Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2005 - Турин (Италия)
ГОТОВ ЛИ ЖУБЕР БОРОТЬСЯ С ПЛЮЩЕНКО?
Брайан Жубер
Фото © Александр Вильф
Турин. Брайан Жубер

25 января 2005

День официального открытия чемпионата начался тренировкой мужчин на главном катке Palavela. Российские одиночники наконец-то предстали перед публикой в полном составе, собрав на трибунах впечатляющее количество любопытствующих из числа судей, тренеров, потенциальных соперников и волонтеров. Зрелище того стоило. Оно развеяло последние сомнения в том, что Плющенко находится в потрясающей форме. Каскад из четверного и тройного прыжков (а качество четверных по сей день остается главным показателем состояния того или иного спортсмена) был выполнен так легко, что впору было засомневаться в количестве сделанных оборотов.

Продемонстрировав все то, что жаждали увидеть с трибун судьи, Плющенко не покинул стадион, а примостился на трибуне в ожидании тренировки Брайана Жубера - француза, так нахально отобравшего высший европейский титул год назад. Несколькими рядами ниже за тренировкой главного соперника наблюдал тренер трехкратного чемпиона мира - Алексей Мишин.

- Не берусь утверждать, что готов еще раз выиграть у Плющенко, - сказал Жубер в интервью моей французской коллеге Селин Лонгевр. - Но я буду с ним бороться. Не в моих правилах выходить на лед, думая о том, что в итоге проиграешь.

ЧТО МОЖЕТ ЖУРНАЛИСТ

Еще пару недель назад французы, рассуждая о шансах своего фигуриста, были близки к панике. В октябре 2003-го Брайан, не особо распространяясь о причинах, расстался со своим тренером Вероник Гийон. Возможно, спортсмена убедили в том, что Гийон - не бог весть какой опытный наставник. В свое время она считалась невероятно талантливой и перспективной фигуристкой, в 12-летнем возрасте попала в основную сборную своей страны и даже выступила на чемпионате Европы. Но вскоре получила настолько тяжелую травму позвоночника, что вообще было не ясно, сможет ли она самостоятельно передвигаться. Гийон оправилась от травмы, но ни о каком продолжении спортивной карьеры уже не было речи. И француженка начала тренировать детей в Пуатье, где 16 лет назад в ее группе появился четырехлетний Жубер.

Переход к Лорану Депуйи на первых порах дал неплохой результат. После того как Жубер стал чемпионом Европы, его нового наставника начали превозносить по поводу и без. Летом Брайан на три месяца уехал в американский Симсбери в тренировочный лагерь Татьяны Тарасовой для постановки соревновательных и показательных программ, а также их отработки со своим тренером-консультантом - олимпийским чемпионом Солт-Лейк-Сити Алексеем Ягудиным. Потом вернулся во Францию. Что переменило отношение к нему тренера - тоже загадка. Депуйи почти перестал появляться на тренировках, явно тяготился работой. Заскучал и Жубер. Те, кто имел возможность наблюдать за ним дома, отмечали, что спортсмен постоянно подавлен и якобы вообще подумывает о том, чтобы сняться с чемпионата Европы.

В какой-то степени решить проблему помогла все та же журналистка Селин. Встретившись с фигуристом и его мамой в Пуатье в канун Рождества и ужаснувшись тому, в каком душевном состоянии пребывает чемпион Европы, она написала предельно жесткую статью, суть которой сводилась к тому, что, если Французская федерация фигурного катания считает возможным пребывать в бездействии, необходимо решать вопрос на уровне спортивного министра страны.

Не знаю уж, до какой степени и кто именно был этим напуган, но уже на следующий день после выхода материала стало известно, что президент федерации Дидье Гайаге связался с Вероник Гийон и та дала согласие вновь начать работу с Жубером.

Далее все стало меняться как по мановению волшебной палочки. Брайан загорелся жаждой тренировок, в его катание вернулся прежний азарт - тогда-то он и произнес уже процитированную мною фразу: «Я буду бороться». И добавил: «Чем лучше я начну выступления в Турине, тем больше вероятность того, что Плющенко занервничает. Насколько могу судить, он не любит слишком жесткой конкуренции».

Впрочем, строить предположения, когда соревнования еще не начинались, - пустое дело. Вполне может оказаться, что из 25 спортсменов, принимающих участие в нынешнем чемпионате Европы, побороться с чемпионом и экс-чемпионом Европы сумеет кто-то еще. Хотя не так просто представить, что даже Жуберу удастся сдержать напор россиянина. Протоколы, в которых отныне указывается не только стартовый порядок, но и лучший персональный результат, говорят сами за себя. Рекорд Плющенко в короткой программе - 84,35. У Жубера - 72,10. На третьей рейтинговой позиции француз Фредерик Дамбье (67,23), следом за ним - бельгиец Кевин ван дер Перрен (67, 15).

ВЗДОРНЫЙ ХАРАКТЕР ЗОЛОТОГО ВАЛЬСА

Чемпионат был открыт выступлениями 19 дуэтов в обязательном танце.

С его выбором на спортсменов обрушилась большая беда. Золотой вальс, придуманный и поставленный в 1986 году выдающимся тренером Натальей Дубовой для Марины Климовой и Сергея Пономаренко, стал явлением уже тогда. Хотя выиграть титулы сильнейшей танцевальной пары Европы и мира фигуристам удалось лишь спустя два сезона, когда любительский спорт оставили олимпийские чемпионы Калгари Наталья Бестемьянова и Андрей Букин.

Вальс появился как оригинальный танец. И в его создании имело место не столько вдохновение, сколько продуманный до мельчайших деталей стратегический план: раз Климова и Пономаренко лучше всех прочих пар мира владеют коньком (этот факт тогда признавали даже тренеры соперничающих с россиянами пар), значит, нужен танец, способный показать это качество во всем блеске.

- Для нас этот вальс никогда не был сложен, - рассказывал в Турине Сергей Пономаренко (он приехал на чемпионат Европы тренером английского дуэта Памела О'Коннер/Джонатон О'Доггерти). - Танец удобный, поскольку специально делался под нас с Мариной. Геометрически вся композиция четко разложена и, я бы сказал, предельно логична. Продумана каждая мелочь. Даже удивительно, как много тренеров обращались ко мне за помощью - просили проконсультировать насчет того или иного элемента. Возможно, сейчас танцорам просто не хватает времени на отработку обязательных танцев - слишком возросли требования к оригинальной и произвольной программам. Но, думаю, главная причина проблем в том, что не так много пар обладают выраженной «вальсовой» жилкой. Ведь вальс - это не столько техника, сколько характер души.

Свой характер Золотой вальс проявил самым бездушным образом. Первый же дуэт - чехи Диана Яностакова и Юри Прохазка - не удержался на ногах.

- Этот танец сложен тем, что в нем много поворотов, которые делаются на дугах, причем в разных направлениях. Плюс очень четко выражена женская партия, - говорила мне за день до соревнований Татьяна Тарасова.

На одном из своих поворотов Диана и улетела под ноги партнеру. А в движениях тех, кто выступал следом, появилась заметная осторожность.

Кстати, в начале сезона, когда работа над вальсом у фигуристов только начиналась, жалобы сыпались со всех сторон. По словам Пономаренко, даже чемпион мира и Европы Роман Костомаров признался, что ему куда проще справиться с произвольным танцем, чем с двумя сериями Золотого вальса, которых требует обязательная программа.

А ведь мало кто помнит, что нынешний каверзный танец - лишь облегченная копия дубовского оригинала. У Климовой и Пономаренко весь танец исполнялся на шесть тактов быстрее. Другими словами, серию танцевальных движений, которая сейчас длится ровно минуту, Марина с Сергеем выполняли за 58 секунд. Когда Международный союз конькобежцев принял решение добавить Золотой вальс в список обязательных танцев, отдав таким образом дань уважения олимпийским чемпионам Альбервилля, фигуристов пригласили в Давос - на съемки учебного видеофильма для последующего распространения по миру. Но сразу предложили компромисс: танцевать чуть медленнее. Иначе большинство фигуристов воспроизвести композицию просто не сумеют.

Климова и Пономаренко, естественно, согласились, записали медленный вариант, что совершенно не мешало паре еще несколько лет включать оригинальную версию Золотого вальса в свои показательные программы. Что же касается вчерашнего турнира, больших сюрпризов не произошло, за исключением того, что болгарский дуэт Албена Денкова/Максим Ставийский, которые еще год назад вели равную борьбу с лидерами - россиянами Татьяной Навкой и Романом Костомаровым и едва не выигравшие у них, на этот раз пока идет на третьем месте, уступая, хоть и с минимальным разрывом, чемпионам Украины Елене Грушиной и Руслану Гончарову. Причем все - с небольшим недотягиванием до своих лучших результатов, что легко объяснимо: сложность танца, конкуренция, а значит, и нервное напряжение велики на этот раз неимоверно.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru