Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2002 - Лозанна (Швейцария)
У ЛОБАЧЕВОЙ И АВЕРБУХА ХОРОШИЕ ШАНСЫ
ПОДНЯТЬСЯ НА ПЬЕДЕСТАЛ В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ
Ирина Лобачева и Илья Авербух
Фото © Александр Вильф
Лозанна. Ирина Лобачева и Илья Авербух

21 января 2002

3 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали завоевали российские фигуристы на завершившимся в Лозанне чемпионате Европы. Мария Бутырская, Ирина Слуцкая и Виктория Волчкова заняли весь пьедестал в женском одиночном катании, а чемпионы страны Ирина Лобачева и Илья Авербух стали бронзовыми призерами в танцах.

Удивительно, но танцевальный турнир, который обычно на любых соревнованиях вызывает столько страстей и жалоб на судьбу, что его участники порой называют Kiss and Cry Comer-уголок, где они дожидаются оценок, - «Стеной плача», прошел в Лозанне на редкость спокойно. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера вернули себе звание лучших в Европе, обыграв итальянцев Барбару Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, а Ирина Лобачева и Илья Авербух вновь, как и год назад, получили бронзу.

Но со стороны казалось, что все они радовались этому не столь бурно, как могли бы. Наверняка отдавая себе отчет в том, что результаты первенства континента не дают никакой гарантии на аналогичный расклад в олимпийском Солт-Лейк-Сити. Как тут не вспомнить слова Татьяны Тарасовой, сказанные после оригинального танца:

- Приятно, что наконец в танцах все поняли: медали даются не пожизненно. Так в прошлом году посчитали итальянцы, и это отчасти стало причиной их поражения в Китченере. Так посчитала и Анисина, когда они с Гвендалем выиграли чемпионат мира два года назад. Медаль - не орден, за нее надо каждый раз драться.

Танцы все-таки непредсказуемый вид фигурного катания. Многочисленные попытки ввести какие-то критерии, чтобы облегчить арбитрам нелегкую задачу расставить конкурентов по своим местам, плодов не приносят. Год назад руководители танцевального техкома Международного союза конькобежцев специально попросили собраться после чемпионата мира всех танцевальных тренеров и высказали пожелания: ставить в олимпийском сезоне танцевальные, а не театрально-драматические композиции. Просьба не возымела действия. Анисина и Пейзера взяли для своей произвольной программы проповедь Мартина Лютера Кинга, положенную на музыку, а Лобачева и Авербух создали нечто, посвященное трагедии 11 сентября.

С технической точки зрения программы удались обоим дуэтам. Особенно российскому. Если бы Ирине и Илье добавить в свое катание скорости, их можно было бы не задумываясь ставить на первое место. Не потому, что они выглядели лучше остальных, а потому, что не хуже. Точно так же, как Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, не попавшие в призеры, не были слабее тех, кому проиграли. Возможно, литовскому дуэту просто не повезло с программой, которая уступала по впечатлению прошлогодней. А в танцах, чтобы выигрывать, надо прежде всего удивлять. Из первых пяти пар это не удалось никому.

А вот среди следующей волны танцоров в Лозанне замелькали звездочки. Прежде всего так можно сказать о болгарском дуэте Албена Денкова/Максим Ставицкий, который ни в чем не уступал тем, кто оказался впереди - особенно хорош был их произвольный танец, а в скорости и качестве катания даже превосходили призеров.

То же самое относится и ко второй российской паре Татьяна Навка/Роман Костомаров, с которыми работает муж партнерши вице-чемпион Игр в Лиллехаммере Александр Жулин. Беда Навки в одном: она слишком хорошо катается. Настолько, что это высвечивает все недостатки того, кто рядом. Единственным по-настоящему достойным с технической точки зрения партнером для Татьяны был Самвел Гезалян, с которым она занималась у выдающегося знатока танцевальной техники Натальи Дубовой. С Гезаляном еще в 95-м Татьяна стала четвертой на чемпионате Европы и седьмой на чемпионате мира. Но дуэт распался, и после этого начался затяжной период поиска и смены партнеров. Два года назад Таня родила ребенка и снова вернулась в танцы. Достижением прошлого сезона стало 9-е место на первенстве континента, в этом году Татьяна и Роман стали седьмыми, но не исключено, что их вот-вот начнут подпирать те, кто моложе на целое спортивное поколение. Например, итальянцы Фредерика Файелла и Массимо Скалли, дебютировавшие в Лозанне, как и работающий с ними олимпийский чемпион Андрей Букин, и сразу ставшие 11-ми.

Что же касается олимпийского турнира, ясно одно: какая-то медаль должна достаться победителям финала «Гран-при» канадцам Шэ-Линн Бурн и Виктору Краатцу. Но это вовсе не значит, что российский дуэт должен обязательно вылететь из тройки. Шансы на вылет у всех равные. Как, впрочем, и на золото. Если допустить, конечно, что судейство олимпийского танцевального турнира в кои-то веки будет объективным.

Виктория Волчкова
Фото © Александр Вильф
Лозанна. Виктория Волчкова

ПОБЕДИТЬ МОГЛА И ВОЛЧКОВА

В соревнованиях женщин с первого дня, казалось, делалось все, чтобы 4-кратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая украсила свой послужной список пятым титулом. В этом случае она сравнялась бы с француженкой Сюрией Бонали и голландкой Сьоке Дийкстрой, получив возможность через год встать в один ряд с легендарными Катариной Витт и Соней Хени - 6-кратными чемпионками Европы. Во всяком случае, первое место в квалификации, отданное Слуцкой арбитрами, расценивалось именно как аванс и нежелание лишать спортсменку тех баллов, которые могут сыграть роль в дальнейшем.

Дело в том, что раньше, когда квалификационных турниров не было, за победу в короткой программе давали 0,5, а в произвольной - 1,0. Соответственно чемпионом тех или иных соревнований становился фигурист, выигрывающий произвольное катание при условии, что в короткой программе он не откатывался далее 3-го места. Сейчас же ситуация изменилась. Место, занятое в квалификации, дает 20 процентов результата (если выражать это в баллах, стоимость первой позиции - 0,4), в короткой программе - 30 (0,6), а в произвольной - 50 (1,0).

Но Слуцкая сама насоздавала себе проблем на ровном месте. Допустила в короткой композиции ряд ошибок, наиболее серьезной из которых было падение в тройном флипе. Больше всех ошарашена этим была сама фигуристка, поскольку флип всегда был для нее разминочным прыжком, который Ирина совершенно безошибочно могла выполнять в любом состоянии и в любое время суток. В результате она заняла 3-е место, проиграв Марии Бутырской и Виктории Волчковой, и с суммой 2,2 могла рассчитывать на победу лишь в том случае, если Бутырская проиграет произвольный прокат не только ей, но и кому-то еще.

Этого не произошло. Слуцкой удалось победить в финале, хотя и не без труда. В первом же каскаде тройной лутц - двойной риттбергер она ограничилась лишь первым прыжком, сразу сделала заход на комбинацию из тройных сальхова и риттбергера и, уже приземлившись после второго элемента, вдруг упала.

Бутырская выглядела гораздо увереннее, но лишь в первой половине программы. Блестяще сделала тройной флип, затем два каскада, в том числе с тройным лутцем, а потом испортила сразу три прыжка - лутц, тулуп и аксель в два с половиной оборота. Если бы Волчкова, выступавшая после основных соперниц, прокаталась так, как в квалификационном турнире, победа в произвольной была бы ей гарантирована. Более того, она бы выиграла и весь чемпионат. Но тоже не получилось. Викторию, как и Марию, подвел лутц, закончившийся падением, потом она «сдвоила» тройной флип, затем сумела его удачно выполнить, но этого хватило лишь для бронзы. Бутырская же, как накануне Ягудин, стала 3-кратной чемпионкой Европы.

И точно так же, как во все предыдущие дни, было очевидно, что падения, ошибки и упущенные возможности никого в Лозанне по-настоящему не волнуют. Потому что все мысли заняты уже совсем другими соревнованиями - Олимпийскими играми. Даже Слуцкая, обычно очень болезненно реагирующая на поражения, на этот раз была спокойна, жизнерадостна и с явным наслаждением щеголяла прекрасным английским языком:

- Мои ошибки больше всего удивили меня. Мы так много работали с тренером, что даже сейчас я чувствую большую уверенность в том, что на Олимпийских играх все будет в порядке. А что касается поражения... Знаете, я уже четырежды выигрывала чемпионат Европы, и, наверное, надо смириться с тем, что побеждать все время невозможно. Бывают подъемы, бывают спады. Причем не у меня одной. Поэтому самое правильное - верить в то, что, если много работаешь, результат обязательно должен быть. Не может не быть. Зато теперь у меня есть все три медали: золото, серебро и бронза.

На вопрос, что фигуристка собирается делать с подаренным болельщиками громадным плюшевым медведем, Ирина рассмеялась:

- У меня уже три таких дома живут, этот четвертый. Есть еще огромный слон. И пальма, вокруг которой все они сидят.

Уже покидая зал, Слуцкая на секунду задержалась у выхода и почти шепотом очень серьезно сказала: «Я знаю, что в Солт-Лейк-Сити все будет в порядке. Я для этого работаю. Очень много. И меня Бог не сможет обидеть».

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru