|
Фото © Александр Вильф,
Лозанна. Ирина Лобачева и Илья Авербух |
14 января 2002
Мы уже успели привыкнуть к тому что предварительный олимпийский расклад во многом становится ясен за две недели до начала главного турнира четырехлетия . Непривычно другое: не так часто лидеры мирового фигурного катания отказывались от выступлений на европейском уровне ради того, чтобы более полно сфокусироваться на основной задаче.
Так чемпион мира Евгений Плющенко и экс-чемпионы мира в парном катании Елена Бережная и Антон Сихарулидзе решили не приезжать в Лозанну. И тем самым зародили в душах болельщиков легкое сомнение: а будет ли первенство континента таким же интересным, как в предыдущие олимпийские годы?
Вне всякого сомнения - да. Несколько лет назад, размышляя о фигурном катании в целом и о своих учениках в частности, Алексей Мишин сказал: «Когда я ставлю программу, то думаю прежде всего о том, чтобы она была достаточно сложной и мой спортсмен мог с ней победить. Достаточно удобной, чтобы он мог выполнить все задуманное и победить. Она должна нравиться судьям настолько, чтобы он опять же мог победить. Все остальное второстепенно».
Формулировка вполне применима к работе любого профессионального тренера, но в олимпийском сезоне я бы немножко ее изменила. Потому что раз в четыре года меняется цель. Сильнейшие спортсмены и их наставники делают все, чтобы не просто победить, а выиграть Олимпиаду. Все промежуточные соревнования становятся лишь этапом подготовки к этому.
Поясню на примере: чтобы стать чемпионом Европы в отсутствие главного соперника, Алексею Ягудину совершенно ни к чему лезть из кожи вон и оставлять в произвольной программе оба четверных прыжка. Достаточно просто спокойно и стабильно откатать удобный для себя вариант композиции. Однако я почти уверена, что такой путь избран не будет. Потому что старт в Лозанне - последняя возможность проверить модель олимпийского выступления, когда для победы потребуется напряжение всех сил. Еще раз почувствовать, на какой скорости можно позволить себе кататься и получается ли сохранить эту скорость до конца. Если спортсмен уже набрал форму, то соревнования дадут ему в десять раз больше, чем самые напряженные тренировки. Тренеру же они в гораздо большей степени позволяют заметить все мелкие нестыковки и неполадки, которые еще есть время устранить.
Впрочем, Ягудину в какой-то степени повезло: если для него чемпионат Европы должен стать просто полигоном для оттачивания собственной «военной» мощи, то в женском турнире и у пар конкуренция сохраняется нешуточная. Особенно во втором виде. В соперничество Марии Петровой - Алексея Тихонова и Татьяны Тотьмяниной - Максима Маринина могут вклиниться и французы Сара Абитболь - Стефан Бернади, и поляки Дорота Загорска - Мариуш Сьюдек. Парное катание - не танцы. Как пошутил однажды кто-то из известных специалистов, нет смысла даже пытаться заранее заручиться поддержкой кого-то из судей, потому что никогда не знаешь, упадут твои спортсмены или нет.
Все четыре пары давно и хорошо известны, достаточно стабильны, не первый год соревнуются между собой. И все же темными лошадками я бы назвала Тотьмянину и Маринина. Выступая на двух предыдущих европейских чемпионатах, они получали за произвольные прокаты явно заниженные оценки. С точки зрения негласных правил фигурного катания ничего странного в этом не было: заведомыми лидерами оказывались Бережная - Сихарулидзе, их главными оппонентами - Петрова - Тихонов. Третью же позицию следовало отдать кому-либо из иностранцев. Вот и получалось, что Татьяну с Максимом частенько просто приносили в жертву. Тем не менее они выросли в изящный, мгновенно узнаваемый на льду дуэт. Что же касается умения соревноваться, то это качество и должно в полной мере проявиться в Лозанне. Получается, конкуренция тоже на руку. Всегда ведь лучше заранее (я снова об Олимпиаде) почувствовать, на что ты способен. А не способен - что ж, найдутся другие. Спорт - жестокая штука.
О женщинах, пожалуй, умолчу. Учитывая в большей степени мужской контингент читателей «СЭ», остановлюсь на том, что этот вид программы стоит просто посмотреть, принимая результаты постфактум. Свои поклонники есть и у Ирины Слуцкой, и у Марии Бутырской, и у Виктории Волчковой. Но победа в любом случае будет нашей.
А вот танцы вполне могут стать гвоздем программы. Если бы не итоги недавнего финала «Гран-при», вполне можно было бы спрогнозировать результаты заранее, расставив на пьедестале чемпионов мира итальянцев Барбару Фузар Поли - Маурицио Маргальо, экс-чемпионов мира Марину Анисину - Гвендаля Пейзера и чемпионов России Ирину Лобачеву и Илью Авербуха. Но финал перевернул все представления о логике. То ли на судей (причем на всех сразу) тогда нашло временное помрачение, то ли наконец созрели плоды той борьбы с предсказуемым судейством, которую затеял президент ИСУ Оттавио Чинкванта.
Я не о поражении фаворитов в Китченере. И даже не о победе канадцев Шэ-Линн Бурн - Виктора Краатца. А об оценках, полученных Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом. Еще год назад считалось, что такого в танцах не может быть. Но случилось: литовцам, которых специалисты вот уже второй сезон не называли претендентами на призовые места, удалось обыграть чемпионов мира. Если допустить, что в танцах все может быть по справедливости, а не по заведомо определенной иерархии, то на пьедестале в Лозанне в совершенно непредсказуемом порядке может оказаться любой из 4, а то и из 5, включая Галит Хаит и Сергея Сахновского из Израиля, дуэтов. Короче, скучно не будет ни арбитрам, ни зрителям.
Впрочем, почему-то мне кажется, что будут и другие сюрпризы. Чемпионаты Европы в олимпийских сезонах имеют обыкновение быть совершенно непредсказуемыми.
|