Дик Баттон: МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ |
|
Фото © Александр Вильф,
на снимке Пегги Флемминг и Дик Баттон |
Все началось в Японии. Именно там в 1973 году состоялся
первый в истории фигурного катания профессиональный чемпионат мира,
организованный двукратным олимпийским чемпионом американцем Диком
Баттоном. А может быть, все началось на десять лет раньше, когда
Баттон, обладая помимо мировых и олимпийских титулов, званием семикратного
чемпиона США понял, что ему не выиграть в восьмой раз, тем более, что фигуристу было уже 32.
Он с блеском окончил знаменитый
Гарвардский университет, собирался продолжить юридическое образование,
понимая при этом, что гораздо больше хочет остаться фигуристом.
Однако даже в своей стране ему все чаще давали понять, что пора
уйти - освободить путь к медалям более молодым спортсменам.
- Наш вид спорта в те времена не пользовался особой популярностью
в Америке, - вспоминал Баттон. - В 1963-м мне с трудом удалось убедить
телекомпании АВС и СВS в том, чтобы они рискнули включить в планы
трансляций крупнейшие любительские соревнования. Они сделали это
и остались довольны откликами.
Чуть позже я обратился в Международный
союз конькобежцев с идеей организовать чемпионат мира для тех, кто
ушел из любительского спорта, но не хочет оставлять лед. Естественно,
мне отказали, сказав, что идея абсурдна. Но я продолжал ее вынашивать.
И в 73-м заручился поддержкой японского телевидения, выразивших
готовность транслировать профессиональный чемпионат, если таковой
состоится в Японии. Из фигуристов в этой стране была необычайно
популярна Джанетт Линн. Она согласилась стать «приманкой».
Следом согласие на трансляцию дала телекомпания АВС. И мы приступили
к рекламе...
Среди фигуристов Баттон нашел поддержку сразу же.
Даже наиболее выдающиеся из них, сполна получившие в любителях все
возможные медали и славу, а затем - выгодные предложения от всемирно-известных
ледовых шоу, мучительно страдали от нехватки соревнований. Олимпийская
чемпионка норвежка Соня Хени призналась даже как-то, что
много лет жаждала взять реванш у американки Барбары-Энн Скотт, обыгравшей
Хени на чемпионате мира 1948 года. Тогда же Скотт ушла из любителей,
так и не предоставив Соне шанса встретиться на льду еще раз. Американка
была на 17 лет моложе. Однако по замыслу Баттона, в его чемпионатах
возраст фигуриста не должен был играть никакой роли.
Вторая революционная идея касалась судейства. «Никаких
национальных пристрастий! Никаких отчетов перед федерациями своих
стран! Никаких объяснительных записок даже в том случае, если арбитр
допустит ошибку! Мое дело - позаботиться о том, чтобы судьями профессиональных
чемпионатов становились профессионалы высочайшего класса, чья компетентность
не вызывает сомнений», - провозгласил Баттон.
В качестве арбитров на чемпионат мира в Японию
он пригласил олимпийскую чемпионку Кэрол Хейсс, чемпионов мира в
парном катании Отто и Марию Джелинек, чемпиона Игр в том же виде
Боба Пола, неоднократного призера мировых первенств японца Набио
Сато и чемпионку мира из Чехословакии Алену Вржанову. Однако, Баттон
чувствовал, что для полного успеха мероприятия необходимо что-то еще более глобальное. Например, сокрушить «Железный занавес».
И послал приглашение на свой чемпионат двукратным олимпийским чемпионам
Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову.
- Когда я увидел, как Людмила и Олег спускаются по трапу, не мог
поверить своим глазам, - вспоминал великий фигурист. - По-моему,
от радости я начал прыгать и размахивать руками, как сумасшедший.
И лишь тогда поверил, что мой чемпионат действительно станет событием
мирового масштаба.
Белоусова - Протопопов стали чемпионами. В одиночном
катании победили Джанет Линн и Ронни Робертсон. Баттон до сих пор
вспоминает, как Протопопов, получив на руки 15 тысяч долларов призовых,
прямо с катка отправился в магазин и накупил на всю сумму различной
аппаратуры для съемок. Более того, оставив покупку в кассе, вернулся
на каток, чтобы занять у Баттона еще 500 долларов.
«Я пытался
уговорить Олега положить хотя бы треть суммы под хорошие проценты
в американский банк, но он отказался. Сказал, что надо жить сегодняшним
днем, а не ждать, когда придет «черный».
Второй профессиональный чемпионат состоялся лишь через семь лет
в США. Причиной послужило негативное отношение к баттоновским чемпионатам
ИСУ - Международного союза конькобежцев. Видимо, чиновники боялись,
что высокие профессиональные гонорары вынудят сильнейших любителей
покидать большой спорт все раньше и раньше. Зато начиная с 1980
года профессиональные чемпионаты начали проводиться уже ежегодно.
Кстати, тогда Баттон совершил еще одну революцию - уговорил участвовать
в соревнованиях легендарную олимпийскую чемпионку Пегги Флемминг,
оставившую любительский лед в 68-м.
С той поры внешне изменилось немногое. Судейский
корпус профессиональных чемпионатов по-прежнему представлет только
звездами первой величины. Состав участников - тоже. К трем видам
программы добавился четвертый - танцы. Место и время проведения
неизменно - Вашингтон, середина декабря. Максимальное число участников
в каждом виде - шесть. Таково требование телевидения: ежедневная
программа (чемпионат идет всего два дня) должна укладываться в оговоренное
заранее время телетрансляции. Кстати, ни один из баттоновских турниров
(их, помимо World Pro - четыре) не имеет прямого эфира. Зато залы
всегда забиты до отказа.
Олимпийские игры вЛиллехаммере совершили в профессиональном
спорте еще одну революцию. Вспомнили? Именно тогда ИСУ милостиво
разрешил профессионалам ненадолго вернуться в любители и попробовать
еще раз в жизни сразиться за высший спрортивный титул.
Рискнули
многие. В том числе, и старожилы профессионального спорта, двукратная
олимпийская чемпионка Катарина Витт, чемпионы Сараево Джейн Торвилл
- Кристофер Дин, чемпион Калгари Брайан Бойтано... Если до Лиллехаммера
фигуристы-любители воспринимали чемпионов - профессионалов довольно
скептически, то после Игр стало ясно, что уровень профи ничуть не
ниже технически и , безусловно, превосходит любительский с точки
зрения артистического искусства. А главное, попасть на профессиональный
чемпионат - само по себе немалое достижение.
Особенно явно это проявилось
в 1999 году. Так, например, в число участников не удалось попасть
олимпийским чемпионам Екатерине Гордеевой, Катарине Витт, Виктору
Петренко, вице-чемпионам Игр Нэнси Керриган, Полу Уайли... Но и
без этого олимпийских чемпионов на льду вашингтонского MCI Center
хватало: Бойтано, Алексей Урманов, Илья Кулик - у мужчин, Оксана
Баюл, Тара Липински - у женщин, Оксана Казакова - Артур Дмитриев
в парном катании, Евгений Платов с Майей Усовой (вице-чемпионкой
Игр в Лиллехаммере) - в танцах.
Примечательно, кстати, что даже
наиболее великие из участников баттоновских чемпионатов никогда
не опасаются проиграть. Еще двадцать лет назад, уговаривая Флемминг
выйти на лед, Баттон произнес фразу, ставшую девизом профи-льда: «Ты можешь проиграть этот чемпионат, но даже в этом случае
титул олимпийского чемпиона останется с тобой на всю оставшуюся
жизнь!»
Профессиональный чемпионат - не только высокие
призовые. Если любительские титулы открывают спортсменам первоначальный
доступ на самый высокий уровень профессиональных соревнований, то
победа у Баттона почти всегда обеспечивает фигуристам определенный
спрос со стороны всевозможных ледовых шоу. Другими словами, гарантирует
работу. В Америке это - главное.
Поэтому так вьются всегда вокруг Баттона агенты
фигуристов, да и сами спортсмены не упускают случая лишний раз заглянуть
в глаза мэтру и улыбнуться. Сам же Дик уверен, что его чемпионаты
будут существовать до тех пор, пока есть в природе лед и коньки.
2000 год
|