Андрей Букин: «ТРЕНИРОВАТЬ? Я САМ ЕЩЕ НЕ НАКАТАЛСЯ!» |
|
Фото © Александр Вильф
Лозанна. Андрей Букин |
18 января 2002
Накануне оригинального танца я заглянула на тренировочный каток не ради лидеров: один знакомый посоветовал посмотреть на совсем юную итальянскую пару Фредерика Файелла - Массимо Скалли. Фигуристы, сразу обратившие на себя внимание специалистов, действительно привлекали непривычно сложным и четким для дебютантов катанием. Но меня гораздо больше заинтересовала фигура у бортика. Указания спортсменам давал олимпийский чемпион Андрей Букин.
- Как давно вы работаете тренером?
- Скорее, консультантом. Много лет назад мы с Наташей Бестемьяновой помогали известному французскому дуэту Софи Мониотт и Паскалю Лаванши. Тогда я впервые увидел Массимо - он был совсем маленьким мальчиком. А чуть позже его тренер Вальтер Риццо попросил нас поработать с его молодыми парами.
У Риццо и его жены Бьянки под Римом имелась школа, главным спонсором которой был хозяин катка. Им удалось организовать в Италии работу по советской системе, взяв из нее самое лучшее. Главное, что на катке бесплатно могли тренироваться талантливые дети из небогатых семей. В результате из огромного количества фигуристов сложились две хорошие танцевальные пары: Файелла - Лучано Мило и Скалли - Флавия Оттавиани.
Год назад по стечению обстоятельств эти дуэты распались. Массимо даже уезжал в Америку, пробовал тренироваться там, но в итоге вернулся и стал кататься с Фредерикой. В этот момент мы с Наташей и стали работать с ними более серьезно. Тем более что обстоятельства позволяли: наш театр много гастролировал в Италии.
- Работа, судя по всему, вас сильно захватила?
- Необычайно. Ребята настолько талантливы, а главное, обладают такой мощной базой, что способны воплотить любые наши фантазии. В свое время они много и хорошо работали с известным итальянским постановщиком Джузеппе Ареной. Желание правильно двигаться у них в крови.
- Пока ваш дуэт занимает место во втором десятке. Другими словами, по отношению к лидерам вы лицо объективное. Могли бы дать оценку тому, что происходит в «высшем» обществе?
- Много неразберихи в судействе. Изменение правил добавило интриг между тренерами и руководителями команд. С одной стороны, назначение судейской бригады за 45 минут до старта дает определенные преимущества. Но с другой, если раньше внутренние подсчеты, просчеты и попытки договориться велись среди ограниченного количества заранее известных арбитров, то сейчас в этом задействованы все, кто может оказаться в той или иной бригаде. Мне вся эта кухня известна давно. И достаточно было первых дней, чтобы понять, что в танцах по большому счету ничего не изменилось.
- Если бы судьей были вы, как бы распределили лидеров?
- В обязательных танцах поставил бы вперед литовцев Маргариту Дробязко и Повиласа Ванагаса. За ними - вторую российскую пару - Татьяну Навку и Романа Костомарова. Дальше, наверное, болгарский дуэт Албена Денкова и Максим Ставицкий. Ну и не забыл бы своих итальянцев. Прокатались они очень хорошо. Особенно в вальсе.
- Интересный расклад. Лидеры, получается, вам не понравились вовсе?
- Понравились. Но не настолько, чтобы безоговорочно выводить их наверх, как это принято.
- А что можете сказать об оригинальных композициях?
- У Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера очень нравится идея танца. Но не скорость исполнения: слишком медленно. Сложности в танце много, но как следует «выкатать» его ребята, похоже, просто не успели. Хорошо катались на тренировке Ирина Лобачева и Илья Авербух. Но тоже медленно. Очевидно, что лидера в танцах сейчас просто нет. И на сильнейших вовсю - в прямом смысле слова - наезжает молодежь. Это особенно видно на тренировках. Первые пять пар, конечно же, более профессиональны. Знают, как себя вести, как общаться с публикой. Но это слабое преимущество.
- Вы согласны с тем, что судьба медалей в танцах решается на тренировках?
- Безусловно. Хорошей тренировкой можно выиграть очень многое. Все же смотрят - и судьи, и соперники. Почему, собственно, мою итальянскую пару сразу оценили так высоко? Да потому, что ребята приехали в замечательном состоянии, первую же тренировку провели гениально. О них заговорили, стали приходить специально. И судьи поддались тому мнению, которое сложилось с первого взгляда. Хотя, откровенно говоря, программы пока еще «сырые». И сами они не готовы оказаться на столь высоком уровне.
- В чем это выражается?
- Падают в тренировках. А там расслабляться нельзя. Чуть повернул голову в сторону трибун или соперников - потерял равновесие. Скорости-то большие. Если посмотреть на лидеров, они никого, кроме себя, не видят. А те, у кого не хватает опыта, то и дело отвлекаются. Кстати, если говорить о молодых, мне очень понравилась израильская пара. Вторая.
- А первая? Галит Хаит и Сергей Сахновский? Считается, что именно они могут возглавить следующее поколение в танцах на льду.
- Не мой вкус и не мой стиль. Костюмы шикарные. Но под широкими штанинами достаточно хорошо видны невыпрямленные колени и недотянутые носки. Класса нет.
- Почему вы не носите аккредитацию?
- У меня ее нет. Итальянцы забыли вовремя отправить заявку, как и на своего тренера, а в гостевой аккредитации Международный союз конькобежцев мне отказал. Видимо, когда-то я чем-то их обидел. Вот мы и ходим с Рицци по одному пропуску, в котором написано, что Вальтер - представитель Испании. Я и к российскому руководству подходил, но мне ответили, что помочь ничем не могут.
- Не хотите перевести свои тренерские опыты на более постоянную основу?
- Мы же с Наташей пока сами катаемся в театре. А это - хуже любого наркотика.
|