Мария Бутырская:
«НУЖНО ВРЕМЯ, ЧТОБЫ МНЕ СНОВА ПОНРАВИЛОСЬ КАТАТЬСЯ» |
|
Фото © Александр Вильф
Мария Бутырская |
Первая российская чемпионка мира появилась в пресс-центре питерского «Гран-при» сразу после субботних финалов, явно переполненная впечатлениями: «Чтобы так кататься! И в таком возрасте!»
Этого было достаточно, чтобы я тут же включила диктофон.
- Судя по всему, победа Саши Коэн стала неожиданностью и для вас?
- Не столько сама победа - уровень катания Коэн был достаточно высок и в прошлом сезоне, сколько впечатление в целом. Мы привыкли к тому, что в США время от времени появляются хорошенькие девочки, которые два годика покатаются, а потом так же быстро исчезают. Отличительная черта Коэн - индивидуальность. Думаю, немалую роль сыграло то, что ее мама из Одессы.
- Хотите сказать, с южнославянской душой и очарованием?
- Возможно. Дело ведь не в том, что Саша как-то особенно кружится, с особой амплитудой и растяжкой поднимает ноги, делает какие-то необычайно пластичные движения. У нее особый дар, фантастическая эмоциональность, которая пронизывает все катание. В программе «Кармен» - она одна, в Рахманинове - совершенно другая. Такое ощущение, что Коэн специально учили актерскому мастерству. Хотя порой кажется, что эмоции Сашу иногда захлестывают, что она не всегда может с ними совладать. Вспомните других американских фигуристок в этом возрасте - Мишель Кван, Тару Липински, Сару Хьюз. Они запоминались прежде всего тем, что катались без срывов. Но мне куда больше по душе Коэн. Я в восторге от нее.
- А что можете сказать о ее технике? Как, например, относитесь к мнению, что у Коэн слабые прыжки?
- Не уверена, что это справедливо по отношению к спортсменке, которая пыталась делать - и выезжала - четверной сальхов. Я сама это видела на тренировках Саши в прошлом году, поэтому за свои слова отвечаю. В этом сезоне, насколько мне известно, она этот прыжок не показывала и, как мне кажется, напрасно. Сужу по себе: стоило в свое время всего на год отказаться от попыток исполнить тройной аксель, который уже начинал неплохо получаться на тренировках, как навыки ушли и восстановить их мне так и не удалось. У Коэн необычная техника захода на прыжки. Для меня - несколько странная. Возможно, ей просто удобно прыгать именно так. Но больше похоже на то, что ее не совсем правильно учили в детстве. Переучиваться же в 18 лет непросто. С другой стороны, Саша катается так аккуратненько, так умеет преподнести каждый элемент, что это не может оставить равнодушным.
- Другими словами, соперница серьезная?
- Даже не знаю, соперница ли. Скорее явление. Хотя, повторяю, пока она не со всем справляется. Проиграла же чемпионат США.
- На чемпионат мира в Вашингтон собираетесь?
- Нет. И не очень хочу. В последнее время стала бояться летать. К тому же телекомпания, с которой я сотрудничаю, не будет вести оттуда трансляции. Болтаться же без дела, приехав в Америку в качестве зрителя, не хочется.
- Вы, знаю, изредка продолжаете выступать на разных турнирах. Фигурное катание не отпускает?
- Катаюсь я совсем редко. В последний раз это было в США на профессиональном турнире Ice Wars, где я официально распрощалась со статусом любителя. Представляла там сборную мира вместе с Сюрией Бонали. За сборную Америки катались Тара Липински и Николь Бобек. Командой мы проиграли, хотя мой результат оказался лучшим из четырех. В дуэли с Липински победила. Но подобные турниры - не столько соревнования, сколько игра.
- Вы продолжаете кататься из-за денег или для удовлетворения амбиций?
- Даже не знаю, как ответить.
- Изменю вопрос: продолжает ли фигурное катание доставлять вам удовольствие?
- Если честно, я от него порядком устала. Наверное, нужно время, чтобы мне снова понравилось кататься. А может, вообще не стоит продолжать. Для меня ведь на первом месте всегда была спортивная составляющая: соревнования, стресс и все, что с этим связано.
- Другими словами, не сколько сам вид спорта, сколько процесс борьбы за победу?
- Если бы, вместо того чтобы кататься, меня заставили бегать, вряд ли куда добежала бы. Фигурное катание как занятие нравится мне гораздо больше. В том числе и процесс тренировок, когда получалось абсолютно все - даже те элементы, которые я никогда не показывала перед публикой. Но снова начать тренироваться только для себя я не готова. Возможно, просто не настолько фанатична по отношению к фигурному катанию, как те же Белоусова и Протопопов. Хотя и отдала этому виду спорта 25 лет.
- Поэтому и не решаетесь порвать с ним окончательно?
- В данный момент мне гораздо больше хочется найти себя в другой жизни. Чтобы был тот же интерес, «драйв». По отношению к спорту у меня не осталось никаких обид. Знаете, часто бывает, что люди уходят с ощущением, что отдали спорту всю жизнь, а чего-то недополучили. Жаловаться на судьбу мне грех. Не все было гладко, но в целом добилась многого. Проблема в другом. Спорт заставляет постоянно находиться в некоем жизненном режиме. Вне его могут случаться любые беды, горести, но все это исчезает, когда выходишь на лед. На тройные прыжки нельзя заходить с мыслью, что жизнь не удалась. И именно тренировка способна поднять настроение, усилить желание жить дальше. А сейчас у меня этого не стало. Начинаю чересчур много думать, пересматривать какие-то поступки, загружаюсь совершенно ненужной мне информацией... Вот и хочется найти занятие, которое если и не заменит спорт, то станет источником совершенно новых эмоций и задач.
- Пока что вы телекомментатор. Какие чувства оставил у вас финал «Гран-при»?
- Со стороны я смотрю соревнования с большим удовольствием. Понравился Женя Плющенко. Мне показалось, что в этом сезоне он слегка расслабился из-за отсутствия конкуренции. Мы же все максималисты. Если Женя в прошлом году делал два четверных тулупа, то в этом году хочется, чтобы он сделал сальхов и тулуп. Другие каскады. Он ведь может это делать. Спорт - непредсказуемая штука. Пока вроде бы достаточно такого набора прыжков. Но кто знает, вдруг через год-два появится кто-то и начнет делать более сложные элементы?
Лично мне жалко, что перестал выступать Леша Ягудин. Я получала такое удовольствие, когда смотрела, как они с Женей катаются. Совершенно по-разному и оба - просто бесподобно! Меня до сих пор спрашивают, кто из них был лучше. Как объяснить, что их невозможно сравнивать?
- Комментировать состязания женщин вам сложно?
- Напротив, это мой самый любимый вид. Переживаю всегда. Причем за всех. Знаю, как это тяжело, чего стоит выйти на лед при таком количестве публики.
- А ностальгии в такие моменты не возникает?
- Надо же реально смотреть на вещи. Теперь уже каскады 3+3 прыгают. Совсем другое поколение.
- А Слуцкая?
- На ее стороне - колоссальный опыт. Но что будет в Вашингтоне, даже предположить не берусь. С моей точки зрения, Ире дали четко понять, как показал тот же чемпионат Европы, что она уже не является неким неприкосновенным лидером. В прошлом году, уверяю вас, близко никого к ней бы не подпустили. Осознавать такое, когда дело касается тебя, всегда крайне неприятно. Но что поделаешь? Такова жизнь...
2002 год
|