ШЕСТЬ СУДЕЙ ПРЕДПОЧЛИ ЯГУДИНА, ТРИ – АБТА |
|
Фото © Александр Вильф
Лозанна. Алексей Ягудин и Татьяна Тарасова |
19 января 2002
Ягудин - трехкратный чемпион мира, и потому легко предположить, что европейское золото для него - не самая заветная награда. Но и умалять значение этой победы не стоит, тем более что она - третья.
Фигуристов, способных похвастаться таким набором европейских титулов, за последние 25 лет было всего трое. Четыре раза чемпионом континента становился Александр Фадеев. По три раза побеждали Ян Хоффман и Виктор Петренко. Тогда как олимпийские чемпионы Алексей Урманов и Илья Кулик становились лучшими лишь по разу.
Конечно же, можно скептически хмыкнуть: мол, победа победе рознь. Далеко не всегда чемпион демонстрирует действительно безукоризненное катание. Ошибался в Лозанне и Ягудин.
Но ведь, по сути, он соревновался не с соперниками. Если бы золото было самоцелью, то, согласитесь, логично было бы не включать в программу максимально сложный набор элементов, ограничившись тем, что получается наиболее стабильно. Не сделав этого, Ягудин тем самым показал, что в этом сезоне его интересует совсем другой титул, олимпийский.
При этом вряд ли кто-то мог предположить, сколь непредсказуемым образом начнут развиваться события в финале мужского турнира. До него победа Ягудина казалась предрешенной. Не только потому, что в Лозанне отсутствовал его главный соперник Евгений Плющенко. Сильное впечатление производили и заключительные тренировки, где фигурист стабильно и легко выполнял прыжки в четыре оборота как по отдельности, так и в каскадах.
Не стала исключением и предфинальная разминка. Но затем что-то вдруг разладилось. В конце первой же диагонали в программе Ягудина значился каскад из четверного и тройного тулупов и тройного риттбергера. Первый прыжок не получился, и, хотя спортсмен не упал, а просто подставил на приземлении вторую ногу, о каскаде пришлось забыть.
Второй четверной прыжок (меньше чем через минуту после первого) удался прекрасно. Но в середине программы Ягудина подстерегала еще одна неприятность в виде тройного риттбергера, который получился двойным. Это крайне разозлило Алексея, уже справившегося с наиболее сложной частью программы, где помимо четверных он исполнил два каскада с прыжками в три с половиной оборота, и вместо того, чтобы выкинуть неудавшийся тройной из головы, он начал за ним «гоняться». Попробовал прыгнуть риттбергер еще раз - и снова прыжок получился двойным.
И все же в целом программу никак нельзя было назвать неудачной. Разочарование публики объяснялось скорее неоправдавшимся ожиданием шедевра. После того как Ягудин фантастически выразительно и абсолютно безошибочно откатался в короткой программе, казалось, что его выступление в финале должно стать не менее ярким событием чемпионата.
По-настоящему интригующие события начались, когда слегка расстроенный собственным прокатом Ягудин покинул зал. Юный швейцарец Стефан Ламбьель катался настолько чисто, технично и азартно, что заворожил всех. Полный набор тройных прыжков сочетался с богатым набором совершенно невероятных вращении, которые украсили бы не только мужское, но и женское выступление. Поневоле вспомнилась Натали Криг - швейцарка, за свои вращения занесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Криг, правда, совершенно не умела прыгать. Ламбьель же не смазал ни единого приземления.
По реакции вставшего в едином порыве зала несложно было понять: только что состоялось рождение нового национального героя. Медаль, правда, фигуристу не досталась. Может быть, судьи не рискнули поднять оценки, посчитав очень легкую по восприятию программу слишком юниорской. Или же сказалось то, что Стефан не сделал ни одного каскада. А может (как это часто бывает в фигурном катании) , сочли недостаточным возраст.
Следующее потрясение, причем куда более сильное, ждало зал через считанные минуты, когда на лед вышел Александр Абт. В свое время, когда все поколение нынешних 20-летних только начинало кататься, Александра называли куда более перспективным и талантливым фигуристом, чем Ягудин, Плющенко и олимпийский чемпион Нагано Илья Кулик вместе взятые. Но подвело здоровье. Не проходило сезона, чтобы на Абта не свалилась какая-нибудь напасть в виде травмы или болезни. Это измотало спортсмена до такой степени, что он все чаще начал поговаривать об уходе.
Несмотря на замечательное выступление вице-чемпиона России в квалификационном турнире, мало кому верилось, что он сумеет сделать нечто подобное в финале. Слишком уж крепко за годы выступлений приклеилась к Абту репутация неудачника.
Тем ошеломительнее оказалось впечатление. Александр очень легко сделал каскад с четверным и двойным прыжками, затем еще один - из прыжков в три с половиной и три оборота, ну и дополнил набор всеми тройными в отдельности. Так он не катался ни разу в своей 25-летней жизни. За последние годы так вообще мало кто катался: в современных произвольных мужских программах должно быть так много прыжков, что даже при очень хорошем исполнении хоть одно приземление, но все равно оказывается шероховатым. У Абта не оказалось ни единого. А это означало, что золотая медаль, хозяин которой, казалось бы, заведомо известен, может без труда уплыть совсем в другие руки.
Ягудин победил шестью голосами против трех. Сама по себе ситуация породила массу разговоров о том, так ли уж справедливо досталась трехкратному чемпиону мира золотая медаль европейского первенства. На пресс-конференции Ягудин ничуть не пытался представить свое выступление в более выгодном ракурсе. Сказал лишь: «Прекрасно понимаю, что Олимпийские игры с таким выступлением не выиграть. Но здесь ведь не Олимпийские игры. Я ни разу не упал и, если разобраться, не сделал лишь риттбергер. Не потому, что у меня проблемы с этим прыжком. Все, кто видел, как я прыгал его на тренировках, знают, что это действительно так».
Обсуждать судейские решения в фигурном катании - занятие неблагодарное. И вряд ли стоит это делать сейчас. Технически Абт выглядел ничуть не слабее соперника. Но он и получил за технику более высокие баллы, которых, к слову, не получал никогда в жизни. В то же время, с точки зрения постановки программа Ягудина, безусловно, оказалась интереснее и разнообразнее, чем у кого-либо другого. Что и отразила вторая оценка.
Что же касается восприятия выступления чемпиона в целом, то будем честны: осадок разочарования остался у зрителей не потому, что Алексей допускал ошибки. А потому, что он не оправдал изначально завышенных ожиданий. Но это - спорт.
Редкий случай, но обсуждения судейских действий в танцах, после проката оригинальных композиций, почти не было. Экс-чемпионы мира Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, уступившие год назад итальянцам Барбаре Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, напомнили всем прочим соискателям наград старую добрую истину: «Хочешь побеждать - будь сильнее на голову». Именно таким - на голову сильнее - оказалось фламенко французского дуэта.
Поражение на чемпионате мира-2001 в Ванкувере стало для фигуристов большим ударом. Поэтому к олимпийскому сезону танцоры готовились как никогда серьезно. Хотя оригинальный танец сложился у них благодаря стечению множества обстоятельств.
Совершенно случайно выяснилось, что дальняя родственница Анисиной в Биаритце соседствует с человеком, чей сын танцует в испанской опере. И является большим поклонником танцев на льду в целом и Анисиной в частности. Танцовщик предложил помощь. А в ходе работы в подготовку танца включилась уже почти вся труппа.
Говорят, когда Анисина, уже овладев всеми нюансами старинного испанского танца, исполняла его на паркете, очевидцы рыдали от восторга и наперебой предлагали фигуристке сменить лед на сцену. В Лозанне стало очевидно, что восторги и комплименты были небезосновательны. Танец превратился в шедевр. Если к чему и можно было придраться во время выступления, так это к длине анисинской юбки, периодически скрывавшей ноги и позволявшей лишь догадываться, насколько изумительно фигуристка владеет техникой конька.
Выступления остальных сильнейших пар тоже выглядели достойно. Фузар-Поли и Маргальо сильно улучшили свою композицию после того, как в декабре проиграли с ней финал «Гран-при» в Китченере. Тяжелее всех пришлось, пожалуй, Ирине Лобачевой и Илье Авербуху, занявшим в итоге третье место (скорость катания не была высокой, но ее полностью компенсировала сложность танца). В начале сезона Ирина и Илья потеряли много времени из-за травмы партнерши, лишились возможности попасть в финал «Гран-при», так что первым стартом был чемпионат России. Соответственно заведомо проигрывали соперникам, успевшим «вкатать» собственные композиции до автоматизма.
Говорят, что по этой причине фигуристы подумывали о том, чтобы не выступать на чемпионате Европы вообще, и приехали в Лозанну лишь по настоянию президента Федерации фигурного катания России. Если бы не приехали, проблем могло бы возникнуть множество. Начиная с того, что на следующем чемпионате представительство российских танцоров оказалось бы заведомо минимальным.
|