайна. Но - не вышло. Пойккио не рассчитывала на золото даже в самых смелых мечтах. Ее серебро стало первой в истории финского фигурного катания медалью европейских первенств. Поэтому, получив его, финка светилась от счастья. Тем более что каталась тоже не лучшим образом - имели место и «бабочка», и двойной прыжок.

Ляшенко уступила этой фигуристке совсем чуть-чуть. Она сделала все свои тройные, хотя два из них - на две ноги. Откатавшись, сказала :

- Обидно отдавать себе отчет в том, что ошибок вообще могло не быть. Сказалось нервное напряжение. Мне еще повезло - достался второй стартовый номер в группе. Иначе могла бы вообще перегореть и не сделать ничего. Думаю, главная причина такого количества ошибок у всех, кто катался в нашей группе, - именно в этом. На тренировках прыжки умеют делать и делают все. А вот на соревнованиях результат зависит от того, кто психологически окажется сильнее. Мы же не роботы, а потому подвержены эмоциональным всплескам. На самом деле я рада, что золотая медаль досталась Слуцкой. Ира не просто выигрывает на протяжении многих лет. Она заведомо приезжает бороться только за победу. Более того, от нее ждут именно этого. А значит, выступать ей гораздо тяжелее, чем кому-либо из нас.

Перед финалом танцевального турнира стало известно, что вице-чемпионы Европы и мира Албена Денкова и Максим Ставийский снялись с соревнований - у партнерши начался тяжелый бронхит, врачи даже заподозрили воспаление легких. В таком состоянии болгарский дуэт откатал оригинальный танец лишь с пятым результатом, но продолжать выступления Албене запретил врач.

Лучший произвольный танец, вне всякого сомнения, был исполнен французским дуэтом Изабель Делобель - Оливье Шонфельдер. Перед Олимпийскими играми в Солт-Лейк-Сити в тренировках этой пары принимала самое активное участие Татьяна Тарасова. Она же сказала тогда: «Эти ребята умеют все. И наверняка очень скоро пробьются наверх»

На тех Играх французы стали 16-ми. Месяц спустя заняли 12-е место на чемпионате мира. Через год - в Вашингтоне - перешли на девятую позицию. На прошлогоднем мировом первенстве стали шестыми. Работу с Тарасовой они прекратили в связи с тем, что ведущий танцевальный тренер Франции Мирей Зазу после ухода из любительского спорта олимпийских чемпионов Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера осталась без учеников. Французская федерация фигурного катания посчитала такое положение вещей недопустимым - и запретила Делобель и Шонфельдеру продолжать работать у иностранного специалиста.

Тарасовские слова о том, что фигуристы «могут все», воплотились в Турине в произвольный танец, признанный судьями самым сложным и исполненным с точки зрения качества элементов безукоризненно. Что и отразили технические оценки: 44,90 - у французов, 42,57 - у чемпионов мира Татьяны Навки и Романа Костомарова.

Роман сделал две ошибки, причем первая и наиболее серьезная - в твиззле - случилась на первых минутах катания, и партнер мгновенно закрепостился - все его движения на льду стали куцыми и «деревянными».

Тем не менее россияне выиграли. За счет второй оценки.

По моему мнению, было бы куда справедливее отдать первенство в произвольном танце французскому дуэту. В этом случае Навка и Костомаров все равно стали бы чемпионами Европы (в оригинальном танце французы остались четвертыми), но у публики не осталось бы ощущения, что, независимо от системы судейства, в танцах продолжают иметь место пророссийские течения. Мол, какого иного расклада следует ждать, если контролер соревнований - а этот человек играет решающую роль в определении результата - не только представляет Россию, но еще и является супругой президента Российской федерации фигурного катания?

С другой стороны, вот мнение абсолютно независимого в плане пристрастий человека - известного в прошлом танцора  Ростислава Синицына (в 80-х он выступал за сборную СССР с Натальей Карамышевой):

- Я отдал бы первенство в произвольной программе французам, а в целом поставил бы их на второе место. Они впервые катались абсолютно чисто, причем за дорожку шагов можно было смело давать не третий, а четвертый уровень: то, что они делали, - очень сложно. Навка и Костомаров мне тоже понравились, хотя от Тани хотелось бы больше драматизма - ей это по силам. Слышал, что ребята позже, чем нужно было, начали подготовку к сезону, из-за чего танец до сих пор не выкатан, верю, что к чемпионату мира нужная форма будет набрана, но сейчас рассуждаю как человек, который приехал на чемпионат Европы и хочет видеть по-настоящему чемпионское катание. Такого катания не было. Хотя в целом эта пара, безусловно, самая красивая в мире.

Благодаря красоте, элегантности и, что немаловажно, весу в танцевальном обществе Навка и Костомаров первенствовали во всех трех танцах. Хотя в оригинальной композиции тоже прозвенел предупреждающий сигнал: по технике результат россиян оказался лишь третьим.

Впрочем, бить тревогу не стоит. До чемпионата мира еще полтора месяца работы. И, может быть, хорошо, что уже сейчас стало ясно: конкуренты у российского дуэта куда серьезнее, чем казалось до начала чемпионата Европы.

Чемпионат Европы. Турин. 28 января. Танцы. Финал. 1. НАВКА/КОСТОМАРОВ (Россия) - 214,97. 2. Грушина/Гончаров (Украина) - 205,30. 3. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 202,10. 4. Хаит/Сахновский (Израиль) - 200,98. 5. Файелла/Скалли (Италия) - 181,89. 6. ДОМHИНА/ШАБАЛИН (Россия) - 178,91. 7. КУЛИКОВА/НОВИКОВ (Россия) - 169,10.

29 января. Женщины. Финал. 1. СЛУЦКАЯ (Россия) - 168,71. 2. Пойккио (Финляндия) - 158,93. 3. Ляшенко (Украина) - 158,02. 4. Себестьян (Венгрия) - 157,13. 5. СОКОЛОВА (Россия) - 150,88. 6. Маняченко (Украина) - 145,86.


 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru