Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2002 - Нагано (Япония)
АБСОЛЮТНЫЙ ЧЕМПИОН ОЛИМПИЙСКОГО СЕЗОНА
Алексей Ягудин
Фото из архива Елены Вайцеховской
Нагано. Алексей Ягудин

22 марта 2002

В Японии любят фигурное катание, обожают фигуристов и, пожалуй, как ни в какой другой стране умеют ценить и уважать людей, преодолевающих трудности. Победа Ягудина - из разряда преодолений. Поскольку нет ничего труднее, чем собрать все силы и эмоции, когда нет ни эмоций, ни сил. Они были выплеснуты без остатка месяц назад - на Олимпийских играх.

Тренеры и спортсмены знают об этом лучше, чем кто-либо другой. Поэтому и удивлялись - все без исключения - желанию олимпийского чемпиона приехать на чемпионат мира. Зрители же были благодарны Ягудину особо: из всех чемпионов Солт-Лейк-Сити он один не побоялся рискнуть репутацией. И сделал все, чтобы болельщики не увидели, каким сверхусилием далась эта победа - уже четвертая в его карьере.

В Нагано Алексей Ягудин довел счет своим золотым наградам мировых первенств до четырех. Таким образом, он стал абсолютным чемпионом сезона - победил на всех крупнейших соревнованиях: в чемпионате Европы, финале «Гран-при», Олимпийских играх и чемпионате мира. Таких результатов до него не добивался ни один фигурист!

ВДОХНОВЕНИЕ НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ

У Олимпийских игр есть одна интересная особенность: победа на них дает такую уверенность в собственных силах, какую не способны принести десятки любых других выигранных турниров.

Все без исключения тренеры и спортсмены, приехавшие на чемпионат мира в Нагано всего через месяц после того, как закончились Игры в Солт-Лейк-Сити, в один голос говорили о том, что нет и не может быть более сложных соревнований, чем послеолимпийские. Нагано к тому же - не самое лучшее место для проведения состязаний, поскольку к 10-часовому перелету в Японию (будь то из Европы, Америки или Австралии) добавлялась еще 5-часовая дорога на скоростном поезде. Плюс акклиматизация. Плюс тяжелейший сезон, начавшийся даже не в конце сентября, как обычно, а в августе - Играми доброй воли. Ягудин не стал исключением. Начиная с первого выхода на лед - в квалификационном прокате, - было видно невооруженным глазом, что спортсмен смертельно устал. И что свои композиции, несмотря на отсутствие ошибок, он исполняет на пределе сил.

Но было видно и другое. Фантастическая уверенность в каждом движении и жесте. Он наверняка безумно хотел выиграть. Не только для того, чтобы вернуть себе титул, потерянный год назад на чемпионате в Ванкувере. Четвертая мировая корона автоматически ставила россиянина в один ряд с наиболее легендарными фигуристами предыдущего столетия Куртом Браунингом, Скоттом Хэмилтоном. Про более ранних многократных чемпионов мира я не говорю: мужское фигурное катание было тогда совсем иным. Соответственно и конкуренция.

В то же время Алексей не боялся проиграть. Так по крайней мере казалось со стороны. И наверняка именно это, а никакие не четверные прыжки, больше всего убивало соперников.

Собственно, чемпионат мира Ягудин выиграл уже короткой программой. Много лет назад один тренер сказал мне: «Нет ничего более сложного, чем выпускать ученика на лед и настраивать его на выступление после того, как соперник получил максимальные оценки». Подтверждение этой истины приходилось видеть неоднократно. В том числе и в Нагано.

Ягудину достался второй стартовый номер в сильнейшей группе. С точки зрения техники катание было не идеальным - фигурист зацепил лед ногой при приземлении после второго четверного прыжка. Но ошибка никак не повлияла на оценку за артистическое исполнение знаменитой произвольной - «Человек в железной маске». «Шестерка» была одна. Но лишь потому, что это диктовалось правилами: судьи оставляли зазор для тех, кто теоретически мог откататься лучше.

Победой в квалификации и короткой программе олимпийский чемпион обеспечил себе довольно благоприятное положение: выиграть у него мог (теоретически) лишь Александр Абт. Остальным победы в произвольной могло хватить в лучшем случае на серебро. Вот только Абт не справился с напряжением ожидания. Как, впрочем, и другие. Вот это было действительно обидно, поскольку, как и в финале парного катания, чистым исполнением не мог похвастать ни японец Такеши Хонда, ставший третьим, ни американец Тимоти Гейбл, получивший в итоге серебро. Впрочем, американцу, установившему еще в Солт-Лейк-Сити рекорд по количеству удачно выполненных прыжков в четыре оборота, можно было только посочувствовать: выходить на лед, зная, что ты ни при каких условиях не сумеешь стать чемпионом, - убийственно обидное занятие.

ЯГУДИН-САН!

«Ягудин-сан? - переспросил японский портье столь уважительным тоном, что я словно наяву увидела, как он в почтении склонился над телефонной трубкой. - Его нет в гостинице. Здесь только болельщики. Ждут...».

Разыскать Ягудина в гостинице поздним вечером оказалось совершенно нереальной задачей. Его тренер Татьяна Тарасова, добравшаяся до своего номера ближе к полуночи, развеяла остатки оптимизма: «Вы не представляете, что сейчас творится в вестибюле! Еле-еле протиснулась к лифту. Лешу окружили у входа, берут автографы, девушки выстроились в громадную очередь, чтобы сфотографироваться с ним на память».

- После выступления было слышно, как вы с облегчением сказали Ягудину: «Ну вот и все!». Теперь в планах отдых?

- Короткий. Но чемпионат еще не закончен. Завтра у меня ранняя тренировка с танцорами. А Леше предстоит выступать в показательных. 24 марта я возвращаюсь в Москву. Могла бы сразу начать занятия с молодыми спортсменами, с которыми сейчас работают мои помощники, но нам негде кататься. Даже обидно. Мы стараемся изо всех сил, выигрываем, так хочется больше никуда не уезжать из России, тренироваться дома - и нет для этого никакой возможности...

Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц
Фото из архива Елены Вайцеховской
Нагано. Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТРОН?

Пожалуй, никогда за последние несколько лет лидирующий в танцах дуэт не имел столь солидного превосходства над ближайшими преследователями. Если вспомнить, то даже, когда изначально было ясно, что не только золото, но и серебро будут российскими, выяснение отношений между двумя парами шло с перевесом в 1-2 судейских голоса. Поэтому и не укладывается в голове факт, ставший вчера очевидным: Ирина Лобачева и Илья Авербух, которым в предолимпийских прогнозах отдавалось в лучшем случае третье место, - безоговорочные лидеры чемпионата мира. Во время Олимпийских игр Илья, помнится, посетовал на то, что в качестве обязательной программы участникам выпали самые примитивные из существующих танцев - квикстеп и блюз, в которых весьма трудно проявить себя во всем блеске. «Вот если бы был «Золотой вальс...» - с сожалением протянул тогда фигурист.

«Золотой вальс», введенный в обязательную программу благодаря олимпийским чемпионам Марине Климовой и Сергею Пономаренко, - как смертная казнь для всех тех, кто не в ладах с техникой. Слишком много в нем подводных камней: недаром главного идеолога и постановщика этого танца Наталью Дубову до сих пор считают выдающимся специалистом прежде всего в так называемой постановке конька и технике. Россияне справились с композицией блистательно, победив канадцев Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца со счетом 6:1 (обязательную часть программы оценивают 7 арбитров). Второй танец - квикстеп - дуэт вице-чемпионов Игр-2002 выиграл всухую - 7:0. В оригинальной композиции на испанские мотивы счет был столь же красноречивым - 9:0.

Теоретически даже сейчас прогнозировать чемпионов рано. Достаточно вспомнить, как успешно участники Игр опровергали аксиому «в танцах не падают» и к какой нервотрепке и неразберихе в финале все это привело. Ясно одно: шансы на то, чтобы выиграть золото, у Лобачевой и Авербуха велики, как никогда. Несмотря на не совсем благоприятную жеребьевку - в финале они выступают раньше всех соперников.

Судьба серебра и бронзы покрыта куда более густым туманом. Тарасова убеждена в том, что у ее воспитанников-канадцев по-прежнему есть возможность превзойти всех. Тем более что катаются Бурн и Краатц последними. Елена Чайковская - тренер литовского дуэта Маргарита Дробязко - Повилас Ванагас по телефону заметила, что ее подопечным вполне по силам «кататься на серебро». То есть оттеснить канадцев на третью ступень. Наталья Дубова не скрывает, что будет стремиться попасть на пьедестал со своими учениками Галит Хаит и Сергеем Сахновским из Израиля. Этот дуэт по итогам трех выступлений пока занимает четвертое место. А все те, кто следит за спором танцоров со стороны, уже и думать забыли об отказе от участия в Нагано чемпионов Игр Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера, бронзовых призеров Барбары Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Как и о том, что танцевальному турниру на чемпионате мира предрекали довольно скучную судьбу.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru