Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2000 - Ницца (Франция)
РУССКАЯ ДУЭЛЬ НА ЛЬДУ
ЗАТМИЛА ФРАНЦУЗСКУЮ ПОНОЖОВЩИНУ
В ГОСТИНИЦЕ
Стефан Бернади
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Стефан Бернади

30 марта 2000

Днем во вторник в гостинице для участников, расположенной в двух шагах от катка, произошел очередной инцидент, преподнесенный публике, как покушение на ведущего французского фигуриста-парника Стефана Бернади. По словам президента федерации фигурного катания Франции Дидье Гелагье, неизвестный набросился на фигуриста с ножом и ранил его в левую руку. Теперь на всей территории проведения чемпионата усилена охрана. Кстати, пострадавший отнюдь не собирается отказываться от участия в финале, хотя порезы пришлось зашивать.

К вечеру об этом происшествии уже мало кто вспоминал: всех гораздо больше интересовал исход борьбы в короткой программе у мужчин - самом сложном виде фигурного катания. Зрителей, правда, было несколько меньше, чем в первый день. Одиночники-французы хоть и популярны у себя в стране, но не так, как пара Абитболь - Бернади, танцоры Анисина - Пейзера или Ванесса Гусмероли, сменившая в женском катании прежнюю фаворитку Сюрию Бонали. К тому же в памяти болельщиков еще свежи выступления на любительском льду Филиппа Канделоро и Лорана Тобеля. Пусть те пробивались наверх и не часто, их катание всегда становилось украшением любых соревнований.

Несколько лет назад 3-кратный чемпион мира канадец Элвис Стойко, первым сделавший в соревнованиях каскад из четверного и двойного прыжков, мечтал о том, что когда-нибудь четверной будет включен в короткую программу в качестве обязательного элемента. Ирония судьбы: в короткой программе этот прыжок выполнили аж 8 человек, а Стойко не сумел - упал.

В квалификационном прокате четверной рискнули попробовать 16 спортсменов. Однако выступления большинства участников во вторник, несмотря на сложность и на то, что из полусотни отобралось 30 сильнейших, оставляли желать лучшего. Именно сложность ударила по зрелищности программ, сделав работу постановщика второстепенной. По словам известного российского тренера Виктора Кудрявцева, если одиночник решает включить в программу не один, а два четверных, добавив к одному из них тройной или двойной прыжок, тут уже не до художественности - слишком много физических сил уходит на ключевые элементы.

Может, поэтому за чемпиона мира Алексея Ягудина и чемпиона Европы Евгения Плющенко болели особенно горячо. Их программы («Танец с саблями» у Евгения и «Щелкунчик» у Алексея) были замечательны сами по себе. Но главной приманкой для зрителей стало все же не это, а ощущение дуэли, возникающее всякий раз, когда оба российских фигуриста оказываются рядом.

«Они соревнуются даже на тренировках, - заметила с удивлением одна из иностранных журналисток. - Стоит одному прыгнуть четверной или каскад, как другой немедленно делает то же самое».

Потеря в январе титула чемпиона Европы оказалась для Ягудина болезненной. В том числе и потому, что обыграл его именно Плющенко. Естественно, к чемпионату в Ницце было сделано все, в том числе и невозможное, чтобы не отдать мировой титул. Всего за полтора месяца фигурист поменял и накатал новую произвольную программу. Тренер Ягудина Татьяна Тарасова рассказывала:

- В какой-то степени смена программы была авантюризмом. За полтора месяца такие вещи не делаются. Предыдущая программа вовсе не была неудачной. Во всяком случае, ее по достоинству оценивали такие эксперты фигурного катания, как Робин Казенс. Музыку - «Сломанная стрела» - Леша нашел и предложил сам, и уже этим программа была мне очень дорога. Мы оба очень увлеклись работой над ней, были вполне довольны результатом, но когда начался соревновательный сезон, многие, в том числе и судьи, стали говорить, что композиция слишком серьезна и потому тяжеловата для восприятия. Тогда было решено поставить «Тоску» Пуччини. Музыку - стилизованную обработку этого произведения - предложил наш постоянный музыкальный редактор Слава. И вместо того чтобы неделю отдохнуть, мы взялись за дело немедленно после возвращения из Вены. В моей практике такого еще не случалось. Я надеялась, что Леша справится. Он очень талантлив, хотя год назад меня всячески отговаривали начинать тренировать его. Кроме того, предыдущая программа благодаря своей постановочной сложности подняла Ягудина на новый актерский уровень. Если бы не это, вряд ли бы нам удалось справиться с классической композицией. Зато когда работа получилась, появился кураж. А в фигурном катании он - залог успеха.

Ягудин вытянул при жеребьевке последний стартовый номер. Кстати, впервые на крупных соревнованиях. Тарасова отнеслась к этому философски: «Такого опыта у Леши пока не было. Но его необходимо приобрести. Потому что впереди Олимпийские игры, на которых нужно быть готовым ко всему».

Судя по всему, когда дело дошло до сильнейшей группы, судьи заранее смирились с тем, что у двух первых мест уже есть хозяева. И принесли в жертву третьего российского спортсмена - Александра Абта. Так по крайней мере это выглядело со стороны. Абт не сделал ни одной ошибки, в том числе и в четверном прыжке, но впереди него оказался американец Майкл Вайс, начисто запоровший наиболее легкий элемент короткой программы - двойной аксель. По сумме же квалификации и короткой программы опередил россиянина, несмотря на чудовищно грубое падение, и Стойко.

Кстати, многие из тех, кто не удержался на ногах, а таковых, увы, было большинство, сетовали на лед. Каток действительно оставлял желать лучшего. Когда Ницца получила право организовать чемпионат мира, никому почему-то не пришло в голову, что в городе нет катка, на котором можно провести столь крупный турнир. Лед залили в помещении выставочного центра: на бетонный пол положили пенопласт с пластиковыми трубками внутри, по которым циркулирует фреон. В итоге поверхность оказалась странной - в трещинах по краям, местами мягкой (спортсмены постоянно жалуются на то, что лезвия коньков то и дело попадают в чужой след) и совершенно непружинящей. Более того, пенопластовая прослойка вызывает при прыжках ощущение какой-то неприятной хлюпающей пустоты.

Ягудин тоже не удержался от критики катка. Но они носили иной характер: «Некуда уйти, чтобы сосредоточиться - перегородки, как фанерные, отовсюду слышно, что происходит на льду. Публика ревет, как сумасшедшая, - поди пойми, получил соперник 5,5 или 5,9?»

В дуэли Плющенко - Ягудин чемпион мира выглядел более зрело. Наверное, удивляться нечему. Все постановки Тарасовой за многие годы отличает то, что наиболее сильное впечатление на публику они производят, лишь когда фигурист находится на пике формы. На декабрьском чемпионате России Алексей проиграл Евгению, и дело было вовсе не в предвзятости судей. Плющенко выглядел в ту пору сильнее. Не случайно на всех турнирах, предшествовавших российскому отбору его оценки за технику всегда были максимальными. Но в Ницце картина изменилась. Евгений блестяще справился с двумя наиболее сложными элементами - четверным и каскадом из тройных акселя и тулупа, но в самом конце программы он еле устоял на ногах, выполняя фирменный набор вращении. Лишь по этому можно было судить о том, каких физических и нервных усилий стоило ему выступление. К тому же в подгруппе у Плющенко был первый стартовый номер и он должен был выступать максимально хорошо, чтобы оторваться от соперников.

Наверное, все-таки Ягудину во вторник было сложнее. На чемпионате Европы он катался со сломанной рукой. В Ницце гипса уже не было, однако Тарасова обмолвилась, что косточки кисти так и не срослись правильно. Но выступление было идеальным. Фигурист словно вовсе и не думал ни о каком соперничестве, а просто наслаждался скольжением и музыкой. На первое место его вывели почти единогласно - лишь канадский арбитр посчитал, что Плющенко заслуживает более высокой, нежели его соотечественник, оценки.

Естественно, борьба только начинается. По жребию в четверг Ягудину предстоит выступать предпоследним - перед чемпионом Европы.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru