Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2002 - Нагано (Япония)
СЛУЦКАЯ МОЖЕТ СТАТЬ И ПЯТИКРАТНОЙ ЧЕМПИОНКОЙ МИРА.
ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ
Ирина Слуцкая
Фото из архива Елены Вайцеховской
Нагано. Ирина Слуцкая

25 марта 2002

Заключительный вид программы турнира в Нагано тоже стал нашим: Ирина Слуцкая впервые в жизни завоевала золотую медаль чемпионата мира. Она стала второй российской фигуристкой (вслед за Марией Бутырской), которой удалось нарушить гегемонию американок, царившую в женском одиночном катании с 1996 года.

Пожалуй, впервые за много лет победа была столь безоговорочной. Пусть, как и в Солт-Лейк-Сити, Слуцкая не рискнула исполнить каскад из двух тройных прыжков, зато все остальные прыжковые элементы сопровождались абсолютно безукоризненными приземлениями. В сочетании с потрясающей, по-настоящему женской хореографией программа в целом производила огромный эффект, несмотря на то что в сильнейшей группе Ирина выступала под первым стартовым номером и теоретически могла проиграть кому-то из соперниц, вопрос о золоте после ее проката был решен окончательно и бесповоротно.

Слуцкая выиграла бы даже в том случае, если бы оценки четырехкратной чемпионки мира Мишель Кван в произвольной оказались бы выше. Но этого тоже не случилось. В пользу американки были отданы всего три судейских голоса из девяти.

- Я не собираюсь оставлять любительский спорт, - ошарашила Кван журналистов. - Мне нравится соревноваться, нравится бороться за медали, какого бы достоинства они ни были. Каждая приносит неоценимый опыт, и я горжусь ими. И никогда не расстраиваюсь и не сожалею о том, что случилось - этому всю мою жизнь меня учили родители.

Впрочем, удивила представителей прессы и Слуцкая:

- Возможно, я на годик оставлю фигурное катание и рожу ребенка. А там посмотрим, - улыбнулась она.

Заявления этих двух спортсменок заставили задуматься: а что, собственно, будет происходить в женском фигурном катании через год-два?

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Олимпийские победы в Нагано-98 и Солт-Лейк-Сити2002 двух малолетних американок Тары Липински и Сары Хьюз подложили женскому катанию большую свинью. Так уж повелось: чемпион как бы определяет направление, по которому стремительно начинает развиваться спортивная мода. Вспомните, например, победу на Играх-84 Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Ведь именно их «Болеро» дало тогда направление цельным драматическим постановкам, вместо привычной компиляции танцевальных ритмов. Чемпионские пары Тамары Москвиной заставили мир, в свою очередь, призадуматься (или попросту скопировать) об уникальнейших поддержках и вращениях. Но если в трех видах (включая мужское одиночное катание) тенденция к сложности в сочетании с выразительностью уже много лет налицо, то катание женское кажется иногда все более и более абсурдным. Хотя бы потому, что уже лет десять топчется по большому счету на месте.

Можно сколь угодно восхищаться попыткой японки Йоши Онды прыгнуть на чемпионате мира тройной аксель, но при этом нельзя не вспомнить, что этот прыжок с переменным успехом демонстрировала еще ее соотечественница чемпионка мира-89 Мидори Ито. Его же (и примерно в те же времена) довольно успешно тренировала Мария Бутырская. До исполнения элемента в соревнованиях дело так и не дошло: в юном возрасте при детском, а не женском телосложении делать сложные прыжки проще и физически, и психологически. Сложность каскадов Липински в Нагано - из этой серии. Катание Хьюз - тоже. Вот только если Липински все-таки прыгала достаточно чисто, хоть и низенько, у чемпионки Игр-2002 имелись серьезные проблемы: большинство тройных в ее исполнении оказывались попросту недокрученными. Неподготовленным глазом это не замечаешь. Но если посмотреть повтор прыжков при замедленной съемке, хорошо видно, что Хьюз, как правило, отталкивалась ото льда, на четверть развернув лезвие в сторону предполагаемого вращения, и приземлялась, не докрутив четвертушку. Итого - пол-оборота. Впрочем, судьи предпочли этого не заметить.

После победы американки я разговаривала на эту тему с олимпийским чемпионом Виктором Петренко. Сказать, что фигурист был возмущен, значит, не сказать ничего. Понять несложно: на протяжении многих лет, еще до развала СССР, наши фигуристы и фигуристки постоянно оказывались в роли догоняющих. И, естественно, понимали: чтобы выигрывать у американцев, надо прыгать (в прямом смысле) на голову выше. Так рождалась техника высоких (а значит, более сложных для приземления) прыжков. Собственно, именно мощь и амплитуда до сих пор отличает от американок и Слуцкую, и Викторию Волчкову. И многих других спортсменок, работающих с тренерами бывшей советской школы. Особенно на фоне таких фигуристок, как Липински и Хьюз. Даже Кван при всех ее заслугах и титулах не может похвастаться прыжками, как сильной стороной своего катания. Чисто приземлиться - это дело другое.

Последним достойным образцом для подражания была чемпионка Игр-88 Кристи Ямагучи. Но она и до сих пор, несмотря на возраст и стаж катания, исполняет все свои тройные с прежним качеством. И пользуется сумасшедшим спросом на профессиональных соревнованиях и шоу. В отличие от Липински, кстати.

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ТУПИК

Женское катание принято считать вотчиной американцев. Профессиональные чемпионаты, в которых рано или поздно в качестве участников оказываются звезды любительского спорта, лишний раз подтверждают, что это действительно так. Сколько бы ни побеждала та же Слуцкая, шансов оказаться в основной профи-обойме у нее несколько меньше, чем у тех же Липински, Хьюз, Кван или совсем юной Саши Коэн. Америке нужны свои герои. Американки или на худой конец те, кто давно обосновался в США и кого там считают уже почти своими. Как легендарную немку Катарину Витт или японку Юку Сато. Вот только ситуация все больше напоминает тупик. Иначе, наверное, ту же Ямагучи давно бы оставили в покое.

В Солт-Лейк-Сити, где 17-летняя Коэн заняла четвертое место, ее поспешили назвать революционным открытием в одиночном катании. Спортсменка, безусловно, заслужила самые лестные отзывы. Фантастически музыкальная, по-славянски (сказываются, видимо, украинские корни) пластичная, по-гимнастически растянутая. На тренировках Саша потрясала публику попытками исполнять сальхов в четыре оборота. Иногда получалось. В то же время высота прыжков в исполнении Коэн (точнее, ее отсутствие) наводит на мысль, что говорить о каком-то фантастическом потенциале преждевременно. Американка была в субботнем финале единственной, кто попытался исполнить каскад 3+3. И не справилась. Поскольку ее ноги коснулись льда гораздо раньше, чем во втором прыжке было закончено вращение. Не хватило мощности и высоты. Другими словами, о четверном, скорее всего, придется забыть навсегда, как только спортсменка приобретет женскую фигуру и, как следствие, дополнительный вес.

Я бы даже сказала, что Коэн появилась на взрослом льду не очень вовремя. Еще годик - и она вполне сумела бы бороться за золото. Но до следующих Игр надо ждать дольше. Четыре года - огромный срок. Вполне достаточный, чтобы женское одиночное катание оккупировали новые действующие лица. Такие, как Фумие Сугури или Йоши Онда.

ЯПОНЦЫ НА БАРРИКАДАХ

Бронзовую награду Сугури многие поспешили расценить как дань уважения хозяевам соревнований. И ошиблись. Достаточно копнуть еще не очень старые архивы, чтобы понять: результат японки железобетонно логичен. Кататься она начала на Аляске, где работал отец - пилот одной из японских авиакомпаний. Потом семья вернулась в Японию, и Фумие очень быстро оказалась в группе Нобио Сато. Знаменитого тем, что в 90-х он успешно тренировал собственную дочь Юку и сделал ее чемпионкой мира-94. Что же касается Сугури, она впервые серьезно заставила с собой считаться год назад, выиграв чемпионат четырех континентов. Отличительная черта - мощь, техника и фантастическая работоспособность. Все то, что отличало и Сато, и более раннюю звезду японского фигурного катания Ито.

Мидори, кстати, в свое время тренировалась у Машико Ямады. Того самого специалиста, с которым уже много лет работает вторая японская фигуристка, выступавшая в Нагано, - Йоши Онда. Получается, не так уж случаен тройной аксель в ее арсенале прыжков.

Но все это лишь надводная часть айсберга. Под водой - прекрасно организованный и отлаженный процесс подготовки фигуристов (прежде всего), результаты которого очень хорошо просматриваются на всех юниорских турнирах разного уровня. Собственная, не похожая ни на какую другую продукция. Поэтому и велик шанс, что прорыв в совершенно новую категорию сложности первыми совершат именно японские фигуристки.

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕДЕЛА

Попытки спрогнозировать будущее редко оказываются удачными. Помню, когда Слуцкая впервые стала чемпионкой Европы, но боролась не столько с тройными прыжками, сколько с лишним весом, одна из очень авторитетных тренеров заметила в адрес фигуристки: «Слава Богу, успела! Переходный возраст - непредсказуемая вещь. Если Слуцкая поправится еще больше, ее карьеру можно считать законченной».

С тех пор прошло уже более пяти лет. Каких усилий стоит склонной к полноте Ирине держать себя в великолепной форме - другой вопрос. То, что это удается (как и то, с каким блеском Слуцкая вернулась в высшие круги после крайне неудачного сезона-98/99), говорит прежде всего о выдающемся характере. Качестве куда более важном для спортсмена, нежели природный талант.

Собственно, нынешняя чемпионка мира выглядит единственной фигуристкой, кому совершенно не следует (в отличие от Кван) всерьез бояться конкуренции в течение следующего четырехлетия. С технической точки зрения у нее уйма неиспользованного резерва. Физической подготовке можно только позавидовать. Психологическая устойчивость - в полном порядке. Как бы болезненно Ирина ни переживала поражение от Хьюз в Солт-Лейк-Сити, даже это пошло на пользу: в Нагано катание Слуцкой было не просто безошибочным. Глубинная драма, пережитая на Играх, вылилась в фантастически одухотворенное исполнение партии «Тоски» в финале чемпионата. При этом Слуцкой, в отличие от большинства фигуристок, выступающих в крупных соревнованиях (как и она сама) добрый десяток лет, удается сохранять потрясающую свежесть катания.

Конечно, возможен вариант, что Слуцкая действительно сконцентрируется на семейной жизни, станет мамой и не захочет возвращаться на лед в принципе. Тогда, скорее всего, в женском одиночном катании и начнется передел собственности с японским уклоном. Если к этому процессу присоединятся и китаянки (по оценке многих специалистов, прорыв фигуристок Китая на лидирующие позиции может произойти уже в ближайшем сезоне), американкам придется весьма несладко.

Ну а если Слуцкая все же решит повременить с перерывом в карьере, у нее, сдается мне, будут все шансы для того, чтобы установить рекорд, не покорившийся Кван: стать и пятикратной чемпионкой мира, добавив к победе в Нагано еще четыре золота, и выиграть в Турине в 2006-м. После того как россиянка блестяще справилась с ударом судьбы, обрушившимся на нее месяц назад, можно смело утверждать: она в состоянии справиться с чем угодно. И с кем угодно.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru