ОТ БУДАПЕШТА ДО БУДАПЕШТА |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Мария Петрова - Алексей Тихонов |
6 февраля 2004
За последние 40 лет истории чемпионатов Европы
начиная с 1965 года наши пары проигрывали их всего три раза. В 1982
и 1983 годах чемпионами континента становились немцы Сабине Бесс
и Тасилло Тирбах, а в 1995-м - их соотечественники Мэнди Ветцель
и Инго Штойер. Тренер нынешних уже 3-кратных чемпионов Европы Олег
Васильев сам был трижды лучшим фигуристом континента в дуэте с Еленой
Валовой. Причем их первая европейская победа была одержана Еленой
и Олегом как раз здесь, в Будапеште.
Чем не фабула для сюжета? Но беглый взгляд на список
чемпионов разных лет невольно наводил на другие мысли. Почти никогда
не бывало такого, чтобы лучшая пара Европы не становилась вскоре
и лучшей в мире. Тотьмяниной и Маринину это пока не удавалось...
Они ехали за мировым золотом год назад в Вашингтон.
И сами фигуристы, и их болельщики были почти уверены в том, что
триумф состоится. На протяжении почти всего сезона Васильев неоднократно
говорил: соперников Тотьмяниной и Маринину он не видит. Значит,
нужно просто дождаться главного старта.
Но наступил вашингтонский чемпионат - и золото в парном катании
благополучно уехало в Китай. Причем увезла его пара, которая вообще
собиралась закончить выступления годом ранее, - Шень Сюэ и Чжао
Хонбо.
В Будапеште-2004 с первого дня было очевидно: высшие награды достанутся
российскому дуэту. Но точно так же бросалось в глаза и то, что сами
фигуристы относятся к чемпионату как к промежуточному этапу подготовки.
Все их помыслы устремлены к другой цели. Февральский старт - всего
лишь репетиция. И даже не генеральная. Так, наброски будущего шедевра.
ЗОЛОТАЯ «РЫБА»
Стать лучшими на трех чемпионатах Европы подряд
- великое достижение. 11 побед Ирины Родниной - рекорд столь же
фантастический, сколь и недосягаемый. Поэтому - вне сравнений. Белоусова
и Протопопов становились чемпионами Европы 4 раза. Екатерина Гордеева
и Сергей Гриньков - трижды. Как и Валова с Васильевым. В эту же
компанию в среду вошли и чемпионы Европы-2004. Сказать, что победа
далась Татьяне и Максиму малой кровью, было бы крайне бестактно.
К этим наградам фигуристы не плыли по течению, а карабкались по
подводным камням: травмы Татьяны сделали достижение почти подвигом.
Не нужно было задавать вопросов, чтобы понять, каких нервов стоил
финал и Максиму - все было написано на его лице. Но вот парадокс:
ликования, которым обычно сопровождается победа такого уровня, под
сводами «Арены» не наблюдалось. В представлении журналистов
результат был из разряда тех, что принято именовать «дежурным».
В какой-то степени виновником стал Васильев: тренер в каждом интервью
подчеркивал, что этот вариант выступления - отнюдь не конечный.
Ни по сложности, ни по исполнению, ни по внешнему виду фигуристов.
Выражаясь журналистским языком - «рыба», то есть заготовка. Ставшая
по стечению обстоятельств золотой.
Тотьмянина и Маринин не допустили ни одного сбоя.
Но такое ли уж это великое достижение для двукратных чемпионов Европы,
коими они были до финального выступления, - откатать без ошибок
сильно облегченную композицию? Для спортсменов, не до конца оправившихся
от травмы, это, безусловно, большое дело. Но табличку с объяснением
причин на грудь ведь не повесишь. И пресс-релиз всем зрителям не
раздашь. Они видят лишь то, что происходит у них перед глазами.
Чемпион мира в танцах на льду Илья Авербух, приехавший в Будапешт
в качестве телекомментатора, поздравив Васильева с победой его спортсменов,
не удержался от иронии: «Олег, а ваша-то с Леной олимпийская
программа 20-летней давности по сложности была такой же, как у Тотьмяниной
и Маринина сейчас».
«Сложнее, - невозмутимо парировал Васильев.
- Мы делали тройной сальхов, а не двойной».
Тренер несколько обиделся, когда я заметила, что с таким выступлением
рассчитывать на золото чемпионата мира в Дортмунде вряд ли можно.
Однако подобную точку зрения разделяли многие. Обратившись за комментарием
к Виктору Кудрявцеву (тренер внимательно смотрел за состязанием
пар с трибуны), я услышала:
- Таня и Максим катались очень хорошо. Но, на мой взгляд, в парном
катании кроме сложных элементов должны присутствовать и другие качества.
У классной пары каждое новое движение всегда вытекает из предыдущего.
Это создает ощущение монолитности. Помните выступление канадцев
Сале и Пеллетье в Солт-Лейк-Сити? С первого и до последнего такта
это было единое целое, непрерывное скольжение независимо от того,
какой элемент исполнялся - прыжок или поддержка. А мы гораздо чаще
видим совсем другое: разбег - элемент, разбег - элемент. Сделали
спортсмены прыжок - скорость погасла. Разбежались, еще что-то изобразили
- и снова пауза. Пропадает зрелищность. Вроде все чисто, а отклика
в душе никакого.
Впрочем, судя по спокойствию Васильева, нынешние недостатки катания
его пары поправимы.
- У нас есть свои секреты, - сказал он. - Если бы мы не знали, что
делать, то не стоило бы вообще готовиться к чемпионату мира. Но
рассказывать о задумках я не буду. Зачем? Чтобы раньше времени проинформировать
соперников? Пусть они увидят все в Дортмунде.
ТЕХНОЛОГИЯ
ЧЕМПИОНСТВА
Выступать за сборную России в парном катании -
всегда непростое испытание. Для всего мира мы, несмотря на проигранный
год назад чемпионат мира, - держава, поставляющая эталонный товар.
Именно поэтому каждые новые чемпионы мгновенно становятся объектом
крайне пристального изучения. Понять, почему это удается одним и
не удается всем прочим, стремятся многие. С человеческой точки зрения,
это порой выглядит весьма безжалостно. Переходы от одного тренера
к другому, смена партнеров нередко сопровождаются личными драмами,
скрытыми от остального мира. Но подготовка чемпионов - не личное
дело. Скорее - жесткая технология, требующая жертв. Особенно в парах,
самом тяжелом виде фигурного катания. На пресс-конференции, на которую
герои первого финала слегка запоздали, журналисты, как водится,
обсуждали свежие события. Послушать западное мнение о российских
реалиях было по меньшей мере любопытно.
- Тотьмяниной идут длинные волосы, - заметила одна из старейшин
репортерского цеха англичанка Сандра Стивенсон, известная в кругах
фигурного катания своим в высшей степени придирчивым взглядом и
не менее острым языком. - Не мешало бы, правда, их причесать. Не
знаете, они с партнером не конфликтуют? Что-то тепла в катании маловато.
Даже там, где оно полагается по сюжету. А вот ваша молоденькая пара
(Юлия Обертас - Сергей Славнов. - Е.В.) мне весьма понравилась.
Мальчик пока сыроват, но ведь найти готового партнера сейчас не
так просто. Я бы сказала (пожилая журналистка рассмеялась), что
это вообще проблема всей нашей жизни. Хотя больше всего мне понравились
не те и не другие, а Петрова с Тихоновым. В высшей степени профессиональная
работа. Жаль, что им никогда не дадут выиграть...
- Почему? - не удержалась я от вопроса.
- Сложно объяснить, - вздохнула собеседница. - Вроде все у них есть,
а чего-то не хватает.
В целом же разговоры сводились к одному: если тренер рассчитывает
на длительный успех, он должен уметь просчитывать даже то, что теоретически
не оценивают судьи, - костюм, прическу, макияж. История фигурного
катания знает немало случаев, когда прекрасно обученные спортсмены
не добивались успеха лишь из-за неумения преподнести себя публике.
Хотя правильнее будет сказать по-другому: благодаря умению преподнести
себя в самом невыигрышном свете.
Год назад на чемпионате Европы в Мальме я беседовала
на эту же тему с Людмилой Великовой. «Не знаю даже, что делать,
- вздыхала она. - Никак не могу объяснить Юле, что нужно сменить
прическу, сделать совершенно другой макияж. Она вбила себе в голову,
что так ей идет, и наотрез отказывается что-то менять. Похожие стычки
у меня в свое время были с Женей Шишковой - помните ту ее ужасную
челку? Потом с Машей Петровой. Ну почему они понимают, что были
не правы, когда это становится слишком поздно?».
Если бы не тот разговор, я бы, наверное, и не обратила
внимание на то, как быстро была приведена в порядок голова Обертас,
едва она оказалась в группе Тамары Москвиной. Не берусь сказать,
какими усилиями. Вполне вероятно, что возражения (если они и были)
не принимались в расчет в принципе. Зато в Будапеште не было ни
единого человека, кто не обратил бы внимания, насколько повысил
акции дебютантов новый образ партнерши.
ЕЩЕ РАЗ О ЧЕМПИОНСТВЕ
И все-таки тянет поразмышлять: а был ли возможен
иной расклад на пьедестале? Победа Тотьмяниной и Маринина при всем
уважении к 3-кратным чемпионам Европы не стала бесспорной. Причиной
тому - великолепный прокат экс-чемпионов мира Петровой и Тихонова.
Формально специалисты объяснили их серебряные медали тем, что в
выступление вкралась ошибка: Мария оступилась при приземлении с
выброса.
Именно об этом стал было говорить Авербух, но я перебила:
- Вы хотите сказать, что если бы прокат был чистым, Петровой и Тихонову
отдали бы первое место?
- Нет, - не задумываясь ответил Илья. И тут же слегка замялся: -
Это невозможно объяснить. Я, по крайней мере, не могу. Обычно Машу
с Алексеем критикуют за то, что им недостает скорости. Но ведь и
скорости, и эмоций у них сегодня было значительно больше, чем у
победителей. Если разбирать программу по элементам, то преимущество
тоже на их стороне: Петрова и Тихонов прыгнули два акселя в два
с половиной оборота, в то время как Тотьмянина с Марининым - двойной
сальхов и тулуп в каскаде. Другими словами, несмотря на помарку,
именно вторая пара должна была стать первой.
С точки зрения логики - безусловно. Но получилось, как уже случалось
много раз: катание чемпионов Европы заведомо расценивали как лучшее
по совокупности качеств. Можно, кстати, вспомнить те же самые Игры
в Солт-Лейк-Сити, скандал, развернувшийся вокруг поражения канадской
пары. Положа руку на сердце, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе
не были лучше соперников в том конкретном олимпийском выступлении.
В целом же с учетом всех предыдущих заслуг, да и того, что демонстрировали
они на тренировках, российские фигуристы, безусловно, не имели равных
в мире. Но олимпийскую произвольную программу откатали не лучшим
образом. Когда я напомнила об этом Авербуху, он согласился:
- Бережная и Сихарулидзе - выдающиеся спортсмены. Но, пожалуй, я
с трудом вспомню прокат, в котором они не сделали бы ни одной ошибки.
Помните ситуацию на чемпионате мира в Хельсинки, когда Лена с Антоном
чуть было не проиграли китайцам? Победили потому, что все как бы
заведомо признавали: русские сильнее, более артистичны, лучше катят.
Мне кажется, что в свое время Бережную и Сихарулидзе судьи изначально
поставили на место, которое до них занимали Казакова и Дмитриев.
Точно так же, как Тотьмянину и Маринина - на место их предшественников.
Вот только соперники подбираются все ближе и ближе. И не всегда
победа бывает объяснима. Самое же страшное заключается в том, что
смотреть соревнования становится все менее интересно. Из-за таких
результатов в том числе. Публика просто не понимает, почему побеждают
те или иные спортсмены. Иногда я даже начинаю побаиваться, что зрители
перестанут относиться к фигурному катанию как к спорту. Будут приходить
на показательные выступления аплодировать тем, кто им больше по
душе.
|