|
Фото © Александр Вильф
на снимке Евгений Плющенко |
28 марта 2003
Если сказать, что по-настоящему достойного соперника
у вице-чемпиона Олимпийских игр Евгения Плющенко в Вашингтоне не
было, это будет правдой. Такой же, как и то, что в финале мужского
одиночного катания у России были реальные шансы не только упустить
золото, но и остаться на следующий сезон с двумя квотами на участие
в чемпионате мира вместо трех.
То, как откатали произвольную программу Илья Климкин
и Станислав Тимченко, иначе, как страшным сном, не назвать. Да,
не хватило опыта, нервов, но все это было бы оправданием, если бы
не пример одного из шести участников сильнейшей группы - Сергея
Давыдова, выступавшего за Белоруссию. Фигурист, не имеющий в активе
четверного прыжка и занявший на мировом первенстве-2001 29-е место,
а год назад - последнее из 24, наглядно показал, что это такое -
вцепиться в свой шанс мертвой хваткой. И не выпустить его до конца.
Точно так же в свой шанс вцепился и американец
Тимоти Гейбл.
По жребию Плющенко выходил на лед предпоследним,
после Гейбла и Майкла Вайсса. Наверное, повезло. Во всяком случае,
фигурист получил возможность самостоятельно определять степень необходимого
риска. Если бы Quad King (король четверных, как именуют Тимоти в
США) сделал не два четверных прыжка, а три, одному Богу известно,
что пришлось бы противопоставлять Евгению, которого все больше и
больше беспокоила травма колена.
Надежда на то, что он откатается столь же вдохновенно,
как в финале «Гран-при», была невелика. На одной из первых
официальных тренировок Плющенко, правда, заставил народ понервничать,
великолепно исполнив четверной лутц, но то было до обострения травмы.
Редкий случай, но катались мужчины неважно. И потому
финал запомнился прежде всего возросшим количеством плагиата. Первым
в сильнейшей группе отметился Такеши Хонда, выполнив дорожку шагов,
процентов на 80 скопированную с олимпийской программы Алексея Ягудина.
Татьяна Тарасова, наблюдавшая за этим с трибуны прессы, лишь усмехнулась:
«Неужели до сих пор не могут понять, что скопировать - мало.
Надо еще исполнить, как это умеет Ягудин...».
Сам олимпийский чемпион сидел на гостевой трибуне
приехал на чемпионат на два дня, воспользовавшись перерывом в туре
Stars on Ice. По его насмешливому лицу читалось: «Если тебя
начинают цитировать, ты уже классик».
Вторая попытка подражания последовала с белорусской
стороны. Давыдов катался под музыку из фильма «Бандитский Петербург»,
под которую через несколько минут предстояло кататься Плющенко.
Скорее всего, выбор совпал случайно. Но у многих это вызвало негативную
реакцию: странноватое, мол, совпадение...
Короче, ощущения праздника, которое обычно витает в пространстве
в день мужского финала, в MCI Arena не было и в помине. У вашингтонских
болельщиков, заполнивших зал до отказа, на это были свои причины.
Прежде всего - провал Майкла Вайсса в короткой программе. Им еще
только предстояло узнать, что вашингтонец и в произвольной выступит
не лучшим образом. И что чужак с другого побережья - Гейбл, прекрасно
откатавший программу с двумя четверными и семью тройными прыжками
(с единственной ошибкой - касанием рукой льда в тройном риттбергере),
останется последним реальным оппонентом российскому спортсмену.
Плющенко все-таки пошел ва-банк. Он не сумел сделать
каскад 4+3+3 (сдвоил риттбергер с не очень хорошим выездом после
него), но впервые в соревнованиях этого сезона решился на второй
четверной. Сделал на две ноги. Затем, после неплохих акселя и лутца,
коснулся второй ногой льда в каскаде из тройных акселя и флипа.
Ошибка была малозаметной даже при замедленном повторе, но Евгений
признал ее сам. В целом же откатался, скажем так, обыденно. Даже
очень обыденно. И было крайне обидно, что победа не получилась столь
же красивой и убедительной, как та, что накануне одержали китайцы
в парном катании.
Особенно заставлял сожалеть тот факт, что с трибун за мужским финалом
наблюдали многие легендарные спортсмены, приглашенные в Вашингтон
в качестве почетных гостей. Одних лишь олимпийских чемпионов в мужском
одиночном катании было четверо - Брайан Бойтано, Скотт Хэмилтон,
Илья Кулик, Ягудин. Кроме них камеры то и дело выхватывали и другие
знакомые лица: Екатерина Гордеева, Оксана Баюл, Нэнси Керриган,
Элвис Стойко, Пегги Флемминг, Дик Баттон...
Плющенко выиграл. Победителей, как известно, не
судят, но тем не менее обратим внимание на опасный признак: оценки
за технику у Гейбла у четырех арбитров из 14 оказались выше. У девяти
равные с Плющенко. И лишь один судья отдал преимущество - в 0,1
- российскому фигуристу. Значит, самое время делать выводы.
Впрочем, первый вывод я услышала в ложе прессы
от Тарасовой: «Надо начинать думать о том, как именно нам с
Ягудиным следует подготовиться к чемпионату в Дортмунде...».
ВАЛЬС? ОРИГИНАЛЬНО...
Оригинального танца в Вашингтоне ждали с нетерпением.
После обязательного австрийского вальса, где фигуристы впервые состязались
в двух параллельных группах, на каждом из мест расположились в итоге
по два дуэта. Соответственно четверо спортсменов - Ирина Лобачева
- Илья Авербух и канадцы Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц - значились
лидерами. Надо было дождаться четверга, чтобы, наконец, выяснить:
какую из пар ждет более выигрышная судьба. И сумеет ли второй российский
дуэт в составе Татьяны Навки и Романа Костомарова повторить достижение
недавнего финала «Гран-при» и обойти болгарских танцоров
Албену Денкову и Максима Ставийского (и те и другие занимали в своих
подгруппах вторые позиции). Прокат закончился тем, что Россия получила
первое и четвертое места.
Этого и следовало ожидать. Новая судейская система
с удвоенным количеством арбитров, из оценок которых делает выбор
компьютерный жребий, не сильно изменила суть этого вида спорта.
Заручиться поддержкой в пользу сильнейших танцоров своей страны
стремятся многие. Даже если ради этого надо принести в жертву дублеров.
Нетрудно спрогнозировать, как повел бы себя, скажем,
болгарский судья (у которого в силу многолетнего опыта наверняка
немало сторонников среди коллег), если бы симпатизирующие России
служители Фемиды стали пытаться разместить второй российский дуэт
поближе к первому. Вполне мог бы отыграться оценками на чемпионах
мира. А это, с точки зрения любого руководителя, недопустимый риск.
Вполне реальный, кстати, в нынешней ситуации. Запаса прочности у
Лобачевой и Авербуха в сравнении с Бурн и Краатцем не так много
- после оригинального проката спортсменов разделил всего один судейский
голос.
Болгары, кстати, выглядели гораздо выигрышнее, чем многие их оппоненты.
Тогда как участники танцевального турнира в целом (надо отдать им
должное) куда ярче выглядели на фоне прочих, крайне сосредоточенных
на предстоящих выступлениях, спортсменов. Платья, фраки, прически,
макияж - все напоминало атмосферу бала и прекрасно гармонировало
с торжественно-чопорным руководством Международного союза конькобежцев,
разместившимся, как за ресторанным столиком, в первом ряду центральной
трибуны с яркой рекламой официального спонсора чемпионата Efes Pilsener.
На самом деле за видимой легкостью скрывалось титаническое
напряжение. Предписанный выбор оригинального танца (вальс и полька)
оставил фигуристам не слишком много простора для фантазии. В подборе
музыки и костюмов большинство участников сделали акцент именно на
вальс. За четыре часа соревнований обилие классических движений
и крайне похожих друг на друга музыкальных композиций не то чтобы
приелось, но стало вызывать подспудное желание чего-то иного. Вот
тут-то и появились Денкова - Ставийский.
Их композиция вызвала невольную ассоциацию с арабским
танцем Оксаны Грищук и Евгения Платова, показанным на чемпионате
мира-97. Точно так же одно замысловатое движение сменялось другим,
завораживая зрителей и превращая композицию не в классическое, а
скорее ритуальное действо.
В целом же перед судьями стояла крайне нелегкая задача. Уже много
лет в танцах не было такой внушительной группы равных по силам соперников
при отсутствии безоговорочного лидера. В каком порядке ни расставь
первые пять дуэтов, любой вариант при соответствующем стечении обстоятельств
был бы вполне реален.
Но это - без учета неписаных законов и традиций,
которые не искоренить никакими преобразованиями. В реальности же
судьба золотой медали чемпионата мира решится не в драке, а на дуэли.
Между Россией и Канадой. И главная интрига - в равенстве сил.
Впрочем, на это Тарасова, до недавнего прошлого
тренировавшая канадский дуэт, сказала: «В Америке многое сделано
для того, чтобы победили Бурн и Краатц. Но для начала им надо откататься
должным образом. Умение этих фигуристов соревноваться на пределе
сил оставляет, к сожалению, желать лучшего».
|