|
Фото © Александр Вильф
на снимке Игорь Шпильбанд |
Многие российские фигуристы, добившись спортивных успехов на родине, уезжают в США, чтобы сполна получить уже положенные «по рангу» дивиденды в виде денег и признания. Однако есть и такие, кому Америка совсем не гарантировала благополучия. Лучший тренер США по танцам на льду Игорь Шпильбанд и двукратные чемпионы мира среди профессионалов Елена Леонова и Андрей Хвалько - из категории людей, для которых в английском языке существует специальная характеристика self-made - «сделавшие себя сами».
БЕГЛЕЦ ПОНЕВОЛЕ
Выдающийся тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, которая, уйдя из спорта в 1988-м, одной из первых решила
создать собственное профессиональное шоу на льду «Все звезды»,
довольно быстро обнаружила, что звезд - в привычном понимании этого
слова - в стране не так уж много. А значит, надо брать в коллектив
и тех, кто так и не добился выдающихся титулов, выступая в большом
спорте.
Так в ансамбле в числе других появились Гоша Сур, Елена
Крыканова, Вероника Першина, Игорь Шпильбанд.
Но вскоре во время гастролей «Звезд»
по Америке произошло ЧП: накануне возвращения домой, когда труппа
ненадолго остановилась в Нью-Йорке, вся четверка ушла из гостиницы
и не вернулась обратно. Поступок казался по тем временам чудовищной
глупостью: остаться в чужой стране без денег, языка, перспектив
на работу, а главное - навсегда обрубить себе возможность вернуться
домой, где у всех четверых остались родители, друзья, просто близкие
люди...
Вспоминая о случившемся через много лет, Игорь
признался, что сам вовсе не планировал побега. Просто по просьбе
ребят вынес из отеля сумку с чьими-то вещами и попался на глаза
знакомому фигуристу. В тот момент и понял: вернется - обвинят в
предательстве, пособничестве. А значит, по возвращении в Москву...
Короче, остаться в Америке показалось куда спокойнее.
РАБОТАЛ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Первый месяц вся четверка беглецов провела в Нью-Йорке.
- Мы сняли квартирку на те деньги, что заработали в туре, - вспоминал
Шпильбанд. - Спальня, прихожая и кухня, но как-то все помещались.
На то, чтобы жить раздельно, не было денег, а главное - мы были
настолько напуганы содеянным, что боялись отлучиться друг от друга
хоть на минуту. О том, что мы пытаемся найти хоть какую-то работу,
знали несколько американских фигуристов и всячески пытались помочь.
Проблема заключалась в том, что нас было четверо. Ехать куда-либо
поодиночке мы отказывались наотрез. Ну а потом крупно повезло: всем
четверым пришло приглашение из Детройта. Сначала туда слетали Гоша
с Вероникой, встретились с президентом клуба, обсудили детали. Договорились
даже о том, что первое время мы сможем жить в семьях членов клуба.
Пока не обустроимся. - С чего началась тренерская работа?
- С того, что пришлось заниматься со всеми желающими. От совсем
маленьких детей до пожилых людей, которые хотели просто научиться
кататься под музыку. На танцы в Детройте поначалу отводилось всего
два часа в неделю. Естественно, денег не хватало, и я начал искать
работу в соседних городках. Было время, когда тренировал на четырех
разных катках. Наматывал по 250 миль в день.
О спортивной работе,
естественно, почти не думал - не до того было. Но со временем в
детройтской группе появилась способная девочка - Джессика Джозеф.
Чуть позже в одном из городов я присмотрел мальчика ей в пару -
Чарли Батлера. Поставил простенький танец. И уговорил родителей
мальчика два раза в неделю привозить сына на тренировки в Детройт.
В 1995 году Джозеф и Батлер выиграли юниорское первенство мира.
УХАБЫ ПРОФЕССИИ
В 1999-м чемпионами мира среди юниоров у Шпильбанда
стали Джеми Сильверстейн и Джастин Пекарек (с мальчишкой тренер
возился с самого начала своей американской карьеры, поскольку именно
семья Пекареков предоставила Игорю и его невесте Веронике кров).
Затем Джеми и Джастин заняли 12-е место на взрослом чемпионате мира
в Ницце, запомнившись специалистам ярко выраженной индивидуальностью
на льду и интересной техникой.
- Думаю, мне повезло в том, что с самого начала не было возможности
работать с выдающимися спортсменами, - сказал как-то Шпильбанд.
- Поскольку уроки брали совершенно разные люди, в том числе и те,
кто был совершенно неспособен к фигурному катанию, индивидуальный
подход приходилось искать к каждому. И всех учить по-разному. Сейчас
у меня есть привилегия выбирать тех, кого считаю нужным, но до сих
пор очень люблю возиться с начинающими.
Несмотря на приобретенную финансовую стабильность,
проблем в работе у Шпильбанда хватало. По разным причинам у него
распались сразу две сильные пары (в том числе Джозеф - Батлер).
Не так давно перестал тренироваться и Пекарек. Видимо, в какой-то
момент спорт показался фигуристу чересчур сложным занятием.
Игорь рассудил спокойно: «Что поделаешь: Америка
предоставляет молодым людям очень большой выбор деятельности. Переживать
такие ситуации непросто - ученику ведь отдаешь много лет собственной
жизни. Но в тренерской работе это нормальное явление».
ГЛАВНАЯ ПАРА АМЕРИКИ
Элизабет Пунсалан и Джерод Суоллоу пришли к Шпильбанду
в непростой для себя период. В 1992-м фигуристов в последний момент
отстранили от олимпийской команды, хотя оба успели даже приобрести
билеты в Альбервилль для собственных родителей. Через два года в
Лиллехаммере, всего за неделю до Игр трагически - от рук собственного
сына - погиб отец Лизы. Выбитые из колеи фигуристы заняли лишь 15-е
место.
Кстати, на протяжении всех этих лет главным соперником
Игоря в какой-то степени становился Гоша Сур: вместо тренерской
работы фигурист предпочел кататься сам. Нашел партнершу-американку,
получил гражданство. На чемпионате мира-93 пара Сур - Рене Рока
заняла 11-е место. Через год - десятое. А вот следующий сезон стал
своеобразным триумфом Шпильбанда: пять первых мест на чемпионате
США заняли его дуэты. Пунсалан - Суоллоу удалось прорваться в десятку
чемпионата мира. В 1997-м они оказались уже шестыми.
А в следующем году вдруг ушли из любительского
спорта. Причиной послужила столь частая в танцах необъективность:
на чемпионате мира-98 американцы катались блестяще. Но снова остались
на прежней позиции - все места выше оказались расписанными заранее.
В 1999-м Пунсалан и Суоллоу были впервые приглашены на профессиональное
мировое первенство и уверенно победили. Через год стали чемпионами
снова.
Собственно, именно появление соотечественников
в стане профи заставило главного организатора World Professional
- двукратного олимпийского чемпиона Дика Баттона отказаться от мысли
исключить танцы из программы своих чемпионатов. Именно победы Пунсалан
и Суоллоу заставили американцев заинтересоваться видом, до этого
не вызывавшим у них никакого интереса. И, естественно, прибавили
баллов Шпильбанду.
Когда мы традиционно встретились в Вашингтоне в
декабре прошлого года, тренер уже двукратных чемпионов мира, отец
очаровательных малышей Максима и Кати, владелец собственного и очень
красивого дома в Детройте, вспоминая о давней истории бегства, без
всякого сожаления пожал плечами: «Молодой был, глупый... Наверное».
|
Фото © Александр Вильф,
Елена Леонова - Андрей Хвалько |
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
Еще раз вспомнить театр Тарасовой заставила в Вашингтоне
и победа в парном катании (тоже вторая подряд) Елены Леоновой и
Андрея Хвалько. Лена дважды становилась чемпионкой мира среди юниоров,
но когда пришла пора выходить на взрослый уровень, начались разлады
с тренером. В 1993-м оказалась у Тарасовой.
Танцевала сначала вторые
роли в «Спящей красавице», затем все подряд в «Золушке».
Через пару лет попросила найти ей постоянного партнера. Тарасова
и предложила Хвалько, который до этого успел поработать в московском
балете на льду, затем - в театре Бобрина. Дебютным для пары стал
спектакль «Красавица и чудовище».
Однако спокойствие длилось недолго: в театре наметились
серьезные проблемы, труппа разваливалась на глазах, а сама Тарасова
не скрывала намерений вернуться в спорт.
- Это был очень тяжелый период, - вспоминала Леонова. - Нам безумно
нравилось в театре, к тому же работа хорошо оплачивалась. Но когда
все начало рушиться, в шоке были многие.
Мы сами были готовы ухватиться
за любую работу. На всякий случай послали кассеты с записями своих
программ в известное американское шоу Disney on Ice и неожиданно
получили приглашение на главную парную роль - ветра - в спектакле «Покахонтас». Выяснилось, что пленку увидела Сара Кавахара
- главный диснеевский хореограф. Она как раз набирала труппу и ее
заинтересовали наши поддержки...
... На поддержки фантастической красоты и виртуозности в исполнении
тарасовских фигуристов я обратила внимание и сама (была приглашена
на гастроли театра в Англию в 1994-м, когда в репертуаре была «Золушка»).
Маленькие театральные сцены диктовали необходимость придумывать
нестандартные решения.
Наиболее сильное впечатление произвела невероятная
сцена: шесть пар на ледяном 12-метровом пятачке стремительно несутся
в вальсе на расстоянии вытянутой руки друг от друга. При этом партнерши
парят в воздухе в поддержках. И ни единого повтора в движениях...
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Благодаря контракту с Disney on Ice Леонова и Хвалько
приобрели машину, жилье (к тому времени пара успела пожениться,
съездив между выступлениями в Рино, где их расписали всего за 45
минут в присутствии взятого напрокат за 20 долларов профессионального
свидетеля). Единственное, чего не хватало для полного счастья, -
возможности соревноваться.
- Мы просто не знали, как подступиться к профессиональному спорту,
- рассказывал Андрей. А в ноябре 97-го случайно узнали, что на одном
из турниров серии US Open - Challenge Cup - могут выступить все
желающие. Эти соревнования являются как бы отборочными: набрал нужное
количество очков - имеешь право выступить в следующем этапе: Master
Cup. К своему большому удивлению, мы выиграли и первый и второй.
А еще через две недели нас пригласили на чемпионат мира. И мы сразу
стали третьими.
Дику Баттону, как в свое время и Кавахаре, приглянулся
оригинальный стиль российских фигуристов. Начав в тарасовском театре
повторять поддержки, придуманные другими, Леонова и Хвалько дофантазировались
на льду до того, что зрителям порой приходилось замирать не только
от восторга, но и от ужаса: то, что пара вытворяла в воздухе, сделало
бы честь и профессиональным акробатам.
В 1999-м Леонова и Хвалько выиграли чемпионат,
несмотря на участие в нем таких соперников, как олимпийские чемпионы
Оксана Казакова - Артур Дмитриев и вице-чемпионы Игр-92 Елена Бечке
- Денис Петров. Вернувшись в соревновательный спорт, с которого
начинали когда-то в России, фигуристы прорвались на качественно
новый виток карьеры. Времена, когда пару приглашали в третьеразрядные
шоу (и то в лучшем случае открывать общую программу), стремительно
уходили в прошлое.
После второй победы Лена и Андрей прочно закрепились
в категории звезд первой величины. А главное - сами стали чувствовать
себя таковыми. Иначе, наверное, вряд ли рискнули бы взять для произвольной
программы «Болеро», танец, который до сих пор ассоциируется
у фигуристов (а потому и отбивает охоту повторять) с блистательными
Джейн Торвилл и Кристофером Дином.
- Мы отдавали себе отчет в том, что идем на большой риск, - призналась
Лена после победы. - Но потом я сказала себе: «Мы не танцоры,
и ни в коей мере не претендуем на лавры англичан. Но и считать «Болеро»
их «вотчиной» не собираемся. Это просто музыка».
Работать же мы не боялись никогда. Театр Тарасовой в этом отношении
- хорошая школа.
После проката «Болеро» в Вашингтоне, зал провожал чемпионов
стоя!
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ БАЛА
В хитросплетениях судьбы бывает много моментов,
которые при желании можно расценить как некий знак. Можно вспомнить,
например, ту же «Золушку», в которой Леонова начинала
с третьестепенных персонажей и все-таки добралась до партии сказочной
героини. Но вспоминается почему-то совсем другое.
Когда Тарасова уже вновь вернулась в спорт, сделав
Илью Кулика, Оксану Грищук и Евгения Платова чемпионами Игр-98,
я как-то спросила, не осталось ли у нее в душе чувства вины перед
оставленными ради спорта артистами театра. «Нет, - последовал
спокойный ответ. - Я успела научить их главному - профессии...»
2000 год
|