Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2003 - Мальме (Швеция)
ГОД У МИШИНА ДОРОГОГО СТОИТ
Елена Соколова
Фото © Александр Вильф
на снимке Елена Соколова

23 января 2003

Трудно сказать что оказалось за первые два дня чемпионата Европы большей сенсацией: блистательное выступление в женском одиночном катании чемпионки России 22-летней Елены Соколовой, уверенно победившей в произвольном прокате в квалификации и в короткой программе, или итоги первого выступления танцоров с обязательным танго «Романтика».

УЙТИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

Для большинства любителей фигурного катания первый факт, безусловно, заслуживал большего внимания. Слишком свежи в памяти времена, когда Соколову воспринимали как талантливую, но так и не оправдавшую надежд фигуристку. Она долго тренировалась в Москве, в школе Виктора и Марины Кудрявцевых. Входила в состав сборной России еще на Олимпийских играх-98 в Нагано и заняла там 7-е место. В том же году стала восьмой на чемпионате мира, а потом наступило нечто вроде затяжного кризиса: Елена несколько лет с завидным упорством не попадала в национальную команду. Два года назад перебралась в Питер, решив, видимо, как многие ее предшественницы в группе Кудрявцева, что все, что мог дать ей первый тренер, она получила. Вот только к Алексею Мишину Елена попала не в лучший момент - тот был целиком поглощен работой с Евгением Плющенко, готовился вместе с ним к сражению за золото Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити. В таких случаях в жертву приносится все: и своя личная жизнь, и интересы окружающих.

Был ли недостаток мишинского внимания главной причиной, побудившей Соколову вернуться к прежнему наставнику, я не знаю. Но она вернулась. И взялась за работу с остервенением утопающего. Как утверждали те, кто имел возможность наблюдать за тренировками спортсменки, ничего подобного от Елены никто не ожидал. Не просто беспрекословное подчинение тренеру, но детальный разбор с просмотром видеозаписей каждой детали своих программ, чтобы исключить даже малейшую вероятность ошибок.

Время, проведенное у Мишина, тоже пошло на пользу: поработав в мужской группе, фигуристка стала гораздо стабильнее выполнять тройные прыжки и почувствовала себя значительно увереннее соперниц. Тренер питерских пар Людмила Великова, которой по стечению обстоятельств пришлось опекать Соколову на этапе «Гран-при» в Японии, с удивлением заметила: «Думала, что Лена станет переживать, оказавшись без тренера, что ее придется всячески успокаивать, но вышло наоборот: это лишь добавило ей собранности и спокойствия».

На память приходит весьма циничное высказывание одного выдающегося тренера: «Если спортсмену нужен психолог (а именно эту роль, если разобраться, выполняют стоящие у борта тренеры. - Е.В.), то такой спортсмен нам не нужен!».

Фраза - отнюдь не аксиома. Достаточно вспомнить помощь, оказанную олимпийскому чемпиону Солт-Лейк-Сити Алексею Ягудину профессором психологии Рудольфом Загайновым, или слова благодарности, которые до сих пор порой произносит 4-кратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая в адрес своего психотерапевта Анатолия Алексеева, чтобы понять: психолог в спорте высших достижений - профессия более чем востребованная. Особенно в столь нервном виде, как фигурное катание. Но тем большее уважение вызывают спортсмены, умеющие решать свои проблемы без постороннего вмешательства.

Во вторник, правда, многие предполагали, что Соколова не справится с ролью ведущей. Мол, слишком много сил отдала борьбе в квалификации. Однако вышло наоборот. Елена абсолютно уверенно выполнила обязательный набор элементов, причем от первой до последней минуты каталась с таким куражом и лихостью, что вопрос о лидере женского турнира решился сам собой.

- Мы с Виктором Николаевичем готовились к тому, что будет тяжело с первого дня. Поэтому я и не волновалась. Надеюсь, что мое выступление в квалификации не останется в памяти как лучшее. Заранее знала, что в короткой программе буду делать каскад 3+3. Кудрявцев сказал, что в противном случае мне лучше не показываться ему на глаза, - мило улыбаясь, говорила спортсменка, оказавшись в микст-зоне.

- Вы сильно изменились. С чем это связано?

- Я научилась любить тренировки. Получать удовольствие от тяжелой работы, от того, что катаюсь.

- Ради чего?

- Ради себя, родителей, тренера, всех тех людей, которые вкладывали в меня много сил. Сейчас мне легко выступать. Тяжело было, когда никак не удавалось переступить черту 4-го места на чемпионате России. Это невезение порой становилось почти фобией, боязнью отборочных соревнований. Но, к счастью, все в прошлом.

Продублировав свои ответы на прекрасном английском и еще раз одарив журналистов улыбкой, Соколова скрылась в раздевалке, оставив в микст-зоне тренера.

- В свое время Лена ушла лишь потому, что у нас в группе возникла слишком высокая конкуренция, - сказал Кудрявцев. - Но расстались мы по-доброму, без конфликтов и скандалов. А когда выяснилось, что у Мишина ей не так комфортно, как она рассчитывала, без колебаний вернулась.

- Год, который ваша воспитанница провела без вас, расцениваете как потерянный или приобретенный?

- Надо отдать должное Мишину: работа с ним, безусловно, пошла на пользу. Другое дело, что Лена не умела выступать. Сейчас стала взрослее, самостоятельнее. Научилась анализировать собственную работу, не поддаваться эмоциям. Она теперь намного больше трудится. Так, как мы тренировались в этом сезоне, она не работала никогда. У меня нет к ней ни единой претензии.

- То есть ни победа в чемпионате России, ни удачный старт в Мальме не стали для вас неожиданностью?

- Я ждал этого.

Светлана Куликова - Виталий Новиков
Фото © Александр Вильф
на снимке Светлана Куликова - Виталий Новиков

ТАРАСОВА - ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ?

По степени нервного напряжения вряд ли что может сравниться в фигурном катании с танцами. Слишком эфемерна грань, отделяющая лидеров от аутсайдеров. События обязательного турнира в очередной раз это подтвердили.

Согласно жеребьевке соревнования открыли чемпионы мира Ирина Лобачева и Илья Авербух. Такое с российскими танцорами случилось впервые за много лет и, естественно, добавило лидерам нервотрепки. До чемпионата Европы-2003 участникам предписывалось исполнять два обязательных танца. Сейчас - один. Соответственно, возросла цена ошибки.

С программой Ирина и Илья справились блестяще. Своим прокатом они установили для остальных некий ориентир качества, позволяющий увидеть, у кого из соперников самые серьезные намерения, а кому для удовлетворения собственных амбиций достаточно возможности показать себя перед публикой.

Последних, впрочем, оказалось не много. Отсутствие явных фаворитов (несмотря на мировую корону, завоеванную год назад в Нагано, Лобачева и Авербух таковыми не являются) заставило с десяток дуэтов максимально активизироваться. Помимо чемпионов мира на то, чтобы захватить инициативу после обязательной программы, в равной степени могли рассчитывать лидеры «Гран-при» украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров, россияне Татьяна Навка и Роман Костомаров, болгары Албена Денкова и Максим Ставийский. А претендентов на места в тройке было и того больше.

Но так уж устроен спорт: если между собой сражается полдюжины абсолютно равных по силам конкурентов, то кто-то становится первым, а кто-то - шестым.

Нечто подобное и произошло в танцевальном турнире. Грушина и Гончаров, занявшие в итоге четвертую позицию, никак ее не заслуживали. Точно так же, как ни одна из вышестоящих пар.
Украинцам искренне посочувствовал даже Авербух: «Очень тяжело откататься чисто, выступая последними. На льду сплошные выбоины, а в обязательном танце качество льда имеет колоссальное значение. Не повезло ребятам».

Многие из присутствовавших были склонны назвать это невезение совсем другим словом. Слишком сильно общая картина судейства наводила на мысль о том, что наиболее мощная коалиция арбитров с ярко выраженной российской направленностью просто-напросто сводит счеты с тренером украинской пары Татьяной Тарасовой. Мол, ей не надо было позволять себе резких высказываний в прессе в адрес президента Российской федерации фигурного катания после Игр в Солт-Лейк-Сити.

В олимпийском сезоне с Тарасовой приходилось считаться хотя бы потому, что она тренировала Алексея Ягудина. А в Мальме наших спортсменов у нее нет. И неизвестно, когда появятся (танцевальная пара Светлана Куликова - Арсений Марков, имевшая неплохие шансы попасть на чемпионат Европы, не так давно распалась - Куликова стала кататься с Виталием Новиковым). И что с того, что за последний год Грушина и Гончаров заметно прибавили в мастерстве и эффектности? Украина хоть и сосед с географической точки зрения, но совсем чужая страна, когда речь идет о медальных интересах.

В Мальме приходилось неоднократно слышать, что Тарасова в некотором роде отрезанный ломоть - не работает ни с кем из российских фигуристов. Но сама тренер, расстроенная, как мне показалось, результатами украинских танцоров, огорчилась вовсе не по этому поводу.

- Не знаю, что делать, - поделилась она своими переживаниями. - Мы с Майей Усовой успели поставить Куликовой и Новикову все программы. У меня есть основания считать, что из них может получиться уникальная пара. Такая, которой уже через год будет по силам бороться за медаль на чемпионате мира, тем более что оба - взрослые, состоявшиеся фигуристы. С таким воодушевлением я работала разве что с Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным: испытываешь особое чувство, когда спортсмены могут выполнить абсолютно все, что им предлагаешь. Да, в чемпионате России они в силу объективных причин не участвовали. Но ведь их не считают нужным даже просмотреть. И это в ситуации, когда совершенно очевидно, что у России нет конкурентоспособной третьей пары. А лидеры из-за возраста могут оставить спорт в любой момент.

Парадоксально, не правда ли? Обязательного танца на чемпионате Европы было достаточно, чтобы понять: дебютанты российской сборной Оксана Домнина и Максим Шабалин - вполне добротный, но пока еще юниорский дуэт с весьма конкретными перспективами на взрослом льду: место во второй мировой десятке с постепенным и вряд ли быстрым перемещением в первую. Так почему не рискнуть засветить еще один дуэт на чемпионате мира в Вашингтоне? Тем более что рискует, по сути, лишь сама Тарасова.

Возможно, результат не гарантирован. Но уже сам факт, что тренер, выигравший для России за свою карьеру 7 золотых олимпийских медалей, готова лично отвечать за свои слова, стоит, как мне кажется, такого риска.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru