Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2004 - Дортмунд (Германия)
ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ПОБЕДЫ РОССИИ
Албена Денкова - Максим Ставийский
Фото © Александр Вильф
на снимке Албена Денкова - Максим Ставийский

27 марта 2004

Три высшие награды нашей сборной и золото Шизуки Аракавы, половину которого вполне можно записать на российский счет благодаря новому тренеру японки Татьяне Тарасовой, - таков итог завершившегося в субботу в Германии очередного мирового первенства

Победа Татьяны Навки и Романа Костомарова в танцах на льду получилась весьма неоднозначной. Наиболее сильное впечатление в финале произвела, увы, композиция не чемпионов, а болгарского дуэта Албена Денкова - Максим Ставийский, удостоенного серебряной медали.

ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

До финального выступления Навка и Костомаров лидировали вполне уверенно. Они были лучшими в обязательном танце, бесспорно лучшими - в оригинальном, а вот потом начали вызывать сомнение слова, сказанные тренером российского дуэта Александром Жулиным после победы в финале «Гран-при»: «Мы можем себе позволить эксперимент. А именно - игривую и до примитивности легкую по восприятию «Розовую пантеру».

У этой фразы был вполне прозрачный подтекст. «Мы» в данном случае - первая российская пара. И одно это подразумевало, что должно произойти что-то совсем уж невероятное, чтобы арбитры рискнули поставить выше кого-то другого. И действительно, на первенстве Европы решающим фактором при определении чемпионов в танцах стал российский флаг. Так вышло и в Дортмунде.

Болгарский танец, повторяю, произвел очень сильное впечатление, причем практически на всех: зрителей, журналистов, спортсменов, тренеров... Денкова и Ставийский стали одной из немногих пар, которая не стала облегчать свою композицию после финала «Гран-при», хотя возвращение к прежней системе судейства вполне позволяло выбросить из программы наиболее рискованные пассажи. Их танец изобиловал сложнейшими элементами. Интереснейшими - не расцепляя рук - переходами от одного движения к другому. В результате чего создавалась удивительно цельная картина. Фигуристы выложились настолько, что даже не могли улыбаться, когда закончилась музыка.

Россияне катались последними. Мало кто задумывается о том, каково это - выходить на старт после столь длительного ожидания, слушая, как зал то и дело ревет и устраивает овации твоим соперникам. Чего стоит не дрогнуть, не ошибиться - пусть даже в более простом выступлении. И все-таки осталось ощущение, что победа далась чемпионам не самой большой кровью. И оттого ею трудно гордиться по-настоящему.

- Мы - спортсмены, - грустно заметила после награждения Денкова. - Наше дело - тренироваться и бороться до конца. Конечно, мы надеялись выиграть. После завершения прошлого сезона поменяли хореографию, танцы, внешний вид - много чего поменяли. Хотели выглядеть иначе, и, как мне кажется, нам это удалось. На чемпионате Европы выслушали столько хороших отзывов о своем выступлении и от болельщиков, и от прессы, и от тренеров. Ехали в Дортмунд и до последнего верили, что нам хотя бы дадут шанс побороться за золото...

- Вы понимаете, что у вас никогда не будет такой поддержки, как у российской пары?

- Понимаем, конечно, что нам, наверное, никогда не дадут выиграть. Но как-то не хочется это понимать. Я сначала довольно стойко восприняла результат, все-таки второе место на чемпионате мира - это очень неплохо, особенно для Болгарии. Но потом, когда к нам стали подходить и говорить, что наш произвольный танец был самым лучшим... Ужасно обидно. Тем более что не в первый раз. Когда выигрывают то одни, то другие, это нормально. Но когда постоянно судят так безапелляционно, то порой опускаются руки. Единственное, в чем я уверена: пока мы катаемся, а я и Максим настроены выступать до Олимпиады в Турине, мы не дадим легко дышать ни русской федерации фигурного катания, ни русским соперникам.

То же разочарование, пусть и не столь сильное, пришлось пережить украинцам Елене Грушиной и Руслану Гончарову. Бронзовые призеры чемпионата Европы имели все основания и в Дортмунде рассчитывать на награды такой же пробы, тем более что после обязательного и оригинального танцев они вполне уверенно закрепились на третьей позиции. По пятам за ними следовали немцы Кати Винклер и Рене Лозе, но даже немецкие специалисты полагали, что их пару вряд ли будут вытаскивать на медаль: Германия была вполне счастлива, получив «свое» в виде бронзы Штефана Линдеманна, и отнюдь не претендовала на большее. К тому же перед началом соревнований Кати и Рене не скрывали, что обрадуются и пятому месту.

Грушину и Гончарова подвел произвольный танец. Среди множества композиций, поставленных в сезоне их тренером Николаем Морозовым для самых разных спортсменов, именно эта оказалась наименее удачной. Она выглядела весьма рваной, на скорую руку слепленной компиляцией предыдущих (и не всегда своих) танцевальных программ. Нельзя сказать, что немцы катались лучше, но при прочих равных предпочтение было отдано хозяевам чемпионата.

Общий уровень танцевального турнира оказался под стать остальным видам: конкуренция выросла настолько, что американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, которых в начале сезона называли чуть ли не тем дуэтом, который способен потеснить лидеров, остались пятыми. По сравнению с прошлогодним седьмым результатом это был прогресс, но не тот, на который рассчитывали тренеры фигуристов. А вот израильские танцоры Галит Хаит и Сергей Сахновский переместились на строчку ниже - стали седьмыми. Возможно, сыграло роль падение Галит в дорожке оригинального танца. Но сами фигуристы, прекрасно откатавшие произвольную композицию, заметили:

- Вот уже два года, как мы, начиная с обязательного танца, выходим на лед, словно на показательные выступления. Знаем, что с самого старта нас начнут душить. Искать ошибки, ждать их. Нам постоянно дают понять, что мы всем мешаем. Поэтому на оценки мы уже не обращаем внимания. Считаем, что высшее признание - когда встает зал или хотя бы его часть. А поднять зрителей с мест нам, как вы видели, удается. Так что мы действительно не расстраиваемся. Наверное, такова наша судьба - остаться в памяти болельщиков как пара, превращающая спорт не в бизнес, когда думают лишь о том, чтобы победить и больше заработать, а в искусство. А в искусстве всегда приходится чем-то жертвовать. Нельзя иметь все, не потеряв чего-то.

НОВАЯ ЛЮБОВЬ УБИВАЕТ СТАРУЮ

Едва закончился женский турнир, как Татьяну Тарасову окружили иностранные журналисты. После финала «Гран-при», когда российский тренер рассталась с Сашей Коэн, многие были совершенно уверены в том, что именно эта американка, а не пятикратная чемпионка мира Мишель Кван, завоюет золото Дортмунда. Межнациональный спор в итоге действительно завершился в пользу Саши. Но кто мог предположить, что на ее пути к верхней ступеньке пьедестала встанет прежний тренер? И с кем? С Шизукой Аракавой, которая даже на национальном первенстве Японии не смогла подняться выше третьего места!

Пока Тарасова с улыбкой рассказывала о том, как долго и почему она колебалась, решая, взять ли в свою группу Аракаву, мама Коэн, стоя там же, в смешанной зоне, выслушивала соболезнования. На ней не было лица. Идея расстаться с прежним тренером была ее - это точно известно. Несмотря на заверения Коэн и Тарасовой в том, что расставание прошло спокойно и к обоюдному удовольствию, конфликт, видимо, был нешуточный. Во всяком случае, на эту мысль наводило множество мелких деталей. В официальном пресс-релизе фамилии Тарасовой не оказалось ни в числе бывших тренеров американки, ни даже в качестве хореографа программ нынешнего сезона (им значился Николай Морозов). Хотя, бесспорно, лучшей из тарасовских постановок является короткая программа Коэн, в которой к чемпионату мира не было сделано ни единого изменения.

- Саша - замечательная спортсменка, - через переводчика, не считая нужным переходить на английский язык, как обычно бывало раньше, говорила Тарасова американским журналистам. - Мне нравится ее катание, ее упорство, и я искренне желаю ей успеха.

С Аракавой тренер на первый взгляд успела не много: поменяла вращения, дорожку шагов, заходы на прыжки, чтобы фигуристке было максимально удобно исполнять элементы. По словам Тарасовой, львиную долю времени японка отрабатывала не столько технику и выразительность, сколько правильное дыхание во время прокатов. И программы засияли, поражая легкостью, с которой Аракава делала и без того качественные прыжки и каскады.

На вопрос, думала ли она, что новая ученица сможет бороться за золото, Тарасова ответила: «Когда я увидела, как жадно эта девочка впитывает все, что я стараюсь ей дать, поняла: что-то будет...».
Российский тренер установила в Дортмунде своеобразный рекорд: до нее в фигурном катании никому не удавалось подготовить чемпионов мира во всех четырех видах программы. Тарасовский комментарий к этому достижению был коротким: «Я очень старалась. Наверное, моим ученикам действительно везет. Но лишь тогда, когда я доработаюсь с ними до обморока».

Аракава каталась первой в группе лидеров, что, конечно же, избавило ее от чрезмерной нервозности. По набору элементов ее программа оказалась наиболее сложной. Каскад из тройных лутца, тулупа и двойного риттбергера, затем тройные сальхов и тулуп, флип, риттбергер, двойной аксель, тройной лутц - и все на огромной скорости, с убийственными напором и уверенностью. При этом совершенно не афишировалось, что спортсменка выступает с травмой бедра, хотя широкую повязку на ноге нельзя было не заметить.

Несмотря ни на что, у Коэн был немалый шанс стать первой. Оценки Аракавы оставляли видимый зазор для этого. Но когда Саша вышла на лед и вместо каскадов, стоящих, по замыслу, в начале программы, начала прыгать одиночные тройные прыжки, стало видно, что у нее дрожат колени. Последний сальхов был двойным, а приземление - на обе ноги, что окончательно развеяло все надежды на золото.

Впрочем, расстройство Коэн не шло ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить пятикратной чемпионке мира. Четвертое место Кван в короткой программе практически лишило ее возможности отстоять титул. Тем не менее в финале, надо отдать ей должное, Мишель боролась до последнего. Но завоеванная в итоге бронза вряд ли принесла спортсменке хотя бы моральное удовлетворение.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru