Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2000 - Ницца (Франция)
Алексей ЯГУДИН: САМОУБИЙСТВО РАДИ ЗОЛОТА
Алексей Ягудин
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Алексей Ягудин

1 апреля 2000

«Совсем недавно я понял очень странную вещь, - сказал Ягудин на пресс-конференции после того, как ему была вручена золотая медаль. - Вся подготовка к чемпионату тяжелейший сезон с нагрузками и травмами, выматывающая работа и нервотрепка на соревнованиях - все это ради того, чтобы выйти на лед в финале чемпионата мира и за 4 с половиной минуты умереть в страшных мучениях».

Кому-то это покажется шуткой. На самом же деле слова Ягудина как нельзя лучше отражают то, что происходило на льду в финале. Он должен был стать битвой двух мастеров. Битвой поистине смертельной. И никому - ни 3-кратному чемпиону мира канадцу Элвису Стойко, ни чемпиону США Майклу Вайссу, ни остальным не суждено было в нее вмешаться.

Понимал ли Алексей Мишин - тренер Плющенко, какую жажду реванша породил он в душе своего бывшего ученика Ягудина, сказав после чемпионата Европы, что Женя не просто победил соперника, а превзошел его по всем статьям? И в четверг два фигуриста были одержимы желанием морально уничтожить друг друга, сломить, разорвать на части - только так на высшем уровне спорта можно утвердить свое превосходство. Ягудин и его тренер Татьяна Тарасова решились на невозможное - они поменяли произвольную программу всего за 5 недель до чемпионата мира и противопоставили ее накатанной на зрителях в течение целого сезона композиции Плющенко. Не стану оценивать, насколько хорош был новый вариант с точки зрения артистического исполнения. В смертельных боях люди не думают о красоте поединка. Не знаю, кому из фигуристов было легче выступать - Алексею, заведомо поставленному перед необходимостью вывернуть себя наизнанку, или Евгению, вынужденному ждать, не ошибется ли соперник.

Когда финал завершился, многие наблюдатели посчитали поражение чемпиона Европы тактическим просчетом его тренера. Ягудин великолепно справился сначала с каскадом из четверного и тройного прыжков, затем с четверным в отдельности, но неожиданно упал на тройном лутце. Теоретически у Плющенко был шанс - отказаться от четырех оборотов вообще, тем самым сняв с себя тяжелейший психологический груз, и чисто откатать облегченную программу. Но кто бы поручился, что и в этом случае удалось бы избежать ошибок? Ведь проиграл Евгений не из-за технических оплошностей. Он просто не справился с ожиданием и напряжением борьбы, сломался психологически. Свидетельством тому - банальная «бабочка» вместо первого прыжка, судорожный заход на вторую попытку, обернувшуюся падением. Потом Плющенко упал еще раз. Последним ударом стали оценки судей. Словно мстя за неоправдавшиеся ожидания, арбитры вышвырнули российского фигуриста за пределы призовой тройки.

Финальные оценки чемпиона мира стали поводом для бурной дискуссии среди журналистов. Вряд ли Алексей заслужил почти максимальных 5,9 за артистическое исполнение. Малопонятной была и 5,4, выставленная за технический прокат англичанкой Лорой Макнейл. Но все это было второстепенным. Главное то, что в конкретный временной промежуток - между 10 и 11 часами вечера 30 марта - сильнейшим стал Ягудин.

Евгений Плющенко
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Евгений Плющенко

СПУТАННЫЕ КАРТЫ

Предварительный расклад мест в первой десятке существовал в головах судей всегда. Но иногда все идет наперекосяк, ломая сценарии. Так было, например, на чемпионате мира в Лозанне, где сразу 12 фигуристов откатали свои короткие программы одинаково великолепно. При этом стала очевидной явная несправедливость фигурного катания: из дюжины равных половина заведомо оказалась без шансов на победу. Сенсацией тогда стала и золотая медаль, которая досталась олимпийскому чемпиону Лиллехаммера Алексею Урманову, перепрыгнувшему, благодаря повальному падежу всех прочих, с шестого на первое место. В Ницце ситуация снова вышла из-под контроля. Заранее просчитав сильнейшую группу, судьям ничего не оставалось, как заранее, после короткой программы, отправить третьего россиянина Александра Абта на пятое место - от медалей подальше. Как говорят в фигурном катании, «подложить» его под лидеров.

«Это страшное ощущение, когда тебя «подкладывают», - рассказывал мне олимпийский чемпион Сараево в парном катании Олег Васильев. - Нас с Леной Валовой точно так же «подкладывали» под лидеров на следующих Играх - в Калгари. До выступления Лена месяц лежала в больнице - при уколе занесли инфекцию, и у нее началось отмирание тканей на ноге. За 4 недели до старта она успела поменять ботинки - в старые не помещалась ступня, обкатать их, но травмированная нога все еще оставалась на 4 сантиметра толще здоровой. Естественно, никто и предположить не мог, что мы сможем на что-то рассчитывать - в советской команде мы считались третьей парой, а значит, не должны были оказаться среди призеров по определению. Несмотря на все это, короткую программу мы откатали идеально. И... получили 5,3. А все, кого планировали поставить выше, попадали. В итоге мы завоевали серебро, проиграв Гордеевой и Гринькову».

Вероятно, с точки зрения арбитров, за которой всегда стоит негласное мнение ИСУ, допустить вероятность того, что призерами чемпионата мира тоже станут представители России, было бы стратегической ошибкой. Поэтому и в произвольной программе при хорошем прокате, отлично выполненном четверном и каскаде из акселя и тройного тулупа, при единственной ошибке - падении в отдельном тройном акселе - оценки Абта были, мягко говоря, странными: от 4,7 до 5,5 за технику и от 4,8 до 5,7 за артистизм. Такой разброс - свидетельство растерянности вершителей спортивных судеб. Давать более высокие баллы? Но ведь впереди выступления фаворитов! И как тогда оправдать предыдущие попытки заживо похоронить фигуриста? В квалификационном прокате произвольной Александру, кстати, не засчитали совершенно чистый четверной, объяснив при разборе, что имело место приземление на две ноги. Да и в финале, судя по оценкам и по пресс-релизу со списком тех, кто успешно справился с наиболее сложным прыжком, в котором фамилии Абта не было, прыжок явно не был засчитан.

Кто же знал тогда, каким будет продолжение финала! Что падать - и как! - вслед за Стойко и китайцем Ли Ченцзянем предстоит и Вайссу, и Ягудину с Плющенко. Если бы Абт точно так же прокатал свою программу, но последним в группе, он вполне мог бы рассчитывать на призовое место. Однако все сложилось иначе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТРИУМФ

На фоне битвы гигантов довольно малозначительно воспринималась еще одна сенсация четверга: в танцах чемпионам Европы Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера, выступавшим, помимо всего прочего, в родных стенах, не удалось сохранить лидерство. Одним из авторов сенсации стала все та же Тарасова. Именно ее дуэт - итальянцы Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо - стал победителем в оригинальной композиции. «В финале французы выиграют», - уверенно заявила тренер в ответ на поздравления своих болельщиков.

Однако ситуация не так проста, как кажется. Чемпионами мира станут те, кто получит большинство судейских голосов в финале. Французы шокированы. Смогут ли они забыть обо всем и выступить так, как полтора месяца назад, размашисто и легко? Итальянцам же нечего терять.

Аналогичное положение и у соискателей бронзы. В оригинальной программе на латиноамериканские ритмы российские танцоры Ирина Лобачева и Илья Авербух, безусловно, выглядели сильнее своих визави Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса. Те осторожничали, из-за чего композиция стала тяжелой и напряженной. Танец же может быть чем угодно - игрой, завлеканием партнера, соблазнением судей, но никак не каторжной работой. Однако опять-таки все будет зависеть от финального проката.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru