Валентин Николаев:
«ОДНАЖДЫ ЗАГОРОДНЮК СДЕЛАЛ ПРЫЖОК
В ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ ОБОРОТА» |
|
Фото © Александр Вильф,
на снимке Валентин Николаев |
Загадочные, а порой и смешные названия прыжков слышал каждый, кто хоть раз наблюдал за состязаниями фигуристов. Аксель, лутц, тулуп, флип, сальхов, риттбергер. Считается, что отличать один прыжок от другого должен каждый телекомментатор и журналист, имеющий дело с фигурным катанием. На самом деле, сделать это довольно сложно. Мгновенно узнаваем, пожалуй, лишь аксель, который делается с так называемого переднего хода, и, соответственно, вращение в нем получается на пол-оборота больше, чем заложено в названии. Двойной аксель - два с половиной оборота, тройной - три с половиной и так далее.
Все шесть прыжков можно разделить на две категории - зубцовые (тулуп, лутц, флип) и реберные (аксель, риттбергер, сальхов). Каждый из них имеет свои технические особенности. Заезжать на лутц предписывается с наружного ребра конька, с него же переходить в отталкивание. С внутреннего - это уже флип. Очень часто случается, что спортсмен меняет ребро в последний момент. Этим в основном грешат американки, и в американизированном английском существует даже специальный термин: «флутц» - то есть не лутц, но и не флип. Нечто среднее, что почти всегда чревато снижением технической оценки.
С наружного ребра конька (без перехода на зубец в отталкивании) исполняется риттбергер. Все то же самое, но с внутреннего - сальхов. Первый прыжок сложнее, поскольку требует более полного согласования работы верхнего плечевого пояса и ног. Наиболее простым по заезду и отталкиванию элементом считается тулуп. Не случайно первым прыжком в четыре оборота был именно он.
Впрочем, сложность - понятие индивидуальное. В свое время известный украинский фигурист Вячеслав Загороднюк играючи мог исполнить тройной аксель, но сальхов в три оборота у него не получался категорически. Любимые прыжки (как и нелюбимые) есть у всех. Зубцовые в большей степени требуют хороших физических и скоростных качеств. Реберные - очень точной координации и ощущения льда.
Тренером-новатором в этой области можно назвать Валентина Николаева, который как раз и занимался с Загороднюком: тот в разное время пробовал на тренировках пять четверных из шести возможных. Поэтому, вернувшись в Москву из Санкт-Петербурга, где чемпион мира Евгений Плющенко впервые попробовал исполнить во время соревнований один из сложнейших четверных прыжков - лутц, я позвонила тренеру в американский Ричмонд.
- Лет семь назад четверной лутц удачно исполнил на турнире в Оберсдорфе Евгений Плюта, - вспомнил Николаев. - Правда, с остальными прыжками он не справился. Но это закономерно. Точно так же много лет назад провалил программу Александр Фадеев: сделал четверной тулуп - и больше ничего. Четверные флип, тулуп и лутц прыгал еще один мой ученик Василий Еременко - на юниорском первенстве мира-91. Сальхов и тулуп тренировал Виктор Петренко. Загороднюку удавались довольно приличные попытки риттбергера (я вообще считаю этот прыжок одним из наиболее сложных с технической точки зрения) перед чемпионатом мира-97. Но включить его в программу мы тогда не рискнули.
За десять лет до этого, выступая на юниорском уровне, Слава пробовал сделать четверной аксель. Первая же попытка оказалась удачной. Вращение было выполнено полностью - и лишь при приземлении Загороднюк коснулся второй ногой льда. Но дальше этого дело не пошло. Говорю все к тому, чтобы вы поняли: ничего революционного в фигурном катании сейчас не происходит. Просто начало в массовом порядке реализовываться все то, что нарабатывалось многими тренерами на протяжении десяти с лишним лет.
- Вы сказали о том, что новые сложные прыжки сильно сказываются на качестве остальных элементов. Реально ли, с вашей точки зрения, намерение Плющенко включить четверной лутц в программу за два с половиной месяца до главного - олимпийского - старта?
- Этот процесс обычно занимает много времени. Но в пользу Плющенко говорит его уникальный опыт. Дело в том, что первый четверной прыжок Жени был введен в программу «недокрученным». И дорабатывался уже в ходе последующих выступлений. Тренировать лутц и прыгать его на тренировках, безусловно, имеет смысл. Это - серьезный психологический удар для соперников - видеть, или по крайней мере знать, что ты уже исполняешь элементы завтрашнего дня.
Что же касается Олимпийских игр, то, думаю, Мишин и Плющенко только там решат, ставить ли лутц в программу. Вспомните Лиллехаммер: Леша Урманов к тому времени довольно хорошо владел четверным тулупом, но соревнования сложились для него так, что требовалось лишь чисто откатать программу, поскольку все основные соперники упали. В этой ситуации четверной был бы ненужным и неоправданным риском. Поэтому Урманов и не стал его делать.
- А что вы думаете о возможности кого-либо из фигуристов исполнить в ближайшем будущем все шесть четверных прыжков в одной программе?
- У Плющенко есть для этого все необходимые качества.
2001 год
ШЕСТЬ ПРЫЖКОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
ТУЛУП - искаженное английское toe loop. Toe - большой палец ноги, loop - петля.
САЛЬХОВ - назван по имени легендарного шведского фигуриста Ульриха Сальхова, выступавшего в начале прошлого века.
РИТТБЕРГЕР - название, употребляемое большей частью в Европе (в честь первого исполнителя Вернера Риттбергера). В США в ходу иной термин - loop.
ФЛИП - от английского flip - "щелчок".
ЛУТЦ - прыжок получил название в честь первого исполнителя Алоиза Лутца.
АКСЕЛЬ - тоже дань уважения выдающемуся фигуристу прошлого Акселю Паульсену, первым показавшему этот элемент на льду.
|