|
Фото © Александр Вильф
на снимке Галит Хаит и Сергей Сахновский |
25 марта 2003
Официально днем открытия любого чемпионата по фигурному
катанию считается понедельник, когда участники начинают состязаться
в квалификации. На самом деле наиболее торжественная церемония проходит
днем ранее, когда проводятся первые жеребьевки. В Вашингтоне эта
процедура была назначена на воскресный вечер. Однако ощущение праздника
посетило многочисленных зрителей уже в середине дня, когда на катке
Convention Centre началась тренировка танцоров.
Двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов был
первым, кого мы увидели при входе в зал. Его подопечные - израильский
дуэт Галит Хаит и Сергей Сахновский - приехали в Вашингтон на день
раньше большинства участников и имели удовольствие вплоть до вокресенья
тренироваться в одиночку. «Как на частном льду», - пошутил
по этому поводу Евгений.
Нервозность тренера тем не менее бросалась
в глаза. На вопрос, что случилось, Платов ответил так:
- Сегодня - первая тренировка при судьях. А это всегда тяжкое испытание.
Решается ведь все на самом деле именно сейчас. Пару раз ошибешься
- тут же в аутсайдеры запишут. Поэтому все и одеты по максимуму,
и накрашены. И лезут из кожи вон, чтобы на себя внимание обратить.
У нас же неожиданно дополнительная проблема возникла. Заказали в
Санкт-Петербурге новые костюмы для произвольного танца, а питерский
журналист, который, как мне сообщили, уже прилетел с ними в Вашингтон,
до сих пор на связь не вышел. Костюмы же надо хотя бы пару дней «обкатать». Удостовериться, что ничто не мешает, что нет
опасности зацепиться за детали. Это очень важно. У меня, например,
был случай, когда в 97-м нам с Оксаной привезли костюмы прямо к
выступлению. И выяснилось, что в одном из элементов, когда я прокручиваю
партнершу вокруг себя, рука постоянно попадает под жилетку и та
слетает на лед. Чуть не убились тогда - я эту жилетку то и дело
коньком ловил.
Контраст танцевального дефиле с более ранней тренировкой
пар был разителен. Сильнейшая утренняя разминка, в которой участвовали
все российские спортсмены, включая главных претендентов на золото
Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, выглядела настолько серой,
что вызвала недоумение даже у Тамары Москвиной, появившейся на катке
с аккредитацией тренера японской сборной (за эту страну выступают
нынешние ученики выдающегося специалиста Юко Кавагучи и Александр
Маркунцов). «Мастерам, возможно, украшать себя на тренировке
ни к чему, но кататься в старых трико с вытертыми коленками - это
все же слишком», - прокомментировала она увиденное.
В отличие от большинства специалистов одиночного
и парного катания, обычно игнорирующих столь странный для них вид,
как танцы, Москвина внимательно наблюдала за танцорами с трибуны.
«Здесь можно увидеть немало интересного, - пояснила она. -
Я не раз заимствовала у танцоров какие-то идеи, мелкие движения,
которые придают композициям оригинальность. Учиться у коллег всегда
полезно».
На льду тем временем кипели страсти. На трибунах,
впрочем, тоже. За тренировкой российских дуэтов неотрывно следили
тренеры пар-конкурентов. Особый интерес, как и следовало ожидать,
был вызван первым появлением на льду канадцев Шэ-Линн Бурн и Виктора
Краатца, которым чуть ли не с начала сезона стали прочить победу
американские и канадские СМИ. Дополнительную интригу создавало то,
что до приезда в Вашингтон канадцев мало кто видел в деле. От участия
в «Гран-при» они отказались, так как поздно начали подготовку
из-за травмы партнерши. К тому же Бурн и Краатц осенью поменяли
наставника, перейдя от Татьяны Тарасовой к Николаю Морозову, который
до этого помогал той, как хореограф. И он очень постарался довести
до сведения журналистов то, что подготовка Шэ-Линн и Виктора в этом
сезоне - исключительно его заслуга.
