Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2003 - Вашингтон (США)
ЗАВЕЛИСЬ УЖЕ ВСЕ, КРОМЕ ПЛЮЩЕНКО
Дик Батон и Пегги Флемминг
Фото © Александр Вильф
на снимке американские комментаторы Дик Батон и Пегги Флемминг

24 марта 2003

Официальные тренировки участников чемпионата мира-2003 начались за три дня до открытия соревнований. Военные действия американцев в Ираке никоим образом не поставили под угрозу проведение главного турнира сезона. Скорее наоборот. Начиная с момента пересечения границы в аэропортах Нью-Йорка и Вашингтона, где в последние полтора года таможенники и погранслужбы в поисках «злого умысла приезжающих» зверствовали как могли, слова «чемпионат мира» воспринимаются как пароль и мгновенно обеспечивают его участникам зеленый коридор. На редкость лояльно ведут себя и вашингтонские службы безопасности, обеспечивающие досмотр на главном и тренировочном катках.

Тем не менее забыть о войне не удается. Хотя бы потому, что именно о ней всех подряд, включая зрителей, купивших билеты на предсоревновательные тренировки, первым делом спрашивают американские журналисты.

Продажа билетов на тренировки - отличительная черта соревнований по фигурному катанию в Америке. Если в любой другой стране трибуны, как правило, пустуют до официального открытия турнира, а фанаты всеми правдами и неправдами пытаются просочиться за автографами хотя бы в фойе, то в США все предельно просто: заплати энное количество долларов - и жуй поп-корн, глядя на ледовые экзерсисы любимцев с шести утра до полуночи. Хоть на главном катке, хоть на тренировочном.

Желающих, кстати, предостаточно. Интервью для таких - дополнительное развлечение. Как, например, для 52-летней домохозяйки из Сиэттла Ширли Педерсен, которая приобрела комплект билетов еще в январе, а в субботу солировала перед камерами, рассказывая, как вся семья пыталась отговорить ее от поездки, но она настояла на своем. С особой гордостью болельщица заявила, что если уж придется расстаться с жизнью, то лучше на всемирно обласканном прессой мероприятии, чему себя на кухне.

Если прогуляться по Вашингтону, где народ успел сменить зимние куртки и ботинки на рубашки и почти летнюю обувь, остается впечатление, что никого, кроме своих спортсменов, американцы в качестве потенциальных чемпионов мира в одиночном катании не рассматривают в принципе. Почти на каждом столбе - плакаты с изображениями Мишель Кван, Сары Хьюз и Майкла Вайса. Все трое в Вашингтон пока не приехали. Первые официальные тренировки Кван и Хьюз намечены на вторник (днем раньше на катке должна появиться Саша Коэн со своим тренером Татьяной Тарасовой), Вайс обещан публике в воскресенье.

В субботу же американских одиночников представлял лишь бронзовый призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити Тимоти Гейбл, сильно, судя по всему, раздосадованный поражением на чемпионате США и тем, что за минувшие месяцы уступил соотечественнику право считаться фаворитом номер один.
Во всяком случае, услышав традиционный вопрос о войне, Гейбл несколько огорошил журналистов: «Меня, знаете ли, в данный момент волнует лишь собственное выступление. Отказаться от него даже не приходило в голову».

PR-кампания, затеянная накануне мирового чемпионата окружением Вайса, заслуживает отдельного описания. Майкл обзавелся личным психологом, который начал с того, что объяснил спортсмену причину прежних неудач. Из пространного интервью фигуриста, которое было опубликовано за несколько дней до чемпионата, следовало, что все его проблемы заключались исключительно в неправильной расстановке приоритетов. А именно - что фигурное катание и достижение результата по значимости стояли в жизни Вайса далеко не на первых местах. Путем бесед, граничащих с гипнозом, психологу удалось произвести перестановку в сознании клиента. А главное, убедить как самого Вайса, так и его близких, что думать они должны не о том, удастся победить или нет, а воспринимать грядущую победу как некую неизбежную, просто слегка отсроченную данность. Следуя этим установкам, на недавний чемпионат США Вайс, например, привез с собой бутылку шампанского, рассказывая всем подряд, что выпьет ее сразу после того, как выиграет. И действительно выиграл.

Относительно чемпионата мира американец столь же уверенно заявил, что после того, как он завоюет золото, отправится с семьей и друзьями отмечать успех в уже заказанный ресторан, причем заберет с собой туда и съемочную группу американского телевидения, извещенную им о приглашении. Гейбл слегка огрызнулся и по этому поводу: «Ни в каких психологов лично я не верю. И вообще, если человек на таком уровне не способен самостоятельно собраться и достойно выступить, непонятно, зачем вообще он катается».

Россияне съехались в Вашингтон почти полным составом, за исключением Олега Васильева с Викторией Волчковой и двукратных чемпионов Европы Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. В субботу тренировались все три одиночника, и было довольно занимательно наблюдать, как Евгений Плющенко автоматически выполняет привычный набор элементов, не позволяя вырваться наружу ни единой эмоции, а Илья Климкин и Станислав Тимченко, напротив, изо всех сил стараются понравиться публике или по крайней мере обратить на себя внимание. Людмила Великова, освободившая в тот день свои пары от тренировок, заметила на трибуне: «Что же они делают-то? Разве можно так заводиться? Соревнования только через два дня начинаются».

Впрочем, официальные тренировки всегда считались резервным оружием, посредством которого можно вывести из строя или хотя бы как следует напутать соперников. Именно с этой целью в своей группе - аккурат перед россиянами - раз за разом штамповал четверные прыжки по отдельности и в каскадах Такеши Хонда, добавив парочку комбинаций сверх плана, едва заметив, что у борта появились Мишин и Плющенко. Похожую тактику выбрала и Елена Чайковская, отправив свою подопечную - самую юную участницу нашей сборной Людмилу Нелидину - на борьбу с широко разрекламированным заранее тройным акселем (перед этим со своим акселем прилюдно воевала на льду японка Йоши Онда).

Битва россиянки с прыжком закончилась, к сожалению, полной победой последнего. В первой попытке аксель почти плашмя уложил Нелидину спиной на лед, причем удар выглядел крайне болезненным. Вторая и третья попытки обошлись без падений, но были далеки от совершенства. Неудача, скорее всего, была обусловлена непривычным катком и весьма напряженной атмосферой - обычной для взрослых спортсменов, но тяжелой для юниоров. По этому поводу та же Великова сказала: «Взрослые соревнования - совсем другие. Юниоры, как правило, дружат, болеют друг за друга на турнирах. Здесь же - каждый сам за себя, все - враги».

Не очень уверенно на первый взгляд выглядела и Елена Соколова. По словам Марины Кудрявцевой, в группе которой вице-чемпионка Европы когда-то начинала кататься, в наилучшей для себя форме Елена была в конце февраля. Прыгала даже на тренировках уникальную связку из трех тройных прыжков - луща, риттбергера и тулупа. Потом у нее вдруг заболело колено, затем фигуристка простудилась и была вынуждена пропустить неделю занятий. Поэтому в Вашингтоне и не демонстрирует пока скорость и уверенность, отличавшие ее на чемпионате России и чемпионате Европы в Швеции.

В словах тренера, впрочем, отчетливо сквозило опасение сглазить: Соколова, как и Плющенко, не позволяла эмоциям выйти за пределы разумного. Но в качестве дополнения к короткой программе вполне добротно несколько раз исполнила каскады из тройных и покинула лед в замечательном настроении.
По сравнению с одиночниками тренировки парников и танцоров пользовались куда меньшим вниманием. Прежде всего из-за отсутствия среди фаворитов хозяев льда. Гораздо больше времени уделялось обсуждению наиболее злободневной темы - судейства. Новшества, введенные с подачи президента ИСУ Оттавио Чинкванты, похоже, достали всех. Даже американский арбитр Рон Пфеннинг, обычно поддерживавший главу союза конькобежцев во всех начинаниях, был вынужден под давлением журналистов признать: «То, что происходит с судейством, похоже, не очень идет на пользу нашему виду спорта».

В газеты просочились данные о некоем письме, отправленном Пфеннингом в ИСУ, в котором американец заметил, что в столь индивидуальном виде спорта судейство должно быть максимально открытым и анонимность оценок - величайшая ошибка. В том же письме содержалась весьма резкая критика чересчур активного и совершенно неоправданного вмешательства администрации ИСУ в дела фигурного катания.

В какой-то степени поддержала своего арбитра президент Американской ассоциации фигурного катания и член совета ИСУ Филлис Ховард, заметив, что новшества нанесли имиджу фигурного катания серьезный ущерб.

Кстати, американские болельщики намерены провести во время чемпионата мира специальную акцию протеста. По их мнению, от нововведений прежде всего (а главное - совершенно неоправданно) страдают спортсмены.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru