РАДОВАТЬСЯ ИЛИ ОГОРЧАТЬСЯ? |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас |
1 апреля 2000
На завершившемся чемпионате российские фигуристы завоевали две золотые медали из четырех возможных. С одной стороны - результат, безусловно, неплохой, учитывая, что в парном катании чемпионы Европы Мария Петрова и Алексей Тихонов сумели сохранить для России титул, принадлежавший чемпионам мира-99 Елене Бережной и Антону Сихарулидзе, а Алексей Ягудин добился третьей мировой короны подряд. С другой - повод для огорчения тоже есть. Ведь год назад все четыре высшие награды оказались российскими.
ФИНАЛ СЕЗОНА НЕ УДАЛСЯ
До начала произвольной программы в женском одиночном катании все шло к тому, что победит или прошлогодняя чемпионка Мария Бутырская, или же Ирина Слуцкая, у которой в этом сезоне все складывалось на редкость удачно. Однако получилось иначе.
Безошибочно выступить удалось лишь одной фигуристке - американке Мишель Кван. Она вышла на лед первой из сильнейших, исполнила все элементы, включая каскад из двух тройных прыжков, получила высокие, лишь чуточку сдержанные оценки. Но именно по этой сдержанности специалисты мгновенно поняли, что судьи готовы отдать чемпионство совсем другой спортсменке.
Вот только воспользоваться этим наши так и не смогли.
Бутырская сорвала каскад. Затем тройной сальхов - один из самых легких для себя прыжков. Но все равно опередила Кван по сумме произвольного и двух предыдущих прокатов. Если бы Слуцкая прокаталась хуже или не выступала совсем, золото так и осталось бы у Маши. Если бы та же Слуцкая выиграла произвольную - стала бы чемпионкой сама. Но получился самый обидный вариант. Ирина сорвала прыжок, арбитры выставили ей вторые оценки - и произошел частый в фигурном катании перевертыш: Кван поднялась на первую строчку, Бутырская опустилась на третью, Слуцкая же так и осталась второй.
Третья российская спортсменка Виктория Волчкова заняла шестое место, хотя произвольная программа ей откровенно не удалась. Вика прекрасно сделала каскад 3+2, затем - тройной флип, а дальше начался свободный - от тройных прыжков - полет.
- Волчкова совсем не умеет терпеть, - прокомментировал выступление тренер фигуристки Виктор Кудрявцев. - Пару лет назад она столкнулась на тренировке с другим спортсменом. Травмы не было - только сильный ушиб. Но рыдания продолжались два часа. Тогда я понял, что в работе с Викой меня ждут большие проблемы. Так и получилось. Стоит ей подустать, как она мгновенно прекращает бороться.
На пресс-конференции Бутырская заявила, что очень довольна прокатом («Пусть не получился прыжок, зато я каталась красиво!»), Слуцкая сообщила то же самое («Рада, что после годичного отсутствия вернулась на свой же уровень, а не на последние места»). К чести Ирины, победу Кван она прокомментировала достойно, заметив, что Мишель каталась безукоризненно и выиграла по праву.
Однако стоило спортсменкам выйти за пределы зала, как они преобразились на глазах. На просьбу кого-то из журналистов задержаться на пару минут Слуцкая возмущенно бросила через плечо: «Вы что, не видите, в каком я состоянии?». Бутырская тоже повела себя не лучшим образом.
Можно понять все. Естественно, для обеих спортсменок соревнования стали колоссальным стрессом. Журналисты обычно и прощают многое. И все-таки...
Поневоле вспомнился случайный - в самолете - разговор с американской журналисткой, с которой несколько месяцев назад мы возвращались с профессионального чемпионата мира по фигурному катанию. «Бутырской будет сложно начинать профессиональную карьеру в Америке», - сказала она тогда. И, заметив мой внутренний протест, добавила: «Во многих интервью после победы на чемпионате мира Маша говорила, что не понимает, почему мы так превозносим Кван. Мол, особо сложных прыжков у нее нет, а те, что есть, недостаточно хороши. И бороться с ней не так сложно, как принято считать. Мишель, напротив, всегда подчеркивает, что Бутырская - замечательная фигуристка. Красивая, артистичная. Сильный соперник. Вот и получилось, что многие американцы заведомо воспринимают вашу спортсменку как олицетворение негативных отношений между Россией и США. Ни в одном шоу такого не любят».
В определенной степени те слова были преувеличением. Однако в субботу очень многие журналисты лишний раз вспомнили о том, что общение с прессой - точно такая же обязанность любого известного спортсмена, как выступления перед судьями. Те, кто считает иначе, должны быть готовы к тому, что пресса и телевидение очень быстро находят себе других героев.
ТАНЦУЮТ ВСЕ!
Танцы стали в Ницце единственным видом программы, где Россия осталась без медалей вообще. Но если на февральском чемпионате Европы в Вене такой расклад был сенсационным, в Ницце он воспринимался как закономерность. Несмотря на то, что до последнего танца третью позицию занимали Ирина Лобачева и Илья Авербух. Проиграв в Вене, фигуристы вернулись к старой и очень удачной композиции Jesus Christ Superstar , впервые показанной несколько сезонов назад. Выступили фигуристы прекрасно. Более того, за технику катания их оценки оказались выше, чем у литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса, ставших в итоге, как и на европейском чемпионате, бронзовыми призерами. Вот только в сравнении с лидерами танец россиян смотрелся совсем не выигрышно.
На это обратил внимание даже знаменитый итальянский постановщик Джузеппе Арена, приехавший в Ниццу вместе с чемпионкой мира-99 Анжеликой Крыловой.
«Я никогда не болел за итальянцев, - ответил он на поздравления по поводу серебра родного дуэта - Барбары Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. - Но здесь был потрясен постановочной работой с ними Татьяны Тарасовой. Ваш тренер просто преобразил этот дуэт. Я в восхищении!»
В финале восхищения заслуживали многие. Пожалуй, впервые за много лет в танцах появилось столько интересных композиций. Замечательно выступали, к примеру, обе американские пары (Наоми Ланг - Петр Чернышев и недавние юниоры Джеми Сильвертсен - Джастин Пекарек), которые подготовил и привез на чемпионат Игорь Шпильбанд. Кстати, накануне финала Чернышев пережил довольно сильный психологический удар, зацепив коньком на тренировке болгарку Албену Денкову так, что у фигуристки оказались рассеченными сразу два сухожилия.
Много комплиментов пришлось и на долю совсем юных россиян Натальи Романюты и Данила Баранцева. Весь сезон ребята выступали в юниорских соревнованиях, причем выиграли все, что можно, включая финал «Гран-при» и первенство мира. Узнав, что предстоит выступать в Ницце, Наташа, Данил и тренер Алексей Горшков всего за девять дней успели поменять программу (у юниоров иные обязательные танцы, произвольный же - на целую минуту короче взрослого). Несмотря на итоговое 16-е место, они даже удостоились сравнения с легендарными олимпийскими чемпионами Джейн Торвилл и Кристофером Дином. Что же до результата, то и англичане, дебютировав в свое время на взрослом чемпионате, начинали со второй десятки.
Зато выступление второго российского дуэта - Анны Семенович и Романа Костомарова было огорчительным. Дело даже не в катании, а в явной несостоятельности тренеров - Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. В прошлом сезоне Роман, которого справедливо считают танцором от Бога, выступал с Татьяной Навкой. Но пару разбили, после чего Навка решила уйти из спорта вообще и родить ребенка. Роману же (в который раз!) пришлось начинать все сначала, причем с партнершей совершенно иного стиля и манеры танцевать - что сразу бросалось в глаза.
Собственно, беспомощность Линичук-постановщика и привела к плачевному результату. «Она считает, что знает все лучше других, - нехотя заметил Арена на мой вопрос, почему за столько лет знакомства с Анжеликой он ни разу не поставил ей программу. - Никак не поймет, что фигуриста нельзя превращать в шейкер. Все ее пары судорожно трясутся на льду, причем подается такая «хореография» как новое творческое направление. Больная спина Анжелики - результат именно этих танцев. Я же не привык навязывать свои услуги. Тем более тренеру, который не всегда считает нужным не только советоваться, но и просто здороваться с окружающими. Обидно только, что по таким, как она, многие люди за границей судят о России в целом».
Призеры же, первый раз за много-много лет, были счастливы. «По-моему, танцы начинают превращаться в спорт! - шутливо заметил Гвендаль Пейзера. - В первую очередь благодаря изменениям в судействе. Вспомните, год назад мы проиграли Крыловой и Овсянникову и были в шоке, поскольку слишком многие заметили, как несправедливо проходили соревнования. В этом году мы тоже проиграли в оригинальном танце. Расстроились, конечно, но - сами виноваты. Потому что сделали ошибку. А главное, не чувствовали себя обиженными».
Не так давно, наблюдая за очередным танцевальным турниром, я услышала от известного тренера Елены Чайковской, что, по ее мнению, танцы зашли в абсолютный тупик. Финал в Ницце, напротив, определил направление, четко выдержанное сильнейшими парами: танец-вязь, один сложнейший элемент которого перетекает в другой без малейшей паузы. Согласно измененным правилам, даже в произвольной программе оговорены определенные требования.
«Лучше бы их не было, - тоже шутливо заметила Барбара Фузар-Поли. - У меня проблема с некоторыми элементами, которые обязательно должны присутствовать в дорожках шагов. Но с другой стороны, такие же требования предъявляются и к другим фигуристам. Значит, им тоже непросто. А главное - наконец в танцах появились определенные критерии».
Возможно, следующее поколение танцоров уже вовсе не будет знать, что такое классическая и предельно консервативная «очередь», сломавшая столько спортивных судеб. Рассчитывать на быстрые перемены, конечно же, наивно. Но очень многие почувствовали, что принцип «катайся, и тебя заметят!» начинает работать. Как это случилось с бронзовой парой и еще более показательно - с израильской. Стоило Галит Хаит и Сергею Сахновскому, представляющим Израиль, сменить тренера, уйдя от Линичук к Тарасовой, они поднялись с тринадцатого места в мировом прошлогоднем рейтинге на пятое.
Дробязко и Ванагас на чемпионате в Вене превзошли российскую пару по всем статьям, начиная с оригинального танца. В Ницце этот вид программы остался за россиянами. Дело не в том, что в бригаде был российский арбитр и не было литовского. А в том, что Рита и Повилас катались гораздо хуже, чем полтора месяца назад. «Решили поберечь силы», - чуть виновато сказал после оригинального танца партнер.
Выводы были сделаны. В ином случае не видать бы литовцам бронзы как своих ушей. Поскольку сама по себе постановка, как бы блестяще она ни была сделана, отнюдь не гарантия успеха.
ЗА ДВА ГОДА ДО ИГР
Что нас ждет в Солт-Лейк-Сити? После танцевального турнира этот вопрос волновал не только российских болельщиков. Есть ли выход из кризиса?
- На месте первых трех пар я бы вообще ушел из любительского спорта, - заметил после соревнований один из зарубежных журналистов. - К Олимпийским играм все они будут в солидном возрасте, и не факт, что сумеют победить. Сейчас же благодаря титулам могут найти неплохие профессиональные контракты.
Действительно, самой молодой из перечисленных, Анисиной, уже 25 , ее партнеру - 28, итальянцам соответственно 28 и 26,Дробязко - 29, Ванагасу - 30. Пожизненное звание национальных героев французам обеспечено (поздравительную телеграмму от президента страны Жака Ширака принесли фигуристам, кстати, через несколько минут после победы), итальянцам и литовцам - тоже (их медали стали первыми за всю историю фигурного катания в этих странах). Наверное, можно и освободить места. Но для кого?
Надежды на то, что на большой лед вернутся Крылова и Овсянников, довольно призрачны. Сама Анжелика заметила, что Олег думает о поисках другой партнерши. Может быть, ею станет Татьяна Навка, которая, судя по словам многих, хотела бы продолжать кататься, после того как родится ребенок. С другой стороны, ползут слухи о том, что вполне может образоваться дуэт в составе Овсянникова и Паши Грищук.
Второй вопрос - у кого тренироваться? Из свободных тренеров, имеющих необходимые для олимпийского уровня опыт и имя, есть, пожалуй, лишь Наталья Дубов а, по-прежнему работающая в американском Лейк-Плэсиде. Тарасова и Чайковская скорее всего не в счет. Их итальянский и литовский дуэты уже в следующем сезоне наверняка будут сражаться с чемпионами мира на равных: серебро и бронза не устроят ни тех, ни других. А кроме этого, ни Тарасова, ни Чайковская никогда не возьмут в свои группы спортсменов, претендующих в чемпионатах мира и Европы на одно и то же место.
При такой конкуренции (тренеров в том числе) Лобачева и Авербух, как ни печально сознавать, не имеют никаких шансов. «Нужно платить любые деньги, приглашать самых известных постановщиков, но менять стиль и программы, - сказала на этот счет Крылова. - Но боюсь, на это Линичук не пойдет никогда».
По этой же причине наивно рассчитывать, что удастся прогрессировать второму российскому дуэту - Семенович и Костомарову. Зато третий - Романюта и Баранцев - уже в следующем сезоне имеет право выступить в двух этапах взрослого «Гран-при». Правда, это значит, что придется отказаться от юношеской серии, потеряв значительные призовые суммы. Но в Ницце и спортсмены, и тренер пришли к выводу, что овчинка стоит выделки. Никакие деньги не заменят опыта взрослой борьбы.
Все предыдущее время Наташа и Данил готовились в Болгарии, где по контракту работал их тренер. Кстати, возможно, именно это уберегло дуэт от российской танцевальной действительности, где стараниями Линичук и в какой-то степени - федерации фигурного катания было уничтожено немало юниорских дуэтов, одним из последних - очень самобытные танцоры того же Горшкова Ольга Шарутенко и Дмитрий Наумкин. Пробиться в олимпийскую тройку за два оставшихся года российские юниоры, безусловно, не успеют. В десятку - вполне. Соответственно, приобретут реальные шансы оказаться в числе главных действующих лиц следующего олимпийского четырехлетия.
Ну а в Солт-Лейк-Сити почитателям российской школы танца на льду останется болеть за Анисину (как-никак своя) и за двух российских тренеров. В конце концов, если бы не Тарасова с Чайковской, у Италии и Литвы не было бы повода для триумфа.
|