Почерк тренера в танцах всегда бросается в глаза
гораздо сильнее, чем в любом другом виде. Даже когда работа нового
наставника исчисляется месяцами. Так было на Играх в Альбервилле
с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, на чемпионате мира-97
с Оксаной Грищук и Платовым, на мировом первенстве-2000 с Хаит и
Сахновским, со многими другими: рука Тарасовой безошибочно угадывалась
в каждом движении всех ее пар. Собственно, то, что к чемпионату
в Вашингтоне израильский дуэт решил вернуться к произвольной программе
«Паганини» двухлетней давности, косвенно доказывало: та
тарасовская композиция была лучшей из тех, которые фигуристам приходилось
исполнять после. Если попытаться охарактеризовать тарасовский стиль
работы, то я бы сказала, что его отличает прежде всего пристальное
внимание к мелочам. Начиная от движений пальцев и заканчивая цветом
костюмов ничего, как правило, не бывает упущено из виду. И это создает
неповторимый стиль единства формы и содержания. Случаются, конечно,
неудачные эксперименты (даже самый великий тренер - не бог), но
они - явное исключение.
Бурн и Краатц, выражаясь языком газетчиков, удивили количеством «блох» - крошечных недочетов, которые в целом оставили
ощущение небрежности. Где-то - недотянутые в шпагате коленки, где-то
- не совсем параллельно поднимаемые ноги, не очень удачно выбранный
цвет волос партнерши «а-ля Мадонна», который добавил потрясающе
обаятельной в своей естественности в недавние времена Шэ-Линн несколько
лет возраста и печать изможденности на лице. На этот же имидж работали
и мрачноватые черно-фиолетовые костюмы, которые не оживляло даже
ярко-красное сердечко, вышитое на платье на груди фигуристки.
Сама произвольная программа была хороша, с массой
выигрышных, хотя и не очень сложных для претендентов на золото,
элементов. Но все перечисленное выше в значительной мере мешало
восприятию композиции как шедевра.
- Думаю, Лобачевой и Авербуху не стоит опасаться потерять титул,
- заметила на трибуне Майя Усова. - Их рок-н-ролл куда более впечатляет.
Да и оригинальный танец будет посильнее канадского. Главное, чтобы
сами ошибок не наделали.
Отлично сдали экзамен на публичном прокате перед судьями и Татьяна
Навка с Романом Костомаровым. Им, правда, не досталось таких аплодисментов,
как канадцам, но реакция трибун в тот день никого не интересовала.
Гораздо важнее было выражение лиц арбитров, дружно оккупировавших
первый ряд у самого борта.
Курсирующие в кулуарах новости из судейского стана
в очередной раз заставили заподозрить, что вашингтонский чемпионат
вполне может войти в историю спорта прежде всего благодаря какому-либо
судейскому скандалу, как, скажем, лыжный чемпионат мира-2001 запомнился
в основном из-за скандала допингового. Среди служителей ледовой
Фемиды назрел раскол. Причина известна: новые правила, введенные
Международным союзом конькобежцев. После того как ИСУ выдворил из
своих рядов за публичную критику собственных действий американского
арбитра Рона Пфеннинга и лишил его возможности обслуживать чемпионат
мира, тот и вовсе перестал выбирать выражения, общаясь с журналистами.
Но приобрел множество сторонников среди коллег. От комментария по
этому поводу не удержался даже президент ИСУ Оттавио Чинкванта:
«Считаю просто возмутительным то, что некоторые члены ИСУ,
возражавшие против нововведений, но не получившие поддержки на конгрессе,
продолжают так или иначе лоббировать собственные взгляды».
В качестве алаверды президент немедленно получил
еще порцию анонимных (в целях самосохранения), но крайне резких
высказываний в прессе. Появилась и официальная информация о том,
что в пятницу, на которую намечена демонстрация протеста, в акции
примет активное участие президент Британской федерации фигурного
катания Салли Стэплфорд.
Чемпионат, не успев начаться, уже понес потери.
Из-за проблем с визами в Вашингтон к началу соревнований не успевает
российский судья Александр Лакерник (он должен был выполнять роль
рефери в мужском турнире), его участь разделили врач сборной России
Виктор Аниканов и массажист Тамара Гвоздецкая. Танцевальный турнир
пройдет без чемпионов Германии Кати Винклер и Рене Лозе (партнер,
по слухам, повредил ногу, катаясь на горных лыжах). Под вопросом
и выступление чемпионов мира в парном катании Шэнь Сюэ - Чжао Хунбо.
В субботу китаянка сильно подвернула ногу при приземлении с четверного
выброса, и, несмотря на то, что после оказания медицинской помощи
мужественно пыталась докатывать программу, пока неизвестно, насколько
серьезны последствия этой травмы
|