Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2000 - Вена (Австрия)
ТРИУМФ ПОСЛЕ ТРАУРА
Марина Анисина, Гвендаль Пейзера
Фото из архива Елены Вайцеховской
Марина Анисина и Гвендаль Пейзера

14 февраля 2000

Заключительный день чемпионата сложился для России триумфально. Ирина Слуцкая, Мария Бутырская и Виктория Волчкова заняли весь пьедестал почета в одиночном катании. Однако днем ранее в российском стане царил траур. Впервые за 32 года российские танцоры не сумели попасть в призовую тройку чемпионата Европы. Победителями стали Марина Анисина - Гвендаль Пейзера из Франции, второе место заняли итальянцы Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо, бронза же досталась Маргарите Дробязко и Повиласу Ванагасу из Литвы. Они и вышибли с пьедестала сильнейший российский дуэт - Ирину Лобачеву и Илью Авербуха.

ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ

Можно, конечно, утешать себя тем, что чемпионский дуэт как минимум наполовину - российский (Марина Анисина становилась чемпионкой мира среди юниоров в начале своей танцевальной карьеры в паре с Ильёй Авербухом), Рита Дробязко - москвичка, Повилас Ванагас вырос как танцор в столичном клубе, да и тренеры у серебряного и бронзового дуэтов Татьяна Тарасова и Елена Чайковская на протяжении последних 30 лет выводили на лед своих спортсменов сначала под красным советским полотнищем, а затем - под российским триколором.

Более того, те самые медали, с которых в 68-м и начале 70-х началась триумфальная история восхождения советских танцев на льду, были завоеваны при их непосредственном участии. Чайковская тренировала Людмилу Пахомову и Александра Горшкова, Тарасова - Татьяну Войтюк и Вячеслава Жигалина. Но вспоминая о тех и о многих других питомцах выдающихся тренеров, которые, к слову, за тридцать лет завоевали для страны в танцах на льду в общей сложности несколько десятков золотых медалей на чемпионатах Европы и мира и выиграли пять Олимпиад, нельзя не задать вопрос: как можно было допустить, чтобы, оставаясь в России, Тарасова и Чайковская начали работать в танцах против своей страны?

Вопрос, конечно же, запоздал. Развал школы и традиций начался гораздо раньше - когда при непосредственном участии федерации фигурного катания все российские танцы оказались в руках одного единственного тренера - Натальи Линичук.

Речь не о том, хорошим тренером оказалась олимпийская чемпионка 1980 года, или не очень. Работала она вполне профессионально, но, к сожалению, никто не задумался, что многолетний успех советских танцев был возможен в первую очередь благодаря постоянному противостоянию трех выдающихся и совершенно разных по стилю тренеров - Чайковской, Тарасовой и Натальи Дубовой. Когда же все три по разным причинам были вынуждены уйти из сборной, танцевальная продукция стала конвейерной: из группы Линичук одна за другой выходили добротные, но одинаковые дуэты.

Был период, когда на одном из чемпионатов тренер выводила на лед почти десяток пар, выступавших за разные страны. То было удобно и с тактической точки зрения, поскольку гарантировало поддержку судей всех этих стран.

Пиком благополучия стали, пожалуй, Олимпийские игры в Лиллехаммере, где Оксана Грищук и Евгений Платов, перешедшие незадолго до этого к Линичук из группы Дубовой, стали чемпионами. Но через пару лет в фигурное катание - с Ильёй Куликом - вернулась Тарасова. Грищук и Платов перешли к ней. И выиграли второе золото на Играх в Нагано во многом благодаря тому, что к постановкам и исполнению бывший тренер уже не имела никакого отношения. К ней же из группы Линичук ушли украинцы Ирина Романова и Игорь Ярошенко.

Потом, взяв к себе литовцев, вернулась в танцы и Чайковская. Тут то и стало ясно, что репутация ее бывшей ученицы Линичук как лучшего танцевального тренера мира - всего лишь миф. К Тарасовой перебрались Галит Хаит - Сергей Сахновский из Израиля, к Чайковской пытались уйти чемпионы мира Анжелика Крылова и Олег Овсянников, но тренер отказала - она уже работала с Дробязко и Ванагасом, а главное, состояние здоровья Анжелики не позволяло даже надеяться на то, что фигуристка сумеет переносить необходимые тренировочные нагрузки - сказались слишком длительные выступления с недолеченными травмами.

Но главным ударом по репутации Линичук стал все же чемпионат Европы-2000. Многие годы в танцах считалось, что, заняв очередь к пьедесталу однажды, нужно лишь набраться терпения и ждать, когда она подойдет. Но взглянем на результаты: Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо - пара Тарасовой - перебрались с четвертого на второе место. Литовский дуэт Чайковской - с пятого на третье. Хаит - Сахновский - с десятого на шестое. В группе Линичук лучшая пара - бронзовые призеры прошлого чемпионата Европы Лобачева и Авербух - осталась четвертой, Елена Грушина - Руслан Гончаров из Украины (7-е место на чемпионате-99) - восьмыми, второй же российский дуэт Анна Семенович - Роман Костомаров занял десятое место.

Этих фигуристов, кстати, особенно жалко. В 1996 году Роман с Екатериной Давыдовой стал чемпионом мира среди юниоров. Тогда, кстати, специалисты называли Романа наиболее перспективным партнером в мире. Но пара была насильственно разбита Костомаров уехал в Америку к Линичук и стал кататься с Татьяной Навкой (Семенович тогда выступала с Владимиром Федоровым). Естественно, встав в пару прошлым летом, Анне и Роману пришлось снова начинать с нуля.

Так что перспективы российских танцев на ближайшее и не очень ближайшее будущее - безрадостны. Начиная с того, что на чемпионате Европы-2001 в Братиславе страна имеет право выставить лишь два дуэта. Вряд ли может служить утешением, что на литовскую федерацию благодаря бронзе Дробязко и Ванагаса свалились еще более серьезные проблемы: где взять еще две пары? Ведь в Братиславе Литва имеет право на три вакансии!

БРОНЗОВАЯ ПОБЕДА

Наибольший фурор, как ни странно, произвели в Вене не Анисина и Пейзера, ставшие впервые чемпионами Европы. Их золото для всех было ожидаемым. Чего никак нельзя было сказать о бронзе. Рита Дробязко и Повилас Ванагас завоевали первую для Литвы медаль за всю историю чемпионатов по фигурному катанию. В январе фигуристы стали третьими в финале чемпионской серии «Гран-при» и ехали в Вену не просто участвовать, как это было на протяжении девяти предыдущих чемпионатов, но биться за медаль. С другой стороны, в реальность этой задумки верили очень немногие. Разве что сами спортсмены и их тренер.

- У нас и раньше никогда не было чувства обреченности, - рассказывал Повилас. - На всех соревнованиях реакция публики на наши выступления была такой, что мы понимали: место, на которое в итоге нас ставят судьи, не соответствует реальной расстановке сил. Значит, просто нужно верить, что когда-нибудь справедливость восторжествует. Пожалуй, в этом году мы впервые не чувствовали себя одинокими - нас окружала классная команда. Тренеры - Чайковская, Владимир Котин и Татьяна Кузьмина, врач Далюс Баркаускас, моя мама, муж Елены Анатольевны... Анатолий Михайлович постоянно поддерживал нас психологически - расписал по пунктам, как все будет происходить, если мы сами не наделаем ошибок. Зря, что ли, нас весь сезон шампанским поливали? (В группе Чайковской традиция: после каждой новой постановки спортсмены приносят на каток шампанское и капли, которые остаются в бокалах, выливают друг другу на голову. - Прим. Е.В.). Я верил, но одновременно думал: «Хорошо, конечно, если так все и случится». В день финала увидел судейскую жеребьевку и слегка расстроился - психологически легче выступать, когда знаешь, что в бригаде есть свой арбитр. Но Елена Анатольевна спокойно сказала, что бригада просто замечательная. Все - профессионалы, понимают толк в танцах. Мы с Ритой сразу перестали забивать головы ненужными мыслями. И поехали...

- Испугались, когда в середине программы вам не удалась сложная поддержка?

- Конечно. Я стал поднимать Риту чуть раньше, чем она оттолкнулась. Такого срыва у нас не было никогда. Если бы Рита мгновенно не сориентировалась, мы наверняка выбились бы из музыки - в этом месте программы у нас очень сложные шаги.

- Я и сама запаниковала, - вмешалась в разговор партнерша. - Поняла, что первую оценку - за технику - неминуемо снизят, значит, надо лезть из кожи вон, чтобы вторая была максимально высокой. Вообще чемпионат дался непросто. Накануне я переболела гриппом - уберечься от него в Москве было невозможно - так что пик формы удержать не удалось.

- Поэтому вы и привезли с собой врача?

- Далюс постоянно сопровождает нас уже третьи соревнования. Мелкие травмы у фигуристов случаются постоянно - то пах потянут, то голеностопы болят, - мы уже стеснялись обращаться за помощью к российским врачам - Виктору Аниканову и Тамаре Гвоздецкой. Они очень помогали нам на протяжении многих лет, но ведь и в собственной сборной работы хватает.

- Когда вы почувствовали, что сможете бороться за медаль?

- С первой же тренировки. Не зря ведь в фигурном катании принято говорить «Выиграл тренировку». С точки зрения тренеров, мы выиграли все прокаты. За исключением, разве что, одного - который был в день оригинального танца. На лед пришли в семь утра, - не самое лучшее время для «дискотеки» - тем более в латиноамериканских ритмах.

- Кто, кстати, предложил сделать упор не на быстрый ритм, а на медленную румбу?

- Сначала мы сами. Чайковская была против - эту музыку брали для своего оригинального танца Джейн Торвилл и Кристофер Дин - когда они стали чемпионами Европы в 94-м. Но потом Елена Анатольевна передумала и сама нашла несколько иную обработку музыки. С произвольным танцем получилось и вовсе случайно. На сборе в Сочи во время лечебных процедур я познакомился с мужчиной, который лежал в соседней ванне и дико ругался на уровень обслуживания. Выяснилось, что он в прошлом - танцор. А при очередной встрече похвастался, что купил классный пиратский диск с ариями. Мы услышали одну из них - и принялись искать оригинал. Ходили по музыкальным магазинам и включали запись продавцам - поскольку на диске не было ни названия, ни имени певицы. Нашли. Это была Spente Le Stelle Эммы Шаплин. И сделали программу.

- Я слышала комментарий Джейн Торвилл для ВВС, где она сказала, что ваш оригинальный танец был, на ее взгляд, лучшим из всех.

- Приятно слышать. Хотя, повторю, нам не удалось удержать пик формы на том уровне, как это было в Лионе. Постараемся взобраться на него в Ницце.

ВСЕ ТА ЖЕ ДРУГАЯ СЛУЦКАЯ

Трехкратная чемпионка Европы появилась на пресс-конференции, обвитая разноцветной плюшевой сороконожкой - подарком зрителей. Год без крупных выступлений (в прошлом сезоне Ирине не удалось отобраться в команду) явно пошел на пользу. Уверенность и мощь, ничуть не нарушавшие женственности и изящества, витали аурой вокруг фигуристки с первого появления на тренировочном венском льду. И подпаливали нервы соперниц.

В отличие от всех прочих фигуристок Слуцкая не допустила ни единого промаха за все три дня соревнований: выиграла квалификацию, затем - короткую программу и, наконец, финал. Чемпионка Европы и мира прошлого года Мария Бутырская ошиблась лишь однажды, но всерьез: в короткой программе. Для нее самой то было полнейшей неожиданностью: во всех турнирах сезона именно короткая программа удавалась Бутырской по-настоящему хорошо. В Вене не получилось.

Большим открытием для многих специалистов стало катание Виктории Волчковой. На тренировках Вика была необыкновенно хороша. Мощные, высоченные и в то же время мягкие прыжки фигуристки выигрывали даже в сравнении с тройными в исполнении титулованных соотечественниц. В финале Волчкова каталась последней. Но сил хватило лишь на первую половину программы.

Результат за прокат стал четвертым. И лишь замечательное выступление россиянки в квалификации и короткой программе помешало Ванессе Гусмероли из Франции добраться до бронзовой медали.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru