Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2002 - Лозанна (Швейцария)
ПЛЮЩЕНКО ГОТОВИТ БОМБУ, А СУДЬИ ПОКАЗЫВАЮТ ФОКУСЫ
Алексей Ягудин
Фото © Александр Вильф,
Лозанна. Алексей Ягудин

17 января 2002

Увидеть столь раскованное и филигранное катание, какое Алексей Ягудин продемонстрировал в короткой программе, думаю, не ожидал никто. Не секрет ведь, что чем больше у спортсмена титулов, тем сложнее вдохновить его на выступление во второстепенном турнире. А этот чемпионат Европы, думаю, стал для фигуриста именно таковым. Прежде всего из-за отсутствия по-настоящему серьезной конкуренции, какую Ягудину неизменно обеспечивал Евгений Плющенко.

Многолетнее соперничество двух россиян идеально характеризует поговорка: «Вместе тесно, врозь пресно». Безусловной кульминацией прошедшей части сезона стало выступление Плющенко и Ягудина в финале «Гран-при» в Китченере. Свидетели той борьбы утверждают: наблюдая за их выступлениями, оставалось лишь сожалеть, что золотая медаль - одна. Настолько хороши были и Алексей, и Евгений.

Но именно в Китченере Плющенко и его тренер Алексей Мишин окончательно поняли: произвольная программа не удалась. И решились на ее срочную замену.

О том, что Евгений , отказавшийся приехать в Лозанну, ставит сейчас в Петербурге «Кармен», стало известно в первый день чемпионата. Тогда же журналисты отметили, что если Евгению удастся победить в Солт-Лейк-Сити с абсолютно новой, нигде до этого не обкатанной композицией, то это будет первым таким случаем в истории. Добавлю: не потому, что никто не рисковал менять программы за считанные недели до Олимпийских игр. Пробовали. Но никогда эти замены не приносили желаемого результата.

Отчаянно смелая, если не сказать - авантюрная, задумка Мишина и Плющенко, безусловно, заслуживает уважения. Но у нее есть и изъян: с точки зрения арбитров, смена программы почти всегда означает признание собственного промаха. И часто бывает наказуема. Достаточно вспомнить выступление в олимпийском Лиллехаммере наших танцоров Майи Усовой и Александра Жулина. Неудачная произвольная постановка и ее замена накануне Игр стоили им золота.

Надежда на эффект внезапности, то есть на то, что все будут потрясены невиданной дотоле композицией, тоже кажется спорной: назвать свежей тему «Кармен» в фигурном катании не рискнет даже дилетант.

Интересно, что для президента Федерации фигурного катания России Валентина Писеева намерение Плющенко поменять программу явилось полным сюрпризом. Кое-кто посчитал информацию просто уткой, запущенной с целью дополнительно подогреть интерес к отсутствующему чемпиону мира. Однако представитель питерской фирмы «Реcт», которая шьет платья и костюмы для многих знаменитых фигуристов, подтвердил: костюм для «Кармен» был заказан и уже готов.

После телефонного звонка Писеева в Питер выяснилось окончательно: программа, с которой Плющенко намерен выступать в Солт-Лейк-Сити, действительно будет новой. И действительно «Кармен».

Отсутствие Плющенко никак не сказалось на уровне выступлений. Разве что после квалификации, в которой Ягудин был недостаточно выразителен, кое-кто подумал, что друг без друга Алексей и Евгений просто не способны кататься в полную силу. Но квалификация - мероприятие специфическое. Не более чем тренировка. Поэтому Ягудин и выбрал для нее более простую прошлогоднюю произвольную композицию «Гладиатор».

Новая же короткая программа «Зима», комплименты в адрес которой раздавались еще до выхода Ягудина на лед, произвела в Лозанне невероятно сильный эффект. Дело не только в безупречном выполнении всех обязательных элементов, включая каскад из четверного и тройного прыжков. По лицу фигуриста было видно, что он наслаждается каждой секундой, проведенной на льду. А в этом случае становится уже не важно, как выступают соперники.

Второй результат показал Александр Абт. А вот третьим, ко всеобщему недоумению, оказался француз Брайан Жубер, который еще год назад на чемпионате своей страны сумел занять лишь 14-е место.

Впрочем, удивлению, вызванному решением арбитров относительно француза, в среду утром было суждено развиться до гипертрофированного. На этот раз судьи превзошли самих себя. В группе «A» женской квалификации они вывели в лидеры 4-кратную чемпионку Европы Ирину Слуцкую. Свою роль, видимо, сыграли титулы. Ничем другим объяснить такую оценку программы, в которой были вчистую провалены 3 прыжка (вместо тройного лутца Слуцкая прыгнула «бабочку», затем сорвала риттбергер и, наконец, шлепнулась на лед после двойного акселя) я не берусь.

Результат казался абсурдным вдвойне еще и потому, что перед Слуцкой великолепно, без единой ошибки прокатала свою произвольную композицию Виктория Волчкова. Благодаря сотрудничеству с хореографом Еленой Матвеевой, давно и хорошо известной в фигурном катании своими постановками, Вика заметно изменилась. Стала более стабильной, более женственной. Но оказалась позади.

Свой безобразный прокат Слуцкая объяснила опозданием на автобус, в результате чего на каток она попала лишь за 25 минут до начала выступления и не успела толком размяться. При этом фигуристка не выглядела расстроенной. Впрочем, и причины не было: задачу-минимум - выступить в квалификации с лучшим результатом - она решила, не прилагая к этому никаких усилий.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru