Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2003-2004 - Москва (Россия)
ГДЕ ЖЕ ВЫ, РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ?
Елена Ляшенко
Фото © Александр Вильф
Елена Ляшенко

24 ноября 2003

Московский этап серии «Гран-при» завершился тремя победами наших фигуристов в четырех видах программы. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин были признаны лучшими в парном катании, Евгений Плющенко - в мужском одиночном, а Татьяна Навка и Роман Костомаров - в танцах. Первое место в женском турнире заняла украинская фигуристка Елена Ляшенко.

Эксперимент «Гран-при» с его новым судейством вывел в мужском и женском одиночном катании объединяющую черту: в обеих дисциплинах появились недосягаемые лидеры. Евгений Плющенко и Саша Коэн.

ПОД ЗНАКОМ КОЭН

В Москве американка, уже обеспечившая себе первую строку в отборочном зачете «Гран-при», не выступала. Америка была представлена совсем юной Беатрис Лианг. По ее катанию становилось вполне очевидно, что как минимум несколько ближайших лет фигурное катание в США будет развиваться под знаком Коэн.

Ничего удивительного в этом нет. Помню, на одном из мировых чемпионатов по художественной гимнастике олимпийская чемпионка Барселоны-92 Александра Тимошенко посетовала, что сильнейшая в мире (на тот момент) гимнастка Алина Кабаева установила весьма тяжелый стандарт для остальных. «Лидер всегда определяет некую моду, - сказала Тимошенко. - Далеко не всем дается от рождения столь невероятная гибкость, как у Алины. Но в цене сейчас помимо сложности именно это».

Первое появление Коэн в зоне внимания специалистов запомнилось именно гимнастической растяжкой. Восхитительными спиралями, на фоне которых многие фигуристки стали выглядеть невыразительно и порой даже коряво. Уповая в соревнованиях (что уж там скрывать) на довольно слабенькие прыжки американки.

В этом сезоне ситуация изменилась. Коэн предстала перед публикой как спортсменка, в программе которой практически не осталось слабых мест. Что дало повод ее тренеру Татьяне Тарасовой совершенно искренне сказать: «Мне безразлично, по какой системе будут оценивать Сашино катание. Она все равно будет побеждать!»

Как ни пессимистично звучит, я совершенно не уверена, что хоть одна из российских фигуристок в соперничестве с Коэн (а точнее - с заданным ею направлением) всерьез найдет аргументы для спора. Даже если допустить, что к мартовскому чемпионату мира в блестящей форме окажется и вице-чемпионка мира Елена Соколова, и, хотелось бы надеяться, чемпионка мира Ирина Слуцкая, соперничать с Коэн им предстоит отнюдь не на прошлогоднем уровне.

Казалось бы, Соколова имеет наиболее предпочтительные шансы захватить лидерство в московском этапе «Гран-при».

Короткую программу она выполнила на редкость легко, но все же допустила небольшую ошибку: сделала двойной риттбергер вместо тройного и осталась пятой. Не очень справедливо, кстати. Украинка Галина Маняченко упала, но тем не менее оказалась выше.

Соколова расстроилась, заметив, правда, что при новой системе судейства произвольная программа оставляет шанс всем спортсменкам бороться за золото. И добавила: «Возможно, судьи просто не рассчитывали, что я буду хорошо кататься. Как бы то ни было, я сама дала им повод для придирок».

Использовать шанс поправить свои дела в произвольной Соколовой не удалось. Она была отодвинута аж на девятую позицию.

Но главное заключалось не в расстановке мест. А в том, что при весьма слабом общем составе участниц московского «Гран-при» лидера (и уж тем более российского) на льду не наблюдалось в принципе. Предвкушение обещанных в прошлом сезоне невероятных результатов Людмилы Нелидиной в очередной раз не оправдало себя: многие прыгают выше, да и катаются выразительнее. Ничем особенным не запомнилось и выступление Кристины Обласовой, заменившей в турнире Слуцкую.

Даже победительница - Ляшенко - едва унесла ноги от юной итальянки Каролины Костнер. Племянница знаменитой горнолыжницы великолепно справилась с произвольной программой, показав лучший результат (это первое достижение столь серьезного уровня в ее карьере), но на общий результат сильно повлияло шестое место Каролины в короткой программе.

СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ

Назвать бездарным мужской финал язык не поворачивается хотя бы потому, что в нем было два запоминающихся выступления. Швейцарца Стефана Ламбьеля, с прекрасной хореографией, хотя и с ошибками в прыжках, и почти безошибочное - француза Фредерика Дамбье.

Чемпион США Майкл Вайс, показавший программу под названием «Американский солдат, возвращающийся домой», явно выбрал для возвращения не ту дорогу: глаз постоянно искал воображаемые кочки и буераки, на которых фигурист то и дело спотыкался, шлепаясь на лед. Даже из группы американских болельщиков на трибуне в какой-то момент донесся сдавленный женский голос: «What a shame» - «Какой стыд!»

Видимо, из пиетета к гостю судьи не решились выставить Вайсу то, чего он заслуживал на самом деле. Дали ему пятое место в произвольной и четвертое - в общем зачете.

Победа, которой увенчался прокат двукратного чемпиона мира Евгения Плющенко, тоже выглядела неким авансом - по совокупности былых заслуг. С точки зрения технического исполнения китаец Ли Ченцзян выступил гораздо лучше (и получил, кстати, более высокие баллы за эту составляющую результата), но в сумме отстал от россиянина более чем на 20 баллов. Возможно, Плющенко действительно оказалась на руку новая система судейства: полученные им баллы совершенно не отражали реального качества выступления. Фигурист упал при исполнении первого четверного прыжка, затем удачно повторил его в каскаде, но потом выдал двойные вместо тройного акселя и тройного риттбергера.

Главная беда заключалась в том, что великолепная по замыслу программа памяти Вацлава Нижинского, которую Плющенко фантастически прокатал в Санкт-Петербурге на шоу в начале октября, как любая постановка, претендующая на ранг не просто спорта, но искусства, не терпит не то что падений, но даже небольших шероховатостей. Суетливые попытки лидера во что бы то ни стало перепрыгнуть испорченные прыжки сильно нарушали целостность восприятия. Этот диссонанс между замыслом и исполнением заставил воспринять композицию гораздо сдержаннее, чем, возможно, она того заслуживала на самом деле.

На пресс-конференции Евгений в какой-то степени оправдался перед журналистами, заметив, что не мог полноценно тренироваться из-за травмы колена (в начале сезона фигуристу была даже предложена операция на поврежденном мениске, но он отказался, решив попробовать дотерпеть до конца сезона). Тем не менее зрители остались в недоумении: такого количества брака при исполнении прыжков (коронной для Плющенко составляющей) публика не видела давно.

Весьма настораживающим мне показалось высказывание швейцарской журналистки Рут Шпитценфайль в московском пресс-центре. Разговорившись перед финалом о шансах швейцарца Стефана Ламбьеля, к подготовке которого активно прикладывает руку наставник чемпиона мира Алексей Мишин, она восторженно сказала: «Посмотрите, насколько изменилось катание Стефана за последний год. Признаться, сама я болею за Плющенко, но настораживает, что после чемпионата мира в Ванкувере он почти перестал меняться. И это ужасно обидно».

Можно не соглашаться. Но нельзя не признать, что лидера (особенно столь яркого, как Плющенко) всегда рассматривают наиболее пристально. Когда этот лидер - свой, всегда хочется, чтобы он не просто побеждал, но был лучшим по всем статьям. Как Алексей Ягудин на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Забыть ту победу не получится еще очень долго. Думаю, именно поэтому такую вселенскую скорбь вызвало решение Ягудина оставить любительский спорт.

Швейцарка не случайно вспомнила ванкуверский чемпионат мира. То был редкий случай, когда судьба золота крупнейших соревнований ни на йоту не зависела от того, как выступают соперники Плющенко. Он действительно был там однозначно сильнейшим, неповторимым и непобедимым. А вот после одерживал победы большей частью в силу полного «безрыбья» в ближайшем окружении.

Кстати, не исключено, что новая система (про которую Мишин сказал, что она больше, чем кому-либо, подходит для Плющенко) может сослужить неважную службу: если даже при таком количестве ошибок он вне конкуренции, удерживать мотивацию на должном уровне будет все сложнее и сложнее. Тем более что «безрыбье» позади российского чемпиона - сейчас, в отличие от прошлых лет, весьма условное. Пример Ли Ченцзяна, а также недавних статистов Дамбье, Ламбьеля и бельгийца Кевина ван дер Перрена, чуть было не догнавшего Плющенко на предыдущем этапе «Гран-при» в Париже, - тому подтверждение.

Желание обыграть Плющенко у его ближайших соперников не просто велико. Оно нескрываемо. Чемпион Франции Брайан Жубер, по просьбе которого Французская федерация фигурного катания обратилась за консультативной помощью к Ягудину, в одном из интервью так и заявил: «Ягудин знает, как победить Плющенко. Надеюсь, что поможет это сделать и мне».

Как известно, олимпийский чемпион предложение французов принял.

Беспрецедентный случай (никогда еще за тренерской помощью не обращались к действующему спортсмену) тренер Ягудина Татьяна Тарасова прокомментировала так:

- К решению Алексея я не имею никакого отношения - он принимал его совершенно самостоятельно. Слухи, что с Жубером одновременно стану работать я, лишены оснований. Год назад я немного помогала Брайану. К прошлогоднему финалу «Гран-при» нам с Сашей Коэн пришлось готовиться в Париже, поскольку найти возможность для тренировок в России не удалось. Французы во всем пошли навстречу, предоставили все условия, и ответить отказом на просьбу помочь их фигуристу я, естественно, не могла. Но сейчас у меня хватает своих спортсменов. Есть Коэн, российская танцевальная пара Куликова - Новиков, на успех которой мне хотелось бы рассчитывать, Андрей Грязев. Тем не менее рада, что знания и опыт Ягудина будут востребованы. Его работа с Жубером станет носить консультативный характер, поскольку сам Алексей слишком занят в гастролях Stars on Ice. Единственное исключение, которое согласились сделать для Леши хозяева шоу, - отпустить его в Мальме на юниорский финал «Гран-при», где будет кататься Грязев.

КИТАЙЦЫ ИДУТ «СВИНЬЕЙ»

Болезнь стала причиной еще одной неяркой победы - Тотьмяниной и Маринина в парном катании. Во время второго этапа «Гран-при» Skate Canada Максим подхватил инфекционный стоматит и был вынужден пропустить три недели тренировок. Композиция «Клуб Коттон», с которой Татьяна и Максим выступают в «Гран-при», по словам тренера россиян Олега Васильева, вот-вот будет отправлена в архив: активная обкатка новых программ, которые у Тотьмяниной и Маринина уже полностью готовы и с которыми чемпионы Европы выступят на отборочном первенстве России, начнется сразу же после финала серии, то есть в середине декабря. Прокат в Москве выглядел довольно вымученным. Тем не менее сделать подарок к дню рождения своему тренеру фигуристам удалось.

Нельзя сказать, что победа оказалась бесспорной. По мнению одного из наиболее известных в России специалистов Виктора Рыжкина, высшую награду заслужили не россияне, а китайцы. Причем даже не Цинь Пан и Цзянь Тон, занявшие в итоге второе место, а брат и сестра Чжан. Они, бесспорно, показали куда более впечатляющий набор технических элементов, да и исполнение получилось неплохим.

Трудно сказать, что именно спасло Тотьмянину и Маринина от поражения - стереотип неприкосновенности (тем более в России) или новая система судейства. Обольщаться не стоит: китайское парное катание ведет наступление со всех сторон. Выражаясь по-военному - «свиньей», не оставляя осажденным никакого люфта для маневра.

Хотя... Нельзя было не заметить в Москве прогресса второй российской пары - Юлии Обертас и Сергея Славнова. Тамара Москвина, к которой Юля и Сергей перешли в начале этого сезона от Людмилы Великовой, явно преуменьшила, когда сказала, что не рассчитывает на быстрый (то есть в этом сезоне) успех новичков. Изменений, которые произошли с фигуристами за три месяца, трудно было не заметить: Обертас приобрела стильность, а пара в целом стала выглядеть именно парой - с красивыми линиями, интересными элементами и явным потенциалом к еще большему продвижению вперед. Насколько большим - покажет, возможно, уже ближайшее будущее.

В ТАНЦАХ ВСЕ СПОКОЙНО. ПОКА...

Турнир танцоров, завершивший соревнования в воскресенье, сильно скрасил впечатления предыдущего дня. Татьяна Навка и Роман Костомаров совершенно заслуженно оторвались от ближайших преследователей на недосягаемое расстояние. Хотя еще в субботу Рыжкин утверждал, что по справедливости выиграть обязательный Равенбургский вальс должны были американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, а оригинальный танец - немцы Кати Винклер и Рене Лозе. Самая эффектная пара мира (коей, бесспорно, являются Татьяна и Роман) расставила все акценты в свою пользу, набрав необходимые 24 очка, чтобы выйти в финал «Гран-при» безусловными фаворитами.

Что, впрочем, не гарантирует легкой победы в Колорадо-Спрингс, в финале «Гран-при», через две с небольшим недели: новая система судейства пока еще слишком загадочна, чтобы прогнозировать, к кому окажутся более лояльны арбитры за океаном.

Спор между двумя другими российскими дуэтами так и остался неразрешенным: воспитанники одинцовской школы Оксана Домнина и Максим Шабалин в общем зачете заняли шестое место, но в произвольном танце уступили тарасовским Светлане Куликовой и Виталию Новикову: «Кармина Бурана» в исполнении дебютантов «Гран-при» оказалась мощным оружием.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru