Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Фигурное катание - Чемпионат мира среди профессионалов 2001 - Вашингтон (США)
ШОУ В ВАШИНГТОНЕ СПАСЛИ РУССКИЕ
Анжелика Крылова - Олег Овсянников
Фото © Александр Вильф
на снимке Анжелика Крылова и Олег Овсянников

10 декабря 2001

Два дня состязаний сильнейших профессиональных фигуристов мира определили лучших, и в трех видах из четырех ими стали россияне. Оксана Казакова и Артур Дмитриев - в парном катании, Илья Кулик - в одиночном мужском турнире, Анжелика Крылова и Олег Овсянников - в танцах. У женщин впервые за многие годы профессиональных выступлений без золота осталась олимпийская чемпионка Кристи Ямагучи. Ее обошла Юка Сато.

КОРОЛЕВСТВО БЕЗ КОРОЛЯ

Почти тридцать лет чемпионат мира среди профессионалов считался наиболее престижным турниром для всех, кто оставил любительский спорт. Собственно, так он и задумывался. Олимпийский чемпион и многократный чемпион мира Дик Баттон блестяще реализовал мечту многих фигуристов, покидающих любительские арены: оставаться на льду до тех пор, пока тебя любят и пока сам ты чувствуешь силы и желание бороться за право называться сильнейшим.

Благодаря Баттону через профессиональные чемпионаты прошли многие легендарные фигуристы. Одних он приглашал сам, другим ставил жесткие условия отбора. Количество выступающих всегда было лимитировано (не более шести участников в каждом из видов программы), но при этом американцу блестяще удавалось подбирать составы.

Деньги, которые Баттон платил своим чемпионам и призерам, всегда были немалыми, но никогда не считались главной приманкой. Ветеранам приглашение в Вашингтон прежде всего давало уверенность в том, что они по-прежнему конкурентоспособны, а значит - молоды. Фигуристам помоложе (в том числе и тем, кто не сумел полностью реализовать себя на любительском льду) американец предоставлял великолепную возможность сделать себе имя и соответственно обеспечить профессиональное будущее более высокого порядка. Наиболее яркий пример - двукратные победители баттоновских чемпионатов в парном катании Елена Леонова и Андрей Хвалько, которые до дебюта в Вашингтоне цеплялись за любую работу, выступая во второразрядных ледовых шоу.

Впрочем, такие примеры единичны: Баттон никогда не был альтруистом. Даже протягивая руку помощи (в частности, Екатерине Гордеевой, которую Дик после смерти ее мужа и партнера Сергея Гринькова пригласил к себе как одиночницу), он всегда безошибочно угадывал, что именно хотят видеть зрители. А значит - действовал в интересах собственного бизнеса.

Говорят, именно Баттон в свое время поставил телевидению условие: никогда не транслировать чемпионат в прямом эфире. В результате даже в дни тренировок публика валила на каток с цветами и подарками для фигуристов. С тем, что происходило на трибунах в дни выступлений, большинство хоккейных матчей рядом не стояло. И сложно описать словами тот ажиотаж, с каким толпы болельщиков осаждали огромный холл главного отеля Вашингтона Grand Hyatt , а также все подступы к зданию в надежде сфотографироваться, получить автограф, прикоснуться к кумирам или хотя бы взглянуть на них издалека.

Все это радовало 70-летнего Баттона, как мальчишку. Надо было видеть, с каким упоением в день очередной премьеры он менял потертые джинсы на смокинг, с каким видом, периодически поправляя элегантную черную «бабочку», поднимался на трибуну, как гордо брал микрофон и поворачивался с традиционным приветствием к зрителям, сколь искренние, полные любви и восхищения слова находил для судей и фигуристов...

Однако при всей своей гениальности и предприимчивости бизнесменом Баттон оказался плохим. Год назад он привлек к проведению чемпионата новых спонсоров. А чуть позже по ряду личных причин решил продать свою компанию Candid Productions , которая официально занималась организацией многих профессиональных турниров, включая чемпионат в Вашингтоне, партнеру по бизнесу - фирме SFX .

Кто знает, возможно, именно с этого момента Фортуна решила прервать контракт с легендарным экс-фигуристом. У SFX дела не заладились, и турнир перешел к IMG . Пока это происходило, Дик согласился тряхнуть стариной в одном из шоу-проектов и сам надел коньки. Выполняя простенький одинарный аксель, не удержался на ногах и упал, ударившись головой об лед. Дальше были два месяца комы. А придя в себя, Баттон узнал о том, что вместе с продажей фирмы лишился возможности проводить чемпионат в Вашингтоне. Попытки решить дело в свою пользу через суд успехом не увенчались. Торговую марку «Профессиональный чемпионат мира» Баттон сохранил. Но право проводить 7-8 декабря соревнования фигуристов на льду вашингтонского MCI Center перешло к другим.

Собственно, новые владельцы совершенно не пытались претендовать на то, чтобы сохранить турниру статус мирового чемпионата. Они и так получили предельно раскрученное с точки зрения популярности и рекламы мероприятие. А с точки зрения чистого бизнеса было гораздо выгоднее позаботиться о пересмотре более глобальных вещей. Например, вопроса о телевизионном показе соревнований (официальное название которых получилось достаточно уклончивым - Skaters Championships ) в прямом эфире.

Вряд ли тогда кому приходило в голову, что это будут уже совсем другие соревнования. Из живого, созданного и выпестованного Баттоном существа ушла душа.

КУЛИК ПОТРЯС СОПЕРНИКОВ

На первый взгляд, изменилось немногое. По-прежнему представительным остался состав участников. Однако из прошлогодних чемпионов в списке значилась лишь олимпийская чемпионка Кристи Ямагучи. Отсутствие остальных чемпионов мира-2000 не то чтобы придавало турниру «вторую свежесть», но вызывало легкое сожаление: всегда ведь хочется понаблюдать за попытками большинства свергнуть официально коронованных звезд и за попытками последних сохранить за собой трон.

Вопреки информации о полностью проданных билетах свободных мест на трибунах в первый же день турнира оказалось гораздо больше, чем занятых. Фигуристы старались вовсю, но отсутствие публики морально придавливало и их.

Те, кто не пришел, кстати, прогадали. Уровень выступлений лидеров в технической программе в пятницу во всех без исключения видах оказался предельно высоким. Тон задали олимпийские чемпионы Нагано в парном катании Оксана Казакова и Артур Дмитриев. По существу, им было не с кем конкурировать. Ведущая американская пара Дженни Мено и Тодд Сэнд ничуть не изменились со времен пребывания в любительском спорте, где они однажды становились вице-чемпионами мира. Демонстрировали мягкое, лиричное катание без особого накала страстей и эмоций, идеальное для семейного просмотра под домашний ужин. Гораздо веселее было наблюдать за выступлением известной в прошлом одиночницы Юки Сато с Джейсоном Дангжаном. Фигуристке удалось блистательно овладеть многими парными элементами, но на протяжении выступления многих не покидало чувство, что гораздо лучше Юка справилась бы с композицией, катаясь одна: слишком много проколов допускал на льду ее партнер. Что, собственно, подтвердило поистине блистательное выступление японки с сольным номером в женском турнире.

Зато в мужской группе борьба за лидерство развернулась не на шутку.

Многие годы, вплоть до 94-го, главным недостатком профессиональных чемпионатов был переизбыток театральной драматургии, которой откровенно мешали элементы повышенной сложности. Допуск профессионалов на Олимпийские игры-94 резко изменил ситуацию. Ветераны (даже такие замшелые, как чемпионы Игр-88 Брайан Бойтано и Катарина Витт) стали спешно вспоминать былые спортивные навыки и, даже потерпев неудачу в Лиллехаммере, на самом деле выиграли - приобрели совершенно другие физические кондиции. Да и Баттон, видя, что соревновательный пыл «стариков» вовсе не угас, стал все чаще приглашать на свои чемпионаты в качестве возмутителей спокойствия тех, кто только оставил любительский лед.

С этой точки зрения дебют на профессиональном чемпионате в позапрошлом году олимпийского чемпиона Нагано Ильи Кулика оказался обескураживающим. Отказавшись от большинства прыжков, спортсмен заметил, что слишком устал от спорта и хочет просто покататься в свое удовольствие.

Картина повторилась и год спустя. Илья придумал себе замечательную композицию в стиле брейк-данса, но прыжков в ней тоже не было. Фигурист тогда объяснил это тем, что в зале было достаточно темно (произвольные программы на профессиональных чемпионатах исполняются, как правило, при так называемом театральном свете) и сложные прыжки могли закончиться травмой.

Сколь же сильным было потрясение соперников, когда уже на тренировках Кулик стал играючи - с вылетом выше уровня бортика - выполнять прыжки в три оборота, а в технической программе (той самой, что принесла ему победу в олимпийском Нагано) не пошатнулся ни в одном из семи тройных, включая наиболее сложный аксель. После подобной заявки оставшимся участникам не оставалось ничего, кроме как идти ва-банк - пытаться выжать из себя максимум сложности. В какой-то мере это удалось неоднократному чемпиону мира канадцу Курту Браунингу, но и только. Двукратный вице-чемпион Олимпийских игр Брайан Орсер не мог тягаться ни с Куликом, ни с Браунингом в силу возрастной потери квалификации, а бронзовый призер Игр в Лиллехаммере и Нагано француз Филипп Канделоро после парочки безуспешных попыток что-то прыгнуть сосредоточился на художественной стороне собственного образа - то ли бомжа, то ли борца с сибирской язвой (на льду валялся почтовый пакет, из которого Филипп периодически пытался что-то вытрясти и поджечь, добывая виртуальный огонь трением).

Англичанин Стивен Казенс и вовсе не произвел впечатления. Его имя упоминалось на трибунах лишь в связи с тем, что за два дня до приезда в Вашингтон фигурист выступал на одном из второстепенных турниров и благополучно проиграл его чемпиону Игр-94 Алексею Урманову.

Наиболее русским по составу и, как следствие, качественным по катанию, получился турнир танцоров. Непосредственное отношение к России имели пятеро фигуристов из шести - за исключением американки Рене Рока, жены и партнерши Гоши Сура.

Русские и вытащили на себе заведомо провальный чемпионат, сделав его по-настоящему красочным. Особенно в заключительный день.

НЕОЖИДАННЫЕ ЧЕМПИОНЫ

Звучит странно, но ни Казакова с Дмитриевым, ни Кулик вовсе не рассчитывали в Вашингтоне на победу. Организаторам было бы гораздо выгоднее, если бы лучшими стали фигуристы IMG . Те же Сато - Дангжен или Браунинг. Во-первых, для любой компании престижнее, когда побеждают «свои», во-вторых, значительная часть призовых в этом случае оседает в карманах агентов. То есть в карманах той же компании.

Самое удивительное то, что и судьи, несмотря на превосходство олимпийских чемпионов, были вполне готовы к тому, чтобы поставить их на второе место. Но просчитались. Артур с Оксаной продемонстрировали фантастический по постановке и исполнению номер «Кукольник». На любых других соревнованиях им без сомнения поставили бы за артистизм «десятки» - высшую оценку на профессиональных чемпионатах. На этот раз баллы оказались куда скромнее - 9,8. Сумма получилась практически равной той, что получили Сато с партнером. И это - при явной разнице в классе. «Мы специально не катали программу на тренировках, - сказал Артур. - Решили, что неожиданность может стать единственным козырем. И угадали. Судьи оказались просто не готовы задушить нас при таком исполнении».

Победа Кулика и вовсе представлялась несбыточной. В первый день турнира арбитры были вынуждены максимально оценить техническую часть исполнения, но более высокие оценки за артистизм отдали Браунингу. В субботу канадец выступал перед Ильёй. И, блистательно исполнив испанский танец, покинул лед под видеосопровождение «десяток» (прямо скажем, заслуженных) на табло. С точки зрения здравого смысла Кулику оставалось только ехать за серебром. Он же поехал за золотом. Так самозабвенно он катался на моей памяти лишь однажды - в Нагано. И победа оказалась вовсе не следствием запаса баллов, набранных в короткой программе. Сумма произвольных оценок россиянина оказалась на 0,8 выше, чем у Браунинга.

В танцах все оказалось гораздо проще. Качество и скорость катания Крыловой и Овсянникова не оставляли шансов ни Усовой и Платову, ни Роке и Суру. А вот по изобретательности композиции они вполне могли бы поспорить с главным шоуменом профессионального льда Филиппом Канделоро. Тот вышел на лед в набедренной повязке и с обезьяной (в шкуру животного фигурист засунул собственного менеджера, которого прямо в гостиничном холле все утро предварительно обучал несложному набору телодвижений). Крылова с Овсянниковым, в свою очередь, явились публике в индейском обличье, захватив в качестве реквизита громадный шест и головной убор из перьев. Оставалось только жалеть, что их преждевременный уход в профессионалы лишил российские (да и мировые) танцы столь неординарного дуэта.

Что же касается поражения наиболее стабильной представительницы профессионального льда Кристи Ямагучи (а главное, ее первого за десять лет падения), меньше всего расстроилась по этому поводу она сама, заметив, что провела в обойме профи-турниров слишком много лет без поражений, сейчас же мечтает только о том, чтобы взять для начала годичный отпуск по семейным обстоятельствам. Год назад 30-летняя фигуристка вышла замуж за хоккеиста «Флориды» Брета Хедикэна и, судя по ее смущенно-лукавому виду на пресс-конференции, подумывает не о продолжении профессиональной карьеры, а о том, как назвать будущего ребенка.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru