ВСЕ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ. ПОЧТИ… |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Майя Усова и Евгений Платов |
13 декабря 2000
Профессиональные чемпионаты мира, традиционно проходящие в Вашингтоне, - турниры для российского зрителя почти недоступные. И не совсем понятные.
Как, например, объяснить, что два года подряд чемпионами в парном катании становятся фигуристы, начавшие выступать в паре уже после того, как оставили любительский спорт, - россияне Елена Леонова и Андрей Хвалько? Что сразу два олимпийских чемпиона - Алексей Урманов и Илья Кулик - уступают французу Филиппу Канделоро, не выигравшего в любителях ни одного крупного соревнования? Или же победу американских танцоров Элизабет Пунсалан и Джерода Суоллоу, соперничать с которыми не смогли ни Анжелика Крылова и Олег Овсянников, дебютировавшие в качестве профи, ни Майя Усова и Евгений Платов?
Наверное, правы те, кто считает соревнования профи неким шоу, у которого свои законы, не всегда совпадающие со спортивными. Но верно и другое: вашингтонский чемпионат (место и время проведения не меняются уже много лет) - это квинтэссенция фигурного катания как искусства. Только там понимаешь, как много теряют любители, вынужденные следовать множеству существующих в правилах ограничений.
Профессиональный чемпионат мира не сравним с любительским и по многим другим причинам. У профи число участников строго ограничено самыми известными и самыми титулованными. И публика на трибунах собирается не для того, чтобы увидеть, кто станет чемпионом. Важнее само действо, где все герои - главные. И каждый из которых умеет в своей профессии абсолютно все.
Майя Усова плакала после технической программы, в которой она вместе с партнером - двукратным олимпийским чемпионом Евгением Платовым - оказалась лишь на третьей позиции. Зато абсолютно счастливыми выглядели Анжелика Крылова и Олег Овсянников. Возвращение на лед после более чем годичного перерыва стало для танцоров большой победой. Ведь после того, как фигуристы были вынуждены оставить любительский спорт из-за травмы партнерши, немногие верили в то, что когда-либо Крылова и Овсянников вообще вернутся в спорт. Тем более в профессиональный, где все приглашения на крупные турниры бывают расписаны задолго до их начала.
Доволен был и Платов.
- Понимаете, - говорил он, - все титулы, какие можно, я уже выиграл. Поэтому и пытаюсь объяснить Майе, что теперь нам осталось лишь получать удовольствие от того, что мы продолжаем кататься, делать новые программы. Побеждаем мы при этом или нет - уже второстепенно.
Многие из тех, кто выступал в Вашингтоне в разные годы, говорили частенько, что здесь места для чемпионов расписаны заранее. И далеко не всегда золото достается по справедливости. Впрочем, результаты чемпионата мира-2000 отразили расстановку сил почти по справедливости. Сомнение вызвала разве что победа в одиночном катании японки Юки Сато. Например, пятикратная чемпионка Европы Сюрия Бонали с точки зрения сложности и качества прыжков выглядела предпочтительнее. Но осталась четвертой.
Не совсем понятным выглядело и последнее - пятое - место олимпийской чемпионки Оксаны Баюл. Чемпионат-99 она проиграла абсолютно заслуженно. Плохо прыгала, да и выглядела не лучшим образом. Но за год, который Оксана провела в Ричмонде, тренируясь у своего прежнего (еще по любительским временам) наставника Валентина Николаева, многое изменилось. Возможно, судьи просто не ожидали, что в исполнении скандально известной по прежним годам фигуристки увидят не только две интересные работы постановщика Александра Жулина, но и очень неплохое техническое исполнение. Баюл вновь стала прыгать тройные, заметно постройнела. И с честью выдержала судейскую обструкцию, ничем не выдав расстройства.
- Переживала только за тренера, - сказала она после выступления. - Он так волновался из-за меня, выводя на лед, что я тут же забыла о своих нервах. Успела сказать только, что он мне живой нужен. И что на самом деле причин для волнений нет: все главные медали мы с ним выиграли давным-давно.
Исходя из перечня заслуг, в парном катании легко прогнозировалась победа Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева. Фигуристы начали с того, что опровергли расхожее мнение: с переходом в профессионалы уровень былого мастерства начинает неуклонно снижаться. Уже в технической программе они продемонстрировали элемент, редкий даже в любительском спорте - выброс в четыре оборота. Приземление партнерши, правда, оказалось неудачным. Но риск вызвал уважение.
Подвело чемпионов то, что времени на отработку программы у них почти не было. Выступая в США весной, Оксана упала с поддержки, получив серьезное сотрясение мозга. В госпитале ей оказали первую помощь, зашили разбитую бровь, после чего фигуристка предпочла вернуться домой в Санкт-Петербург. К тренировкам приступила лишь через пять месяцев - накануне прощального выступления в «Юбилейном», организованного во время ноябрьского этапа «Гран-при». Естественно, что набрать былую форму за оставшееся до чемпионата мира время было просто нереально.
Ужасно обидным выглядело и поражение двух олимпийских чемпионов в мужском одиночном катании. Алексей Урманов и Илья Кулик дебютировали на профессиональном льду год назад. Урманов тогда выиграл. А в минувший уик-энд заметил:
- Не могу сказать, что меня тошнит от профессионального спорта, но состояние очень близкое к этому. Не покидает чувство, что все происходящее пронизано ложью.
Несмотря на то что в прошлом году Алексей с первой же попытки выиграл в Вашингтоне главный титул, в мире профи он так и не стал своим. В отличие от многих фигуристов, оставивших любительский лед, отказался перебираться в Америку в поисках работы - вместо этого набрал группу детей в Питере, продолжая тренироваться там же. В одиночку. Ставить программы для выступлений фигуристу помогал его прежний хореограф Евгений Сережников.
Наверное, свою роль в поражении сыграло то, что в глубине души Урманов остался прежде всего спортсменом, а не артистом. И получилось, что его шансы оказались ниже, чем у трех соперников: француза Филиппа Канделоро, американца Руди Галиндо и Кулика, успевших изучить законы американского профессионального жанра досконально.
Кулику, впрочем, тоже не повезло. В прошлом году он не справился с программой, поставленной ему олимпийским чемпионом Кристофером Дином. Известный в фигурнокатательных кругах номер с бейсболкой грешил мелкими неточностями и от этого не оставлял должного впечатления. Следующий сезон Илья провел в знаменитом американском шоу Stars on Ice . Поскольку постановками нового сезона в числе других хореографов занимался и Дин, он вновь помог россиянину с технической программой для нынешнего чемпионата. Артистическую Кулик придумал сам - в стиле брейк-дэнса.
Это было нечто невероятное. Маленький шедевр хореографии, в сочетании с фантастической техникой конька. Недостаток был один, но серьезный: из четырех прыжков все оказались двойными. Вдвойне обидно, что произошло это не по вине фигуриста. Подвели традиции профессиональных чемпионатов, согласно которым выступления во второй день в артистических программах проводятся в темноте - под лучом прожектора. Лишь выйдя на лед в темных (согласно имиджу) очках, Кулик обнаружил, что не видит ничего вокруг. Исполнять в таких условиях тройные было бы просто опасно.
Главной же сенсацией стала победа в парном катании Елены Леоновой и Андрея Хвалько. Выступать вместе фигуристы начали не в спорте, а в театре Татьяны Тарасовой «Все звезды». После того как коллектив распался, а Тарасова вернулась на любительский лед в качестве тренера Кулика, Лена и Андрей нашли работу в довольно популярном в США Диснеевском шоу. В обойму профи попали случайно: решили в свободное время попробовать себя в одном из турниров, выиграли его, потом победили еще раз, получили приглашение в Вашингтон. Победа в прошлом году показалась многим случайностью. Но на этот раз превосходство пары стало подавляющим. По сумме двух программ Леонова и Хвалько опередили Казакову и Дмитриева почти на 2,5 балла, идеально исполнив композиции, изобилующие совершенно невероятными поддержками и чистыми прыжками и выбросами.
Уже после награждения, вспоминая перипетии соперничества с олимпийскими чемпионами, Лена вдруг сказала:
- Мы ведь тоже делаем выброс в четыре оборота. Вот только здесь в отличие от Артура с Оксаной не имели права рисковать. Для нас это пока слишком большая роскошь.
|